Одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принятого в стране, является обеспечение взаимодействия педагогов с родителями по вопросам создания условий для физического, психического, нравственного развития личности ребенка, его успешной социализации в обществе.
В детских образовательных организациях администрация и педагоги прилагают все усилия, чтобы сделать пребывание ребенка в детском саду не только интересным, но и полезным. С этой целью в детских садах имеются спортивные залы, спортивные площадки, физкультурные уголки, установлен режим дня, организовано рациональное сбалансированное питание для детей. Но этого в полной мере недостаточно для развития здорового поколения, поскольку личность ребенка формируется не только в детском учреждении, но и в семье. Поэтому на сегодняшний день одной из приоритетных задач педагогического процесса является установления тесной связи дошкольной организации с семьями воспитанников.
Традиционные формы работы уже не так эффективны и не дают желаемого результата, родители не хотят быть пассивными наблюдателями, они стремятся к сотрудничеству и самореализации в образовательном процессе. Многие родители хотели бы участвовать в физическом воспитании своего ребенка, но не все имеют для этого нужные знания и умения. И специалисты дошкольных учреждений просто обязаны прийти на помощь таким неравнодушным родителям.
Для эффективного взаимодействия специалистов ДОО и родителей необходимо учитывать ряд принципов: систематичность и последовательность в работе с детьми и родителями; единство целей и задач в вопросе физического воспитания ребенка в саду и дома; партнерские отношения родителей и педагогов; индивидуальный подход к каждой семье.
Большинство дошкольных организаций привыкли использовать в своей работе традиционные формы взаимодействия с родителями. Они дают определенный результат, не всегда благоприятный для педагогов. На сегодняшний день существует очень много нетрадиционных форм работы с родителями, которые, по нашему мнению, более результативны. Остановимся на некоторых из них.
Родительское собрание в форме круглого стола − «Здоровье детей в наших руках». Собрание поможет добиться эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей и значительно повышает уровень теоретических знаний родителей.
«Семинар–практикум». Совместно с родителями обыгрываются проблемные ситуации, и с помощью специалистов подбирается решение этих проблем.
«Вечера вопросов и ответов». Для этого собрания родители должны заранее сформировать наиболее интересующие их вопросы. Во время обсуждения этих вопросов со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
«Мастер класс». Собрание, на котором родители могут поделиться своими идеями и показать, как их воплотить в жизнь. Для этого воспитатель заранее дает нескольким желающим родителям тему собрания и поручает поделиться своими умениями и провести небольшой урок – передать опыт.
Совместные мероприятия (физкультурные праздники, досуги). Данные мероприятия помогают сплотить внутрисемейные отношения, дарят множество положительных эмоций как взрослым, так и детям.
Таким образом, без участия родителей в жизни ребенка в ДОО процесс воспитания, в частности физического, будет неполноценным. Благодаря взаимодействию всех участников образовательных отношений дети приобщаются к здоровому образу жизни, развивают физические способности, а значит, происходит формирование предпосылки к учебной деятельности и социальной успешности ребенка в будущем.