Главная
Конференции
Наука и технологии в контексте устойчивого развития: экологические, социальные и экономические аспекты
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процесс...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе социализации в окружающем мире

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экономика
дошкольники
деньги
финансовая грамотность
копилка
бюджет
банк
потребление
сбережение

Аннотация статьи

В статье представлен опыт работы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе социализации в окружающем мире. Автором представлены рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Экономическое образование с дошкольного возраста становится важной темой в современных исследованиях. Раннее введение детей в основы экономики может помочь им развить навыки финансовой грамотности, критического мышления и понимания экономических процессов. Дети, начиная с раннего возраста, могут учиться различать основные экономические понятия, такие как деньги, обмен, потребление и сбережение. Это может происходить через игры, практические занятия и обсуждения, что помогает им осознать, как функционирует экономический мир вокруг них. Кроме того, раннее экономическое образование может способствовать развитию социальных навыков, таких как сотрудничество и принятие решений, что также крайне важно для успешной жизни в обществе. Дети рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят в магазин вместе с родителями, участвуют в купли-продажи и других финансово-экономических отношениях, таким образом, усваивая экономическую информацию на повседневном уровне. Неправильно и опасно полагаться на спонтанное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Логические задачи, шутливые задания оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и развлечения, вызывают умственное напряжение и приносят радость, фантазию и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит его видеть жизнь, красоту мира вещей, природу за названиями и терминами. Усвоение экономического содержания осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает в детях лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенном виде содержат идеи экономической целесообразности, моральных ценностей, отношения к труду. Прежде чем приступить к работе с детьми, мы познакомили родителей с задачами финансовой грамотности, подготовили ряд консультаций: «Зачем ребенку финансовая грамотность», «Роль семьи в формировании финансовой грамотности у детей». Родители активно включаются в работу по ознакомлению детей с основами финансовой грамотности.

Как же правильно знакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? Начнем с того, что функция денег была четко объяснена на языке, понятном дошкольнику. Воспитатели дали понять, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получать зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. С помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родители с детьми) дошкольников научили следующему: что такое деньги, что они собой представляют; что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»; что такое карманные деньги, банковская пластиковая карта ребенка; как планировать свои расходы; меры предосторожности при использовании банковских карт. Мы разработали и реализовали вместе с детьми и родителями проект «Реклама: желания и возможности». В ходе его реализации был изготовлен образец банковского терминала. В процессе работы мы пришли к осознанию необходимости создания лэпбука. Педагоги привлекли к его созданию своих воспитанников и их родителей: ребята вырезали открытки, конверты (используя простые шаблоны), приклеивали элементы к пособию, подбирали картинки, загадки. Информационное наполнение лэпбука по экономике может включать в себя различные блоки:

  • История происхождения денег. Это будет краткая информация, обязательно сопровождаемая картинками.
  • Деньги России, а также СССР (изображения современных банкнот, а также тех, которые уже вышли из употребления, можно найти в Интернете и распечатать на цветном принтере). Вы также можете положить монеты (также современные и советские).
  • Валюта других государств. В выборку обязательно входят некоторые соседи России, несколько европейских стран, Китай, Япония и США. Лучше всего представить эту информацию в виде альбома: на каждой странице будет валюта страны и ее краткое описание.
  • Реклама. Это краткая теоретическая информация, а также фотографии видов рекламы (на телевидении, в Интернете, уличных баннерах, на досках объявлений, листовках и т. д.).
  • Банки России (мини-плакат или открытки с логотипами).
  • Семейный бюджет (таблица или карточки семейных доходов и расходов).
  • Дидактические игры на тему, например, «Найди купюру страны», «Услуги и товары», «Придумай рекламу», «Что можно и чего нельзя покупать», головоломки «Банкноты» и т. д.).
  • Загадки на экономическую тему, пословицы о труде.
  • Сказки, затрагивающие экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный производственный процесс и т. д.). Например, это «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зернышко». Конечно, вам не нужно приносить весь текст сказок или класть книги в ноутбук – достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно разговаривать с детьми).
  • Рассказы для детей Питера Кошеля о финансовой грамотности (например, «Что такое деньги», «Первые деньги», «Монеты раньше и сейчас», «Что такое банк» и т. д.)

Вы можете проявить фантазию, выбрав общую форму лэпбука. Например, сделайте его в виде чемодана (футляра) с ручкой. Еще один нестандартный вариант – в виде матрешки, на которой помещена информация. Лэпбук по финансовой грамотности должен не просто украшать интерьер группы, но и активно использоваться в учебном процессе. Таким образом, пособие будет полезно на уроке финансовой грамотности (воспитатель может наглядно проиллюстрировать из него свой рассказ).

Еще одно направление – индивидуальная работа с детьми. Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:

  • Д/и «Семейный бюджет». Ребенок составляет бюджет семьи (свой собственный или назначенный воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем покупки планируются в соответствии с общим доходом.
  • Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных признаках.
  • Д/и «Что можно и чего нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.
  • Творческое задание «Рекламировать товар». Детям предлагаются открытки с игрушками из магазина «Детский мир». Ребенок вытаскивает одну карточку: он должен прорекламировать эту вещь перед другими детьми или нарисовать рекламу.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что создание условий для формирования финансовой грамотности педагогом положительно влияет на успешную социализацию дошкольников, а значит, и дальнейшую успешную социализацию в обществе. Кроме того, это позволяет активизировать познавательную активность детей, улучшить их коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали более бережно относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружающей среды, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Список литературы

  1. Антонова Ю.В. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности: учебное пособие / Ю.В. Антонова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
  2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 – 89 с.
  3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – Спб: Детство-Пресс, 2002 – 167 с.
  4. Ульева Е.А. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов/нД.: Феникс, 2018. – 45 с.
  5. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. 2018 № 12.
  6. Шатова А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018 – 28 с.

Поделиться

98

Журавлёва В. И. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе социализации в окружающем мире // Наука и технологии в контексте устойчивого развития: экологические, социальные и экономические аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 марта 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11476-formirovanie-osnov-finansovoj-gramotnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-socializacii-v-okruzhayushem-mire

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#11 (246)

Прием материалов

15 марта - 21 марта

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 апреля