Главная
АИ #10 (245)
Статьи журнала АИ #10 (245)
Формы и методы работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоров...

Формы и методы работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

инклюзивное образование
ФГОС ДО
дети с ОВЗ
дошкольное образование
социализация
индивидуализация обучения
адаптация
педагогическая поддержка
коррекционная работа
взаимодействие с родителями

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, опираясь на Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Основное внимание уделено реализации принципа индивидуализации образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описан опыт внедрения проекта «Диалог» в МДОУ ЦРР д/с № 8 «Золотая рыбка» города Валуйки, направленного на включение детей с ОВЗ в образовательное и социальное пространство детского сада.

Текст статьи

Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) учитывают образовательные потребности каждого ребенка и направлены на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, несмотря на социальный статус, языковое различие и психофизические особенности ребенка. Основной принцип ФГОС ДО – индивидуализация образования, то есть организация образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ) [4].

В МДОУ ЦРР «Детский сад № 8 «Золотая рыбка» города Валуйки для организации инклюзивного образования разработан и реализован проект под названием «Диалог». Цель проекта – включение детей с ОВЗ в образовательное и социальное пространство детского сада с повышением качества жизни детей и их родителей (законных представителей).

Для понимания ситуации «Как есть» была собрана информация о детях с ОВЗ и их семьях, а также проведен мониторинг психологического развития дошкольников. Определены такие задачи проекта как:

  • повышение активности адаптации ребенка с ОВЗ к социальному миру;
  • развитие коммуникативных навыков и умений;
  • развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ;
  • усвоение социальных образцов поведения;
  • у взрослых и детей воспитывать чувства толерантности и формировать желание принять детей с ОВЗ;
  • создание результативных методов и форм работы в коррекционной воспитательно-образовательной работе.

Для успешной социализации дошкольников вся работа была организована поэтапно [3, с. 34-37]. На первом этапе была проведена целенаправленная работа по адаптации детей, чтобы у них сформировалось положительное отношение к детскому саду. Проблемы на данном этапе усугублялись тем, что родители большинства воспитанников ограничивали их в общении с другими детьми, а дома создавали для них «тепличные» условия. В связи с этим необходимо было постепенно включать детей в жизнь детского коллектива, чтобы они смогли приспособиться к новым условиям без серьезных потрясений. С родителями также была проведена большая подготовительная работа в решении сложившихся проблем адаптационного периода.

На втором этапе дети учились общаться в группе между собой. Для них были созданы условия для активного приобщения к коррекционной работе. Педагогами создавалась взаимосвязь детей в группе посредством формирования эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», включал игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных и эмоциональных возможностей. У детей с ОВЗ наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. Педагоги смогли найти успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком. Интеллектуальное и нравственное развитие личности стало возможно при использовании исследовательских, проектных и проблемных методов, а также согласованных способов деятельности, направленных на получение общего результата. Что и способствовало формированию умения видеть и решать возникающие проблемы, взаимодействовать с другими людьми и активно применять приобретенные умения в окружающем мире. В организации и проведении различной детской деятельности мы опирались на сильные стороны ребенка, а коррекционная работа велась с учетом его сохранных зон.

На третьем этапе вся работа была направлена на создание условий для общения детей с ОВЗ с воспитанниками других групп, а также на тесное сотрудничество с родителями. Для этого в детском саду было выделено определенное время на совместные игры на свежем воздухе, праздники и развлечения, экскурсии. Дети после определенного периода общения становились уверенными, при этом развивались коммуникативные возможности. Семьи с детьми с ОВЗ принимали активное участие в мероприятиях детского сада: конкурсах, различных акциях, выставках и т. д. Например, в мероприятиях, посвященных Дню Земли, дети совместно с родителями участвовали в выставке плакатов, сделали макет «Лысые горы» (заповедник «Белогорье»). В рамках акции «Покормите птиц зимой» изготовили кормушки и повесили на деревья в парках города. Также родители были активными участниками мероприятия, посвященного международному дню инвалидов: организовали выставку рисунков, показали детям мультфильм «Цветик – семицветик» и подготовили плакаты «Равные возможности!» и «Я такой же, как ты!». Мы понимаем, что тесное сотрудничество с родителями детей в воспитательно-образовательной и коррекционной работе – основное и важное условие [1, с. 94-117]. Стараемся создать единые требования для детей в семье и в детском саду. Сотрудничество с родителями организовываются через различные формы работы: собрания, консультации, семинары, семейные клубы. Проведение коучинга превратилось в добрую традицию. В родительских клубах знакомим с различной литературой, касающейся вопросам воспитания детей с ОВЗ. Ознакомление с новыми играми, различные тренинги тоже проводятся на заседаниях родительского клуба.

Таким образом, работа по социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья сложная и длительная, невозможно сразу увидеть результат [2]. Но можно с уверенностью сказать, что реализация проекта «Диалог» показал определенные результаты, а именно: произошла комфортная и положительная адаптация детей с ОВЗ; сформирована адекватная самооценка; увеличилась социальная активность; развиваются коммуникативные умения; у детей других групп формируется эмпатия по отношению к детям с ОВЗ; родители не ограничивают в общении своих детей, принимают активное участие в жизни детского сада и посещают различные мероприятия.

Главное помнить, что доступным для детей с ОВЗ образовательные учреждения делают в первую очередь педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это создание доброжелательной, нравственной и психологической атмосферы, в которой особый ребенок перестаёт ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство [5].

Список литературы

  1. Абуталипова Э.Н. Детский сад и семья – участники и партнеры образовательного процесса / Э.Н. Абуталипова, Н.А. Бурашникова // Логопед. – Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 7. – С. 94-117.
  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р. Маллер. – Москва: Аркти, 2005. –176 с.
  3. Прочухаева М.М. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова // Инклюзивное образование. Выпуск 5. – Москва: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 34-37.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва, 2013. – 29 с.
  5. Юсупова Г.Х. Психокоррекционная работа с дошкольниками с нарушениями речи / Г.Х. Юсупова, Ф.М. Кузьмина // Логопед. – 2014. – № 1.

Поделиться

76

Божкова Н. П., Воропаева О. В., Пахомова Н. И., Андросова А. Ю. Формы и методы работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада // Актуальные исследования. 2025. №10 (245). URL: https://apni.ru/article/11470-formy-i-metody-raboty-po-socializacii-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-detskogo-sada

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля