Актуальность опыта
Выбранная тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Обществу нужен функционально грамотный человек, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.
Функциональная грамотность в настоящее время является важнейшим индикатором благополучия общества, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. В основном функциональная грамотность проявляется при решении сложных задач, которые выходят за рамки учебной ситуации и не относятся к тем, где приобретаются и осваиваются знания, умения и способы действий.
Согласно Указу Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в рамках реализации национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», обозначено одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование» – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
К показателям успешности и эффективности системы образования в мировом образовательном пространстве относят выполнение обучающимися международных образовательных стандартов, где одним из главных факторов является функциональная грамотность школьника.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования определена необходимость создания условий, обеспечивающих возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированности предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
На уровне начального общего образования школьники на территории Российской Федерации обучаются по Федеральной рабочей программе начального общего образования «Окружающий мир». Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, однако мало специальных работ, посвящённых выявлению педагогических условий, обеспечивающих развитие функциональной грамотности младших школьников.
Это обстоятельство определило противоречие между необходимостью формирования функциональной грамотности у младших школьников и недостаточностью имеющегося инструментария для организации образовательного процесса на уроках окружающего мира.
Данный опыт предлагает один из способов решения этого противоречия на практике.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования функциональной грамотности младших школьников в процессе перспективно-опережающего обучения.
Длительность работы над опытом
Начальный период (сентябрь 2021 – май 2022 года) – проведение диагностики уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся, изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме опыта, подбор диагностического инструментария.
На основном этапе (сентябрь 2022 – май 2023 года) ‒ введение в учебную деятельность заданий по функциональной грамотности, проведение текущей диагностики, определение их влияния на результат формирования функциональной грамотности.
Автором опыта разработаны и апробированы на практике 3 вида опорных схем к урокам окружающего мира: схема-чертеж, схема-блок, схема-таблица, а также сформулированы требования к содержанию опорных схем и выделены этапы работы обучающихся с опорными схемами; создан банк заданий для обучающихся 2–4 классов по формированию функциональной грамотности с использованием опорных схем.
На заключительном этапе (сентябрь 2023 – май 2024 года) проводился мониторинг определения уровня сформированности функциональной грамотности, обработка и анализ полученных результатов.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен единой системой уроков окружающего мира, направленной на формирование функциональной грамотности у младших школьников.
Теоретическая база опыта
Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Функциональная грамотность на сегодняшний день рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составными частями функциональной грамотности являются: общая грамотность, коммуникативная, информационная, компьютерная. К основным направлениям функциональной грамотности относят: математическую, финансовую, читательскую, естественно-научную грамотность, глобальные компетенции, креативное и критическое мышление.
Общими компетенциями, оказывающими влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, выступают:
- понимание текста;
- умение обобщать полученную информацию;
- умение выделять важное для решения задачи;
- умение перевести информацию в необходимый формат;
- умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.
К этим компетенциям добавляются дополнительные в соответствии с различными направлениями функциональной грамотности.
Включение функциональной грамотности в образовательную деятельность акцентирует внимание на том, как согласуются и взаимодействуют два вида грамотности – академическая и функциональная.
Оба вида грамотности принципиально взаимосвязаны. При этом академическая грамотность развивается преимущественно за счёт приобретения предметных, а функциональная – метапредметных и личностных результатов.
Процесс овладения академической грамотностью осуществляется на базе классической системы формирования понятий, относящихся к определённой области научного познания и, соответственно, ориентирован на освоение научных знаний.
В основе формирования функциональной грамотности – реальная проблема, для решения которой требуется использование предметных знаний, в результате чего обучающиеся получают опыт (компетенции) для принятия решения в реальных жизненных ситуациях.
Согласно учению Л. С. Выготского, обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно «опережать его, стимулировать, вести за собой», поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребенка как основную цель.
Теоретические предпосылки опережающего обучения, ориентированного на развитие человека в образовании, представлены в трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Э. В. Ильенкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина. Одной из первых необходимость опережения при обучении школьников выдвинула в своих работах С. Н. Лысенкова.
Перспективно-опережающее обучение – это вид обучения, при котором основы темы даются преподавателем до того, как начнётся изучение её по программе.
Цель такого предварительного ознакомления с новым материалом заключается в реализации одного из важнейших педагогических принципов – принципа преемственности и перспективности, так как успех в освоении новых знаний, умений и навыков в значительной степени зависит от того, насколько этот принцип реализуется в процессе обучения. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой упоминания, примеры. Такое обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия, и подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.
По мнению С. Н. Лысенковой, феномен такого перспективно-опережающего обучения заключается в следующем: рассредоточенное усвоение наиболее сложного учебного материала, вводимого с опережением программы, обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия.
Основами перспективно-опережающего обучения являются, с одной стороны, комментируемое управление как возможность налаживания обратной связи «учитель – ученик», экономия времени на уроке, воспитание самостоятельности, развитие внимания, умения сосредоточиться; с другой стороны – применение опорных схем, позволяющих включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.
Перспективно-опережающего обучение способствует реализации преемственности и перспективности в обучении, уплотнению изучаемого теоретического материала и высвобождению учебного времени для его практического закрепления.
Таким образом, в результате использования перспективно-опережающего обучения создается общее опережение в прохождении программного материала, экономится время, повышается интерес к учению, развиваются мыслительная деятельность и речь детей, что способствует формированию функциональной грамотности обучающихся.
Новизна педагогического опыта заключается в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира в процессе перспективно-опережающего обучения.
Автором опыта разработаны и апробированы на практике 3 вида опорных схем к урокам окружающего мира: схема-чертеж, схема-блок, схема-таблица, а также сформулированы требования к содержанию опорных схем и выделены этапы работы обучающихся с опорными схемами; создан банк заданий для обучающихся 2–4 классов по формированию функциональной грамотности с использованием опорных схем.
Характеристика условий, в которых возможно применение опыта
Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов образовательных организаций при организации урочной деятельности с обучающимися 2–4 классов.
Технология опыта
Цель педагогической деятельности в данном направлении: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством введения в учебную деятельность перспективно-опережающего обучения.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
- организовать учебную деятельность младших школьников, направленную на формирование функциональной грамотности на основе перспективно-опережающего обучения;
- разработать опорные схемы к урокам окружающего мира со 2-го по 4-й класс;
- создать банк заданий для обучающихся 2–4 классов по формированию функциональной грамотности с использованием опорных схем.
При изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе обучающиеся получают достаточно большой объём знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, истории, обществознания, анатомии, физики, химии, то есть предмет «Окружающий мир» является культурологическим.
Анализ изученной литературы и свой собственный опыт позволили автору опыта выстроить учебную деятельность, направленную на формирование функциональной грамотности у младших школьников.
Усвоение материала происходит в три этапа.
На первом этапе организуется медленное последовательное знакомство с новым учебным материалом, новыми понятиями, которые вводятся малыми порциями на опережающей основе. Главные положения новой темы даются как тезисы при рассмотрении смежной тематики.
При этом опережение может быть: ближнее – в пределах урока, среднее – в пределах системы уроков, дальнее – в пределах учебного курса. Автором опыта определены смежные темы программы предмета «Окружающий мир», которые можно использовать в пределах системы уроков.
Развитие функциональной грамотности невозможно без формирования у обучающихся умений работать с информацией. На первом этапе идет активное развитие доказательной речи с использованием опор (схем, таблиц), которые составляются обучающимися совместно с учителем в течение урока. Обучение по опорам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, что способствует формированию читательской грамотности.
Например, на уроке окружающего мира по теме «Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных» в 3 классе ребятам предлагается выполнить различные задания.
На данном этапе используется методический прием «комментируемое управление», проговаривание с объяснением всех действий обучающегося при составлении опоры или выполнении практического задания. Данный прием позволяет развивать логику рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, что лежит в основе формирования читательской грамотности.
Второй этап – уточнение новых понятий, их обобщение, применение. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены. На данном этапе вводятся задания, связанные с жизнью и практической деятельностью человека, которые являются средством повышения уровня сформированности естественнонаучной, математической и финансовой грамотности у обучающихся.
Например, на уроке во 2 классе по теме «Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Если хочешь быть здоров» обучающимся предлагается, используя опору в виде картинок, ответить на следующие вопросы:
- Какое время суток изображено на картинке?
- Расскажи, чем занимается мальчик?
Рис. 1
- Нарисуй стрелки на часах, используя закономерности.
Рис. 2
Данное задание направлено на формирование и естественно-научной и, читательской грамотности.
Третий этап подразумевает выполнение практико-ориентированных заданий по формированию функциональной грамотности. Формируется навык беглого действия. Обучающиеся самостоятельно работают со схемами, таблицами, опорами. Происходит развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий, что способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления, то есть развитию глобальных компетенций.
Таким образом, при системной организации опережения в учебном процессе изменяется структура процесса обучения, предусматривающая приобщение учащихся к перспективной деятельности, формирующая качественно новый компонент сознания – его устремленность в перспективу, то есть функцию социальной активности. Перспективно-опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности, развивает речь обучающихся, умения объяснять, обосновывать, доказывать свои действия, логично рассуждать при решении задач и заданий, даёт возможность применения полученных знаний на практике, что способствует формированию функциональной грамотности младших школьников.
Результативность опыта
Анализ результативности опыта работы по формированию функциональной грамотности проводился с использованием тренажёра «Функциональная грамотность» для обучающихся 4 классов.
Из 28 обучающихся 4-го класса высокий уровень сформированности функциональной грамотности показали 35% обучающихся, что на 15% выше, чем в 1-м классе. Количество обучающихся, показавших низкий уровень, уменьшилось на 29%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.
В результате оценки уровня сформированности компетенций выявлено, что положительная динамика наблюдается по всем оцениваемым в тренажёре «Функциональная грамотность» компетенциям.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе перспективно-опережающего обучения значительно повышается уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся.