Социализация представляет собой процесс освоения индивидуумом принятых в обществе моральных принципов, ценностей и поведенческих стандартов.
Социализация дошкольника – это продолжительный и многогранный процесс, имеющий решающее значение для его успешной адаптации в социуме. Игра выступает одним из ключевых инструментов социализации детей. В процессе игровой деятельности ребенок постепенно интегрируется в общее жизненное пространство, приобретает знания об окружающем мире и методах его изучения, усваивает правила коммуникации, ценности и достигает необходимого уровня осведомленности, глубины и внутреннего принятия знаний.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социализации ребенка, происходит его становление как личности, формируется самосознание и индивидуальность. Успешная социализация в этот период определяет дальнейшее развитие индивида, раскрытие его потенциала и формирование личности.
Социализация старших дошкольников представляет собой сложное явление, отражающее потребность ребенка в изменениях и преобразованиях себя и окружающей среды. Это зависит от знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), установок, мотивов, отношений и интересов (мотивационно-эмоциональный компонент) и опыта (деятельностный компонент). На социализацию влияют индивидуальные особенности ребенка, его психическое состояние и стиль общения.
Социализация осуществляется по определенным правилам и имеет свои механизмы: традиционный (семья), институциональный (образовательные учреждения), стилизованный (субкультуры), межличностный (значимые люди) и рефлексивный (осознание).
Игровая деятельность расширяет социальный кругозор ребенка, способствует проявлению индивидуальности и свободы в социальном пространстве. Игры активизируют познавательные способности, корректируют недостатки развития, формируют умение ориентироваться в социальной действительности. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры становятся более разнообразными, а конструкторские игры перерастают в трудовую деятельность. Дети осваивают трудовые навыки, познают свойства предметов, развивают мышление, планирование, воображение и учатся управлять эмоциями.
Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников, воспитателей. Выделены условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:
- Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.
- Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.
- Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей. Понятие «развивающая среда» не имеет однозначного, единого определения и может пониматься в широком и узком направлениях.
В широком направлении предметно-развивающая среда является социокультурным пространством, способствующим развитию личности ребенка.
В более узком направлении – это предметно-игровая среда. Воспитатель, создавая адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает ее, и, соответственно, оказывает влияние на социализацию. Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет на становление социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста.
Следующее условие – это организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности. Воспитатель детского сада является непосредственным участником в социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе.
Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом, имеющим желание познавать вместе с ними. Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с воспитателем, и влияет на его социальное становление. Если воспитатель включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу.
В игре ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли, суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному обдумыванию замысла игры. Только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно.
Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей. Данное условие является непосредственно направленной деятельностью воспитателя и его участие в процессе социализации детей. Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте – семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром.