Основная часть
Перед современным дошкольным образованием стоит такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В современном мире в системе образования остается актуальной проблема раскрытия творческого потенциала у ребенка. Происходит это в связи с процессом гуманизации обучения в целом и активном использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности. Арт-педагогика – это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется посредством искусства [1].
Сущность такой педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства, направленное на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, а также формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности.
Арт-педагогическая технология – это система последовательных действий педагога, которые направлены на решение образовательно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Изобразительное творчество способствует развитию всесторонней личности ребенка. При этом формируются воображение, наблюдательность, творческие способности, которые позволяют ребенку выражать свободно свои мысли и чувства, активизируется конкретное образное мышление, связывает и развивает все важнейшие функции (речь, зрение, двигательная координация) [1].
Цель арт-педагогики – запустить познавательную деятельность учащихся средствами искусства, развить творческое воображение, эмоциональную память; гармонизация духовно-нравственного состояния внутреннего мира детей и их социализация; приобщения к национальному и мировому искусству, развитие любви к искусству и культуре, их духовно-нравственным народным традициям, запечатлённым в произведениях отечественной живописи, скульптуре, музыке, литературе, театре, хореографии, песнопениях, в произведениях материальной культуры и других видах народного творчества.
Великими психологами доказано, что все функции культуры и искусства имеют терапевтический эффект на формирующуюся личность ребенка.
Функции арт-педагогики являются:
- Культурологическая. Где личность будит интерес к познанию, образовывает, развивает культуру как систему ценностей;
- Образовательная. Направлена на развитие личности и познание ею действительности через искусство и обеспечивает усвоение знаний в сфере искусства;
- Воспитательная. Формирует морально-эстетические основы личности и содействует её социокультурной адаптации с помощью искусства [2].
Воспитание творчества у ребенка дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие. В каждом человеке существует творчество в той или иной мере. Творчество необходимо воспитывать, чтобы оно стало жизненно-необходимой установкой.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и формируются творческие способности к саморазвитию, самосовершенствованию. При этом важным условием для развития творческих способностей является обучение с использованием современных методов и приемов. Поэтому все виды арт-педагогика можно сказать, что помогают раскрыть «творческий характер» и помогает ребенку открывать в себе что-то новое, понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. В каждом человеке предполагается существование возможностей, которые можно открыть для самореализации личности [2].
Арт-педагогика помогает развитию гармонии личности, путем развития способности самовыражения и самопознания. Кроме того она ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арт-педагогика предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования и т. д.
Арт-педагогика включает в себя использование художественных методов и приемов, таких как рисование, театральная игра, музыка, танцы, литература и т. д., для достижения образовательных и воспитательных целей. Они позволяют развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и другие аспекты личностного развития ребенка.
Такие, как рисование, лепка, аппликация и другие виды творческой деятельности, могут оказаться эффективными для достижения этой цели [2].
В процессе обучения с использованием арт-педагогики дети могут выражать свои мысли, эмоции и представления о добре и зле посредством создания художественных работ. Педагог может проводить беседы с детьми, стимулируя их осознанность и анализ своих дальнейших действий. При этом важно также обратить внимание на моральные и культурные нормы, объяснить их значение и дать возможность детям применять их в повседневной жизни.
Практический метод в изобразительной деятельности дошкольников очевиден и имеет ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет детям непосредственно применять свои навыки и умения в создании художественных работ и помогает им развивать мелкую моторику, координацию движений и воображение. Во-вторых, арт-педагогика способствует развитию трудолюбия и усердия у детей. Они учатся прилагать усилия для достижения желаемого результата и осознают, что только трудом можно добиться успеха. Кроме того, в процессе практической деятельности дети учатся быть самостоятельными. Дети учатся принимать решения, выбирать материалы и инструменты, создают свои произведения. Все это способствует развитию самостоятельности и самооценки у детей. Важно отметить, что педагог уделяет внимание детям на инновационности труда.
Арт-педагогика помогает и способствует развитию творческого мышления у детей. Они думают нестандартно и находят необычные пути решения проблем. Это помогает развить в детях креативность и способность мыслить гибко. Кроме того, проблемный метод позволяет детям учиться сотрудничать и работать в команде. В процессе решения проблем они могут обсуждать свои идеи, выслушивать мнения других и приходить к общему решению. Таким образом, дети развивают навыки общения и сотрудничества в изобразительной деятельности дошкольников и способствует развитию их творческих способностей, логического мышления, креативности, коммуникативных и сотруднических навыков. Он помогает детям стать активными и самостоятельными участниками процесса решения проблем [3].
Использование игровых моментов в изобразительной деятельности дошкольников помогает привлечь внимание детей и сделать процесс более интересным и увлекательным. Например, при изображении предметов дети могут играть в гостинцы с новой куклой. Они могут лепить ей угощение, такие как блины, пироги и печенье. Также дети могут поиграть в рисование плюшевого мишки с натуры. В этот момент игрушка может стучаться в дверь, здороваться с детьми и просить их нарисовать его. Это не только делает процесс рисования более увлекательным, но и помогает детям развивать свою фантазию и творческое мышление.
В моменты игры в изобразительной деятельности позволяют детям вжиться в роль, использовать свое воображение и создавать свою собственную историю. Они могут выражать свои мысли и эмоции через игру, что способствует развитию их социальной адаптации [3].
Одним наиболее важным аспектом формирования нравственных представлений является сохранение патриотических чувств и заботы о своей стране и семье. Так, с помощью арт-педагогике дети могут изображать иллюстрации и символы своей страны, создавать произведения, отражающие их любовь и уважение к родине. Педагог может рассказать о важных событиях и деятелях, связанных с историей и культурой страны.
В целом, арт-педагогика представляет собой мощный инструмент для развития личности и достижения образовательных и воспитательных целей. Происходит объединение искусства и педагогики, создается среда для творчества, самовыражения и личностного развития учащихся. Регулярные занятия с использованием арт-технологий, а также поддержка и руководство со стороны педагога, способствуют развитию детей и формированию духовно-нравственного мировоззрения [3].
Заключение
Сущность арт-педагогики состоит в гармонизации личности ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. В ходе занятий с применением арт-педагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность обучающихся в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно, он начинает получать удовольствие от того, чем занимается. Необходимая составляющая занятия - полное принятие и поддержка со стороны педагога.
Таким образом, арт-педагогика и практика педагога при помощи средств искусства помогает решать важные профессиональные педагогические задачи. Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, поэтому так важно использовать различные методы искусства через его непосредственное участие в творческом педагогическом процессе [4].