Главная
АИ #10 (245)
Статьи журнала АИ #10 (245)
Методы, формы и средства реализации задач формирования финансовой грамотности у ...

Методы, формы и средства реализации задач формирования финансовой грамотности у дошкольников в контексте Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
финансовая грамотность
потребительская культура
товары и услуги
собственный бюджет

Аннотация статьи

В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования особое внимание уделяется формированию финансовой грамотности у детей. Игровые, творческие и исследовательские методы реализации задач способствуют активному обучению. Использование разнообразных средств обучения обогащает образовательный процесс. Финансовая грамотность формирует у дошкольников навыки ответственного обращения с деньгами, помогает развивать критическое мышление и учит принимать обоснованные решения в будущем.

Текст статьи

В различных педагогических теориях используются методы, формы и средства для формирования финансовой грамотности у дошкольников.

Теория деятельностного подхода основывается на принципе интенсивного взаимодействия с окружающей реальностью. Для реализации данных идей применяются игровые задания, а также вариации социального взаимодействия и ролевые игры.

Существует идея Л. С. Выготского касательно зоны ближайшего развития, то есть развитие выполняется благодаря поддержке. Данная мысль применяется в играх с усложнением, заданиях на продолжение фразы и вопросах с использованием сказочных примеров. Её представители: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

Теория конструктивизма состоит в том, что воспитанники осваивают разнообразные знания через собственный опыт, благодаря которому могут изучать внешнюю реальность, делать собственные эксперименты и составлять выводы. Данные идеи реализуются через экспериментальные игры, исследовательские задания и обучение через использование прикладной деятельности. Теорию развивали Дж. Дьюи, Ж. Пиаже.

Интересующие вопросы осваиваются плавно, начиная с разминок и упражнений, построенных на классификациях, сходствах и различиях. Через соответствующие вопросы дошкольники формируют способность критического мышления.

Исходным положением выступает идея о месте функциональной грамотности среди образовательных результатов: от элементарной грамотности (умения решать учебные задачи) к функциональной грамотности (умению решать практические жизненные задачи на основе полученных знаний и умений) и далее к компетентности (умению решать профессиональные задачи) [2, с. 6].

На основании вышеперечисленных концепций педагоги могут реализовать варианты игровой деятельности с воспитанниками для развития функциональной грамотности в пространстве пяти разных аспектов: математическая, читательская, естественнонаучная (экологическая), финансовая грамотность, социально-коммуникативная грамотность.

В данной работе рассмотрим финансовую грамотность и ее методы, формы и средства реализации.

Финансовая грамотность – это комплекс различных знаний, навыков, умений и установок в области финансов, а также личностно-социально-психологических характеристик [4, c. 173].

Следует подчеркнуть, что финансовая грамотность является одним из основных компонентов функциональной грамотности и предоставляет основные навыки для менеджмента собственных ресурсов, понимания стоимости товаров и услуг. Ответственность за личные средства, понимание основных вопросов морально-этической специфики является важным аспектом исследования. В современном мире, где деньги обладают доступностью и являются важным компонентом взаимодействия в обществе, является более чем актуальным организация работы с детьми по развитию финансовой грамотности. При этом исследования говорят о том, что навыки, приобретённые в дошкольном возрасте, предоставляют длительное влияние на специфику поведения в финансовой сфере во взрослом возрасте.

Эффективным приёмом обучения финансовой грамотности является использование нестандартных, интерактивных форм занятий: развивающих игр, обучающих тестов, кроссвордов, направленных на развитие практических умений и навыков, интерактивных компьютерных приложений, деловых игр или настольных игр для получения финансовых знаний и навыков [1, с. 6].

Важно добавить, что в современных условиях потребительская культура интенсивно развивается, кредитование обладает доступностью и многие проблемы повседневности обуславливаются низким уровнем финансовой компетентности.

Можем определить задачи формирования базовых компонентов финансовой грамотности у дошкольников:

  1. Создание основного понимания денег (откуда деньги появляются и как используется).
  2. Развитие навыков разумного использования денег, с акцентом на понимание разницы между желанием («хочу») и тем, что требуется, то есть речь идёт про разумный взгляд на потребительскую активность, важность экономности и бережливости.
  3. Развитие основных арифметических навыков и знаний через понимание обмена, счёта и стоимости.
  4. Развитие осознания ценности работы, понимание, что деньги появляются благодаря работе, то есть использованию собственных усилий.
  5. Развитие основ навыка принятия финансовых решений.
  6. Воспитание бережливости во всех аспектах повседневного опыта.
  7. Исследование основных вариантов финансовых манипуляций: размен и сдача, оплата товаров.

