Главная
АИ #10 (245)
Статьи журнала АИ #10 (245)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоро...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья
дети-инвалиды
дошкольное образование
психолого-педагогическое сопровождение
дети с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация статьи

В настоящее время в нашей стране количество детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Дошкольные образовательные учреждения позволяют создать наиболее благоприятные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Текст статьи

Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, чуть впереди – если надо объяснить возможные пути [4].

В литературе представлены различные виды сопровождения. Сопровождение в психолого-педагогическом смысле рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектам оптимальных решений в различных ситуациях выбора [3, с. 280-283]. В России имеется определённый опыт сопровождения детей и взрослых:

  • опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального (коррекционного) образования.
  • опыт деятельности специализированных служб, обеспечивающих психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (службы «Доверия», кризисные службы, диагностические центры).
  • работа психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;
  • исследование по данной проблеме, ведущиеся в крупных вузовских центрах;
  • реализация международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся;
  • инновационная работа педагогов, психологов, тьюторов [1].

Согласно Е. И. Казаковой под термином «сопровождение» понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений, в различных ситуациях жизненного выбора. Во взаимодействии сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, происходит развитие сопровождаемого [1].

Если «сопровождение» идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Метод сопровождения – это способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит четыре функции: диагностика проблемы, поиск путей решения данной проблемы, консультация и выработка плана решения проблемы, помощь на этапе реализации решения. М. Р. Битянова определяет психолого-педагогическое сопровождение, «как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях взаимодействия» [2]; Семаго Н. Я. определяет как целостную деятельность всех субъектов образовательного процесса и выделяет три компонента:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития.
  2. Создание социально-психологический условий для развития личности каждого ребенка.
  3. Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.

Субъектом сопровождения являются:

  • дети;
  • их родители;
  • специалисты учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • изучение индивидуальных особенностей детей;
  • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
  • создание благоприятного климата в детском коллективе;
  • своевременная диагностика и коррекция нарушений;
  • повышение компетентности родителей и учителей по вопросам обучения и воспитания ребенка [3, с. 280-283].

Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова выделяют пять этапов психолого-педагогического сопровождения:

  1. Диагностический этап: сбор данных о ребенке. Используемые методы: тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование родителей.
  2. Поисковый этап: анализ приобретенной информации о развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
  3. Консультативно - проективный этап: заключение договора между родителями и организацией. Определяется стратегия сопровождения, составляется индивидуальный образовательный маршрут.
  4. Деятельностный этап: взаимодействие специалистов, родителей и детей.
  5. Рефлексивный этап: анализ возможностей реализации задач сопровождения. Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения [4].

Концепция психолого-педагогического сопровождения в ДОУ в ракурсе дошкольного воспитания детей с ОВЗ требует внимания некоторых значимых факторов, которые рассмотрены Шестаковой Е. Ю.:

  • максимально тщательные усилия специалистов на этапе диагностики;
  • кропотливая работа врачей, с привлечением высококвалифицированных специалистов из вне;
  • взаимодействие всех специалистов учреждения с особым учетом рекомендаций врачей и психологов;
  • сочетание образовательной и коррекционной деятельности;
  • отработанная системой гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;
  • включения родителей как участников реабилитационного процесса [1].

Под психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ, понимается создание условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сопровождение детей с речевыми нарушениями в рамках задач образовательной области «Речевое развитие» осуществляется педагогами, где основная роль отводится учителю-логопеду.

Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями развития играет ключевую роль в коррекционной помощи и реализуется с целью оказания помощи в усваивании образовательных программ.

Основными задачами учителя-логопеда являются:

  • коррекция нарушений в развитии речевых навыков;
  • своевременное предупреждение и предотвращение сложностей в освоении детьми с ОВЗ образовательных программ;
  • освещение знаний по логопедии среди педагогов, родителей.

Это способствует устранению дефектов речи, развитию устной и письменной речи ребенка, до уровня, на котором он сможет успешно обучаться в школе. Опираясь на усвоенные ребенком умения и навыки, воспитателю необходимо продолжить его речевое развитие. Происходит объединение логопедической работы и образовательного процесса.

