Главная
АИ #10 (245)
Статьи журнала АИ #10 (245)
Социализация ребенка посредством игровой деятельности

Социализация ребенка посредством игровой деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

социализация
дети дошкольного возраста
социально-личностное развитие

Аннотация статьи

Сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Текст статьи

Социализация представляет собой процесс освоения индивидуумом принятых в обществе моральных принципов, ценностей и поведенческих стандартов.

Социализация дошкольника – это продолжительный и многогранный процесс, имеющий решающее значение для его успешной адаптации в социуме. Игра выступает одним из ключевых инструментов социализации детей. В процессе игровой деятельности ребенок постепенно интегрируется в общее жизненное пространство, приобретает знания об окружающем мире и методах его изучения, усваивает правила коммуникации, ценности и достигает необходимого уровня осведомленности, глубины и внутреннего принятия знаний.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социализации ребенка, происходит его становление как личности, формируется самосознание и индивидуальность. Успешная социализация в этот период определяет дальнейшее развитие индивида, раскрытие его потенциала и формирование личности.

Социализация старших дошкольников представляет собой сложное явление, отражающее потребность ребенка в изменениях и преобразованиях себя и окружающей среды. Это зависит от знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), установок, мотивов, отношений и интересов (мотивационно-эмоциональный компонент) и опыта (деятельностный компонент). На социализацию влияют индивидуальные особенности ребенка, его психическое состояние и стиль общения.

Социализация осуществляется по определенным правилам и имеет свои механизмы: традиционный (семья), институциональный (образовательные учреждения), стилизованный (субкультуры), межличностный (значимые люди) и рефлексивный (осознание).

Игровая деятельность расширяет социальный кругозор ребенка, способствует проявлению индивидуальности и свободы в социальном пространстве. Игры активизируют познавательные способности, корректируют недостатки развития, формируют умение ориентироваться в социальной действительности. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры становятся более разнообразными, а конструкторские игры перерастают в трудовую деятельность. Дети осваивают трудовые навыки, познают свойства предметов, развивают мышление, планирование, воображение и учатся управлять эмоциями.

Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников, воспитателей. Выделены условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:

  1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.
  2. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.
  3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей. Понятие «развивающая среда» не имеет однозначного, единого определения и может пониматься в широком и узком направлениях.

В широком направлении предметно-развивающая среда является социокультурным пространством, способствующим развитию личности ребенка.

В более узком направлении – это предметно-игровая среда. Воспитатель, создавая адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает ее, и, соответственно, оказывает влияние на социализацию. Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет на становление социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста.

Следующее условие – это организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности. Воспитатель детского сада является непосредственным участником в социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе.

Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом, имеющим желание познавать вместе с ними. Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с воспитателем, и влияет на его социальное становление. Если воспитатель включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу.

В игре ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли, суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному обдумыванию замысла игры. Только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно.

Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей. Данное условие является непосредственно направленной деятельностью воспитателя и его участие в процессе социализации детей. Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте – семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром.

Список литературы

  1. Попова А.Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А.Д. Попова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 1 (81).
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  3. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. – 67 с.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Поделиться

39

Ильченко Е. А. Социализация ребенка посредством игровой деятельности // Актуальные исследования. 2025. №10 (245). URL: https://apni.ru/article/11479-socializaciya-rebenka-posredstvom-igrovoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля