Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, чуть впереди – если надо объяснить возможные пути [4].
В литературе представлены различные виды сопровождения. Сопровождение в психолого-педагогическом смысле рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектам оптимальных решений в различных ситуациях выбора [3, с. 280-283]. В России имеется определённый опыт сопровождения детей и взрослых:
- опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального (коррекционного) образования.
- опыт деятельности специализированных служб, обеспечивающих психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (службы «Доверия», кризисные службы, диагностические центры).
- работа психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;
- исследование по данной проблеме, ведущиеся в крупных вузовских центрах;
- реализация международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся;
- инновационная работа педагогов, психологов, тьюторов [1].
Согласно Е. И. Казаковой под термином «сопровождение» понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений, в различных ситуациях жизненного выбора. Во взаимодействии сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, происходит развитие сопровождаемого [1].
Если «сопровождение» идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Метод сопровождения – это способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит четыре функции: диагностика проблемы, поиск путей решения данной проблемы, консультация и выработка плана решения проблемы, помощь на этапе реализации решения. М. Р. Битянова определяет психолого-педагогическое сопровождение, «как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях взаимодействия» [2]; Семаго Н. Я. определяет как целостную деятельность всех субъектов образовательного процесса и выделяет три компонента:
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития.
- Создание социально-психологический условий для развития личности каждого ребенка.
- Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Субъектом сопровождения являются:
- дети;
- их родители;
- специалисты учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- изучение индивидуальных особенностей детей;
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создание благоприятного климата в детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений;
- повышение компетентности родителей и учителей по вопросам обучения и воспитания ребенка [3, с. 280-283].
Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова выделяют пять этапов психолого-педагогического сопровождения:
- Диагностический этап: сбор данных о ребенке. Используемые методы: тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование родителей.
- Поисковый этап: анализ приобретенной информации о развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
- Консультативно - проективный этап: заключение договора между родителями и организацией. Определяется стратегия сопровождения, составляется индивидуальный образовательный маршрут.
- Деятельностный этап: взаимодействие специалистов, родителей и детей.
- Рефлексивный этап: анализ возможностей реализации задач сопровождения. Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения [4].
Концепция психолого-педагогического сопровождения в ДОУ в ракурсе дошкольного воспитания детей с ОВЗ требует внимания некоторых значимых факторов, которые рассмотрены Шестаковой Е. Ю.:
- максимально тщательные усилия специалистов на этапе диагностики;
- кропотливая работа врачей, с привлечением высококвалифицированных специалистов из вне;
- взаимодействие всех специалистов учреждения с особым учетом рекомендаций врачей и психологов;
- сочетание образовательной и коррекционной деятельности;
- отработанная системой гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;
- включения родителей как участников реабилитационного процесса [1].
Под психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ, понимается создание условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Сопровождение детей с речевыми нарушениями в рамках задач образовательной области «Речевое развитие» осуществляется педагогами, где основная роль отводится учителю-логопеду.
Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями развития играет ключевую роль в коррекционной помощи и реализуется с целью оказания помощи в усваивании образовательных программ.
Основными задачами учителя-логопеда являются:
- коррекция нарушений в развитии речевых навыков;
- своевременное предупреждение и предотвращение сложностей в освоении детьми с ОВЗ образовательных программ;
- освещение знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
Это способствует устранению дефектов речи, развитию устной и письменной речи ребенка, до уровня, на котором он сможет успешно обучаться в школе. Опираясь на усвоенные ребенком умения и навыки, воспитателю необходимо продолжить его речевое развитие. Происходит объединение логопедической работы и образовательного процесса.
Для психолого-педагогического сопровождения детей необходимо создать условия, которые включают: организационное обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды:
- Организационное обеспечение. Нормативно-правовая база, регламентирующая работу дошкольного учреждения. Создание условий в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ должно обеспечить, не только реализацию прав этих детей на получение соответствующего его возможностями образования, но и реализацию прав остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в образовательное пространство. Кроме нормативной базы, гарантирующей права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка основных локальных актов, обеспечивающих образование и других детей без ущемления их прав. Договор с родителями один из важных нормативных документов. В нем зафиксированы права и обязанности всех субъектов образования. Необходимо предусмотреть правовые механизмы изменения индивидуально образовательного маршрута с учетом особенностей и возможностей ребенка, которые возникают в процессе образования [2]. Вторым из направлений организационного обеспечения должна быть создана система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны социальных партнеров. Отношения выстраиваются на договорной основе. Наличие сетевого взаимодействия позволяет обеспечить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, максимально лояльный его особенностям развития [4].
- Кадровые условия: Дошкольная организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами, административным персоналом, педагогическим и учебно-вспомогательными работниками, обслуживающим персоналом. К педагогическим кадрам относятся следующие работники: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог-тьютор, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, методист. К учебно-вспомогательному персоналу относятся: помощник воспитателя, младший воспитатель. Необходимо создать условия для получения педагогами дополнительного профессионального образования. Дошкольная организация оказывает методическую и консультационную поддержку педагогическим кадрам. В дошкольные организации должны быть предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии с категорией ограничения здоровья детей. Педагогам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимо владеть методами и способами работы с детьми с ОВЗ.
- Развивающая предметно-пространственная среда: Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, предназначенными для реализации программы: материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами. Средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития [1]. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда дошкольной организации должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Она должна обеспечивать реализацию Основной образовательной программы в группах общеразвивающей направленности и Адаптированной основной образовательной программы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
- Учебно-методический комплект: Учебно-методический комплект – это набор методических пособий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы для осуществления коррекционно-образовательного процесса работы с детьми с ОВЗ и ТНР. Он включает в себя материалы для обеспечения воспитательно-образовательного процесса, по образовательным направлениям основной образовательной программы: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, а также методическую литературу для повышения профессиональной компетентности педагогов. Учебно-методический комплект должен иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания детей разных категорий с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в дошкольной организации. Так же он включает детскую художественную литературу и литературу для родителей дошкольников.
- Информационное обеспечение: Информационно-образовательная среда образовательной организации включает в себя технические средства обучения (компьютеры, программные обеспечения, работающие с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ). Формами информационного взаимодействия с субъектами образовательных отношений могут служить информационно-просветительская работа с применением ИКТ-технологий: сайт дошкольной организации, бегущая строка, виртуальный тур и др.
- Материально-техническое обеспечение реализующая любую образовательную программу независимо от контингента детей, дошкольная организация должна иметь материально-технические условия, которые позволяют выполнить цели и задачи образовательной программы. Она должна создать материально-технические условия, способствующие достижению воспитанниками освоения образовательной программы. Дошкольная организация должна соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологическим, пожарной безопасности, охране здоровья и труда воспитанников дошкольной организации. В дошкольной организации должна быть создана доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для педагогической, административной и хозяйственной деятельности дошкольная организация должна иметь оснащения об оборудования: учебно-методический комплект для реализации образовательной программы, помещения, кабинеты, залы для совместной деятельности ребенка и взрослого. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно соответствовать возрастным особенностям детей. Дошкольная организация вправе выбрать необходимые средства обучения, оборудования исходя из особенностей реализации образовательной программы и контингента воспитанников. Программой дошкольной организации предусмотрено использование обновляемых образовательных ресурсов (канцтовары, техническое и мультимедийное сопровождение, спортивные и музыкальные оборудования) [1].
Таким образом под психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья понимается создание особых образовательных условий в образовательной организации для выявления и оказания своевременной помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.