Для психолого-педагогического сопровождения детей необходимо создать условия, которые включают: организационное обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды:

  1. Организационное обеспечение. Нормативно-правовая база, регламентирующая работу дошкольного учреждения. Создание условий в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ должно обеспечить, не только реализацию прав этих детей на получение соответствующего его возможностями образования, но и реализацию прав остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в образовательное пространство. Кроме нормативной базы, гарантирующей права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка основных локальных актов, обеспечивающих образование и других детей без ущемления их прав. Договор с родителями один из важных нормативных документов. В нем зафиксированы права и обязанности всех субъектов образования. Необходимо предусмотреть правовые механизмы изменения индивидуально образовательного маршрута с учетом особенностей и возможностей ребенка, которые возникают в процессе образования [2]. Вторым из направлений организационного обеспечения должна быть создана система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны социальных партнеров. Отношения выстраиваются на договорной основе. Наличие сетевого взаимодействия позволяет обеспечить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, максимально лояльный его особенностям развития [4].
  2. Кадровые условия: Дошкольная организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами, административным персоналом, педагогическим и учебно-вспомогательными работниками, обслуживающим персоналом. К педагогическим кадрам относятся следующие работники: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог-тьютор, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, методист. К учебно-вспомогательному персоналу относятся: помощник воспитателя, младший воспитатель. Необходимо создать условия для получения педагогами дополнительного профессионального образования. Дошкольная организация оказывает методическую и консультационную поддержку педагогическим кадрам. В дошкольные организации должны быть предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии с категорией ограничения здоровья детей. Педагогам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимо владеть методами и способами работы с детьми с ОВЗ.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда: Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, предназначенными для реализации программы: материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами. Средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития [1]. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда дошкольной организации должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Она должна обеспечивать реализацию Основной образовательной программы в группах общеразвивающей направленности и Адаптированной основной образовательной программы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
  4. Учебно-методический комплект: Учебно-методический комплект – это набор методических пособий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы для осуществления коррекционно-образовательного процесса работы с детьми с ОВЗ и ТНР. Он включает в себя материалы для обеспечения воспитательно-образовательного процесса, по образовательным направлениям основной образовательной программы: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, а также методическую литературу для повышения профессиональной компетентности педагогов. Учебно-методический комплект должен иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания детей разных категорий с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в дошкольной организации. Так же он включает детскую художественную литературу и литературу для родителей дошкольников.
  5. Информационное обеспечение: Информационно-образовательная среда образовательной организации включает в себя технические средства обучения (компьютеры, программные обеспечения, работающие с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ). Формами информационного взаимодействия с субъектами образовательных отношений могут служить информационно-просветительская работа с применением ИКТ-технологий: сайт дошкольной организации, бегущая строка, виртуальный тур и др.
  6. Материально-техническое обеспечение реализующая любую образовательную программу независимо от контингента детей, дошкольная организация должна иметь материально-технические условия, которые позволяют выполнить цели и задачи образовательной программы. Она должна создать материально-технические условия, способствующие достижению воспитанниками освоения образовательной программы. Дошкольная организация должна соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологическим, пожарной безопасности, охране здоровья и труда воспитанников дошкольной организации. В дошкольной организации должна быть создана доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для педагогической, административной и хозяйственной деятельности дошкольная организация должна иметь оснащения об оборудования: учебно-методический комплект для реализации образовательной программы, помещения, кабинеты, залы для совместной деятельности ребенка и взрослого. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно соответствовать возрастным особенностям детей. Дошкольная организация вправе выбрать необходимые средства обучения, оборудования исходя из особенностей реализации образовательной программы и контингента воспитанников. Программой дошкольной организации предусмотрено использование обновляемых образовательных ресурсов (канцтовары, техническое и мультимедийное сопровождение, спортивные и музыкальные оборудования) [1].

Таким образом под психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья понимается создание особых образовательных условий в образовательной организации для выявления и оказания своевременной помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Список литературы

  1. Афонькина Ю.А. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста [Текст]: методические разработки для специалистов дошкольного образования / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. – Мурманск, 2019. – 8 с.
  2. Самсонова Е.В. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Текст]: сборник методических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2020. – 203 с.
  3. Соловьева С.В. Индивидуальная образовательная программа в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы обл. науч.-практ. конференции 12 февраля 2008 г. / Екатеринбург: ИРРО, 2019. – С. 280-283.
  4. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]: Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2019. – 240 с.

Поделиться

54

Гребеник Е. А., Ищенко В. В., Ищенко Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. 2025. №10 (245). URL: https://apni.ru/article/11474-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля