Цель исследования – выявить особенности развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ДОУ. В исследовании приняли участие 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 5–7 лет.
Для исследования компонентов самосознания дошкольников использовались следующие методики:
- Методика «Физическое Я» (Н. Л. Белопольская);
- Методика «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Т. Щур).;
- Методика «Вопросы» (Г. А. Урунтаева).
Характеристика методик
1. Методика «Физическое Я» позволяет охарактеризовать умение описывать свой внешний облик при его наглядном восприятии, знание о функциональном назначении основных частей тела, наличие идентификации с полом, понимание постоянства половой принадлежности, возможность выразить вербально эмоциональное отношение к своему облику.
Ребенка просят посмотреть в зеркало и задают вопросы:
- Ты мальчик или девочка?
- А ты всегда был (а) мальчиком (девочкой)?
- Зачем тебе нужны руки? Что умеют делать ноги (глаза, рот, уши, голова)?
- Покажи (расскажи), что есть на лице у тебя (глядя в зеркало).
- Расскажи, какой ты.
2. Методика «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Т. Щур) направлена на изучение самооценки детей.
Материал: графические схематические и семиступенчатой лесенки.
Инструкция ребенку: Посмотри на лестницу. Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся добрые дети (эти дети…), показ: «добрые», «очень добрые», «самые добрые». А на трех нижних ступеньках окажутся злые дети - чем ниже, тем хуже (эти дети...). На средней ступеньке дети не добрые и не злые (эти дети...). Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни, почему.
3. Методика «Вопросы» (Г. А. Урунтаева) позволяет установить знание простых социальных норм, оценить возможность ребенка встать на позицию другого человека.
Оборудование: картинки с изображением ситуаций, соответствующих задаваемым вопросам. Вопросы:
- Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
- Можно ли обижать животных? Почему?
- Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
- Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что ты виноват? Почему?
- Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
- Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Методы обработки данных предполагали использование математико-статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы SPSS 26.0. Вычислялись:
- Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
- Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонением каждого значения из ряда от среднего.
- Для сравнительного анализа использовался U-критерий Манна – Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.
Методы математико-статической обработки данных позволяют более качественно представить результаты эмпирического исследования.
Выделим несколько направлений работы психолога по развитию самосознания дошкольников: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
В работу с детьми будет включаться:
- Развитие адекватной самооценки и осознание своих личностных качеств;
- Развитие самоконтроля детей;
- Развитие адекватной реакции на успех и неуспех;
- Развитие адекватного уровня притязаний;
- Развитие умения объяснять свои самооценочные суждения;
- Развитие осознания детьми своего места в системе общественных отношений.
В работу с родителями будет включаться:
- Просветительская работа с родителями по формированию представлений об особенностях детей (возрастных и индивидуальных), адекватной самооценке ребенка;
- Консультативная работа с родителями по снижению чрезмерной связи самооценки ребенка от мнения родителей.