Педагогу следует строить занятие, обращаясь к жизненным ситуациям. Необходимо помнить, что формирование финансовой грамотности связано со становлением личностных качеств: ответственность за свое поведение, уважение к чужому труду [2, с. 13].

Выделяем следующие методы, которые развивают финансовую грамотность дошкольников:

1. Игровые методы:

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк», «Ферма», «Кафе», «Строительство дома», где воспитанники учатся взаимодействовать, считать, оценивать ресурсы.
  • Дидактические игры: «Сколько стоит?», «Что купить?», «Обмен и сдача», которые помогают осваивать понятия стоимости, размена и обмена.
  • Настольные игры: «Монополия для малышей», «Лото «Профессии и деньги», «Финансовый пазл».
  • Экономические сказки: «Три поросенка» (про накопления), «Сказка о рыбаке и рыбке» (про желание и ресурсы), «Репка» (про совместную работу).

2. Прикладные методы:

  • Размен и обмен: игра в магазин, оплата «покупок» фишками или монетками.
  • Копилка: ведение личных сбережений, совместное обсуждение трат.
  • Работа с собственным бюджетом, самые доступные задания и ситуации, к примеру, как потратить монетки.
  • Знакомство с профессиями: игра «Кем ты хочешь стать?», беседы о том, как люди зарабатывают деньги.

3. Познавательные методы:

  • Наблюдение: просмотр мультфильмов, обсуждение жизненных ситуаций («Почему мама выбирает, что купить?»).
  • Беседы и обсуждения: «Как появляются деньги?», «Почему деньги нужно экономить?».

4. Проблемные и исследовательские методы:

  • Решение задач: «Как накопить на игрушку?», «Почему нельзя тратить все сразу?».
  • Эксперимент «Что дороже?» – изучение ценностей предметов (яблоко или шоколадка, новая игрушка или старый мишка).
  • Проектная деятельность: создание мини-магазина, распределение бюджета на праздник.

Формы реализации:

  1. Групповые занятия – обсуждение, игры, проекты (совместный «бюджет семьи»).
  2. Индивидуальная работа – копилка, личные задания по планированию расходов.
  3. Совместные мероприятия с родителями – «Семейный бюджет», «Финансовая викторина».
  4. Экскурсии – в банк, магазин, музей денег.
  5. Театрализация – постановки на темы разумного расходования (сказка «Золотая рыбка»).

Средства обучения:

  • Наглядные пособия: карточки с изображением денег, товаров, профессий.
  • Игровые атрибуты: игрушечные деньги, кассовые аппараты, продуктовые корзины.
  • Интерактивные технологии: мультфильмы, обучающие игры.
  • Сюжетные иллюстрации: картинки с вариантами поведения в магазине, на рынке, в банке.

Следует также сказать, что включение финансовой грамотности в программу дошкольного обучения выполняется в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), где внимание акцентируется на опознавательные, коммуникативный и социально-бытовые навыки. При этом развитие данных умений выполняется через основной вид деятельности в данном возрасте, то есть через игровую деятельность, а также наблюдения и эксперименты, моделирование ситуаций.

Благодаря обретению навыков финансовой грамотности воспитанники:

  • приобретают понимание ценности денег и денежных заработков;
  • приобретают осознание важности более рассудительного подхода к собственному бюджету и потребительской активности;
  • исследуют основные понятия бережливости и товарного обмена, учатся копить деньги;
  • развивают навык бережливости не только касательно денег, но и учатся беречь ресурсы, разнообразные предметы, которые обладают ценностью;
  • развивать основные арифметические навыки.

Таким образом, развитие финансовой грамотности способствует созданию прочных основ для более ответственного взаимодействия с деньгами и понимания, как в современном экономическом пространстве следует применять финансовые ресурсы.

Список литературы

  1. Антонова Н.А. Финансовая грамотность – путь к успеху: Методико-библиографические материалы. Красноярск. 2020. 6 с.
  2. Егоров К.Б., Захарова В.А. Подготовка учителя к формированию функциональной грамотности в начальной школе: проблема индивидуализации. Пермь. 2024 год. 6 с.
  3. Коршунова Н.Л., Лущик М.А. Формирование функциональной грамотности в начальной школе: теоретические и практические аспекты // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 4. 13 с.
  4. Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования. Тольятти, Вектор науки ТГУ. 2014. № 2. 173 с.

Поделиться

124

Дегтярева Т. Н., Забара Н. Е., Волощенко Ю. И. Методы, формы и средства реализации задач формирования финансовой грамотности у дошкольников в контексте Федеральной образовательной программы дошкольного образования // Актуальные исследования. 2025. №10 (245). URL: https://apni.ru/article/11466-metody-formy-i-sredstva-realizacii-zadach-formirovaniya-finansovoj-gramotnosti-u-doshkolnikov-v-kontekste-federalnoj-obrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля