Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) учитывают образовательные потребности каждого ребенка и направлены на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, несмотря на социальный статус, языковое различие и психофизические особенности ребенка. Основной принцип ФГОС ДО – индивидуализация образования, то есть организация образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ) [4].
В МДОУ ЦРР «Детский сад № 8 «Золотая рыбка» города Валуйки для организации инклюзивного образования разработан и реализован проект под названием «Диалог». Цель проекта – включение детей с ОВЗ в образовательное и социальное пространство детского сада с повышением качества жизни детей и их родителей (законных представителей).
Для понимания ситуации «Как есть» была собрана информация о детях с ОВЗ и их семьях, а также проведен мониторинг психологического развития дошкольников. Определены такие задачи проекта как:
- повышение активности адаптации ребенка с ОВЗ к социальному миру;
- развитие коммуникативных навыков и умений;
- развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ;
- усвоение социальных образцов поведения;
- у взрослых и детей воспитывать чувства толерантности и формировать желание принять детей с ОВЗ;
- создание результативных методов и форм работы в коррекционной воспитательно-образовательной работе.
Для успешной социализации дошкольников вся работа была организована поэтапно [3, с. 34-37]. На первом этапе была проведена целенаправленная работа по адаптации детей, чтобы у них сформировалось положительное отношение к детскому саду. Проблемы на данном этапе усугублялись тем, что родители большинства воспитанников ограничивали их в общении с другими детьми, а дома создавали для них «тепличные» условия. В связи с этим необходимо было постепенно включать детей в жизнь детского коллектива, чтобы они смогли приспособиться к новым условиям без серьезных потрясений. С родителями также была проведена большая подготовительная работа в решении сложившихся проблем адаптационного периода.
На втором этапе дети учились общаться в группе между собой. Для них были созданы условия для активного приобщения к коррекционной работе. Педагогами создавалась взаимосвязь детей в группе посредством формирования эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», включал игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных и эмоциональных возможностей. У детей с ОВЗ наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. Педагоги смогли найти успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком. Интеллектуальное и нравственное развитие личности стало возможно при использовании исследовательских, проектных и проблемных методов, а также согласованных способов деятельности, направленных на получение общего результата. Что и способствовало формированию умения видеть и решать возникающие проблемы, взаимодействовать с другими людьми и активно применять приобретенные умения в окружающем мире. В организации и проведении различной детской деятельности мы опирались на сильные стороны ребенка, а коррекционная работа велась с учетом его сохранных зон.
На третьем этапе вся работа была направлена на создание условий для общения детей с ОВЗ с воспитанниками других групп, а также на тесное сотрудничество с родителями. Для этого в детском саду было выделено определенное время на совместные игры на свежем воздухе, праздники и развлечения, экскурсии. Дети после определенного периода общения становились уверенными, при этом развивались коммуникативные возможности. Семьи с детьми с ОВЗ принимали активное участие в мероприятиях детского сада: конкурсах, различных акциях, выставках и т. д. Например, в мероприятиях, посвященных Дню Земли, дети совместно с родителями участвовали в выставке плакатов, сделали макет «Лысые горы» (заповедник «Белогорье»). В рамках акции «Покормите птиц зимой» изготовили кормушки и повесили на деревья в парках города. Также родители были активными участниками мероприятия, посвященного международному дню инвалидов: организовали выставку рисунков, показали детям мультфильм «Цветик – семицветик» и подготовили плакаты «Равные возможности!» и «Я такой же, как ты!». Мы понимаем, что тесное сотрудничество с родителями детей в воспитательно-образовательной и коррекционной работе – основное и важное условие [1, с. 94-117]. Стараемся создать единые требования для детей в семье и в детском саду. Сотрудничество с родителями организовываются через различные формы работы: собрания, консультации, семинары, семейные клубы. Проведение коучинга превратилось в добрую традицию. В родительских клубах знакомим с различной литературой, касающейся вопросам воспитания детей с ОВЗ. Ознакомление с новыми играми, различные тренинги тоже проводятся на заседаниях родительского клуба.
Таким образом, работа по социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья сложная и длительная, невозможно сразу увидеть результат [2]. Но можно с уверенностью сказать, что реализация проекта «Диалог» показал определенные результаты, а именно: произошла комфортная и положительная адаптация детей с ОВЗ; сформирована адекватная самооценка; увеличилась социальная активность; развиваются коммуникативные умения; у детей других групп формируется эмпатия по отношению к детям с ОВЗ; родители не ограничивают в общении своих детей, принимают активное участие в жизни детского сада и посещают различные мероприятия.
Главное помнить, что доступным для детей с ОВЗ образовательные учреждения делают в первую очередь педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это создание доброжелательной, нравственной и психологической атмосферы, в которой особый ребенок перестаёт ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство [5].