В различных педагогических теориях используются методы, формы и средства для формирования финансовой грамотности у дошкольников.
Теория деятельностного подхода основывается на принципе интенсивного взаимодействия с окружающей реальностью. Для реализации данных идей применяются игровые задания, а также вариации социального взаимодействия и ролевые игры.
Существует идея Л. С. Выготского касательно зоны ближайшего развития, то есть развитие выполняется благодаря поддержке. Данная мысль применяется в играх с усложнением, заданиях на продолжение фразы и вопросах с использованием сказочных примеров. Её представители: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.
Теория конструктивизма состоит в том, что воспитанники осваивают разнообразные знания через собственный опыт, благодаря которому могут изучать внешнюю реальность, делать собственные эксперименты и составлять выводы. Данные идеи реализуются через экспериментальные игры, исследовательские задания и обучение через использование прикладной деятельности. Теорию развивали Дж. Дьюи, Ж. Пиаже.
Интересующие вопросы осваиваются плавно, начиная с разминок и упражнений, построенных на классификациях, сходствах и различиях. Через соответствующие вопросы дошкольники формируют способность критического мышления.
Исходным положением выступает идея о месте функциональной грамотности среди образовательных результатов: от элементарной грамотности (умения решать учебные задачи) к функциональной грамотности (умению решать практические жизненные задачи на основе полученных знаний и умений) и далее к компетентности (умению решать профессиональные задачи) [2, с. 6].
На основании вышеперечисленных концепций педагоги могут реализовать варианты игровой деятельности с воспитанниками для развития функциональной грамотности в пространстве пяти разных аспектов: математическая, читательская, естественнонаучная (экологическая), финансовая грамотность, социально-коммуникативная грамотность.
В данной работе рассмотрим финансовую грамотность и ее методы, формы и средства реализации.
Финансовая грамотность – это комплекс различных знаний, навыков, умений и установок в области финансов, а также личностно-социально-психологических характеристик [4, c. 173].
Следует подчеркнуть, что финансовая грамотность является одним из основных компонентов функциональной грамотности и предоставляет основные навыки для менеджмента собственных ресурсов, понимания стоимости товаров и услуг. Ответственность за личные средства, понимание основных вопросов морально-этической специфики является важным аспектом исследования. В современном мире, где деньги обладают доступностью и являются важным компонентом взаимодействия в обществе, является более чем актуальным организация работы с детьми по развитию финансовой грамотности. При этом исследования говорят о том, что навыки, приобретённые в дошкольном возрасте, предоставляют длительное влияние на специфику поведения в финансовой сфере во взрослом возрасте.
Эффективным приёмом обучения финансовой грамотности является использование нестандартных, интерактивных форм занятий: развивающих игр, обучающих тестов, кроссвордов, направленных на развитие практических умений и навыков, интерактивных компьютерных приложений, деловых игр или настольных игр для получения финансовых знаний и навыков [1, с. 6].
Важно добавить, что в современных условиях потребительская культура интенсивно развивается, кредитование обладает доступностью и многие проблемы повседневности обуславливаются низким уровнем финансовой компетентности.
Можем определить задачи формирования базовых компонентов финансовой грамотности у дошкольников:
- Создание основного понимания денег (откуда деньги появляются и как используется).
- Развитие навыков разумного использования денег, с акцентом на понимание разницы между желанием («хочу») и тем, что требуется, то есть речь идёт про разумный взгляд на потребительскую активность, важность экономности и бережливости.
- Развитие основных арифметических навыков и знаний через понимание обмена, счёта и стоимости.
- Развитие осознания ценности работы, понимание, что деньги появляются благодаря работе, то есть использованию собственных усилий.
- Развитие основ навыка принятия финансовых решений.
- Воспитание бережливости во всех аспектах повседневного опыта.
- Исследование основных вариантов финансовых манипуляций: размен и сдача, оплата товаров.
Педагогу следует строить занятие, обращаясь к жизненным ситуациям. Необходимо помнить, что формирование финансовой грамотности связано со становлением личностных качеств: ответственность за свое поведение, уважение к чужому труду [2, с. 13].
Выделяем следующие методы, которые развивают финансовую грамотность дошкольников:
1. Игровые методы:
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк», «Ферма», «Кафе», «Строительство дома», где воспитанники учатся взаимодействовать, считать, оценивать ресурсы.
- Дидактические игры: «Сколько стоит?», «Что купить?», «Обмен и сдача», которые помогают осваивать понятия стоимости, размена и обмена.
- Настольные игры: «Монополия для малышей», «Лото «Профессии и деньги», «Финансовый пазл».
- Экономические сказки: «Три поросенка» (про накопления), «Сказка о рыбаке и рыбке» (про желание и ресурсы), «Репка» (про совместную работу).
2. Прикладные методы:
- Размен и обмен: игра в магазин, оплата «покупок» фишками или монетками.
- Копилка: ведение личных сбережений, совместное обсуждение трат.
- Работа с собственным бюджетом, самые доступные задания и ситуации, к примеру, как потратить монетки.
- Знакомство с профессиями: игра «Кем ты хочешь стать?», беседы о том, как люди зарабатывают деньги.
3. Познавательные методы:
- Наблюдение: просмотр мультфильмов, обсуждение жизненных ситуаций («Почему мама выбирает, что купить?»).
- Беседы и обсуждения: «Как появляются деньги?», «Почему деньги нужно экономить?».
4. Проблемные и исследовательские методы:
- Решение задач: «Как накопить на игрушку?», «Почему нельзя тратить все сразу?».
- Эксперимент «Что дороже?» – изучение ценностей предметов (яблоко или шоколадка, новая игрушка или старый мишка).
- Проектная деятельность: создание мини-магазина, распределение бюджета на праздник.
Формы реализации:
- Групповые занятия – обсуждение, игры, проекты (совместный «бюджет семьи»).
- Индивидуальная работа – копилка, личные задания по планированию расходов.
- Совместные мероприятия с родителями – «Семейный бюджет», «Финансовая викторина».
- Экскурсии – в банк, магазин, музей денег.
- Театрализация – постановки на темы разумного расходования (сказка «Золотая рыбка»).
Средства обучения:
- Наглядные пособия: карточки с изображением денег, товаров, профессий.
- Игровые атрибуты: игрушечные деньги, кассовые аппараты, продуктовые корзины.
- Интерактивные технологии: мультфильмы, обучающие игры.
- Сюжетные иллюстрации: картинки с вариантами поведения в магазине, на рынке, в банке.
Следует также сказать, что включение финансовой грамотности в программу дошкольного обучения выполняется в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), где внимание акцентируется на опознавательные, коммуникативный и социально-бытовые навыки. При этом развитие данных умений выполняется через основной вид деятельности в данном возрасте, то есть через игровую деятельность, а также наблюдения и эксперименты, моделирование ситуаций.
Благодаря обретению навыков финансовой грамотности воспитанники:
- приобретают понимание ценности денег и денежных заработков;
- приобретают осознание важности более рассудительного подхода к собственному бюджету и потребительской активности;
- исследуют основные понятия бережливости и товарного обмена, учатся копить деньги;
- развивают навык бережливости не только касательно денег, но и учатся беречь ресурсы, разнообразные предметы, которые обладают ценностью;
- развивать основные арифметические навыки.
Таким образом, развитие финансовой грамотности способствует созданию прочных основ для более ответственного взаимодействия с деньгами и понимания, как в современном экономическом пространстве следует применять финансовые ресурсы.