Главная
АИ #10 (245)
Статьи журнала АИ #10 (245)
Развитие языковой грамотности залог когнитивной активности и успеха в обучении

Развитие языковой грамотности залог когнитивной активности и успеха в обучении

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

текст
развития речи
таджикский язык
когнитивная активность
образование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы развития речи учеников через систему работы над текстом. Отмечается, что текст – это основа создания на уроках таджикского языка развивающей речевой среды, которая способствует формированию творческого потенциала учащихся, пополнению их словарного запаса, улучшению качества речи и, как результат, повышению их лингвистической компетенции.

 Сделан вывод, что знакомство с текстами классической и современной литературы, наряду с приобретением определенных навыков работы с текстом, также учит употреблению одного слова в разных языковых стилях, а комплексная работа с текстом является одной из самых эффективных способов подготовки учащихся к экзаменам.

Текст статьи

При обучении таджикскому языку большое значение имеет развитие письменной и устной речи учащихся. Сегодня, в ситуации, когда почти все субъекты сталкиваются с многочисленными заданиями, тесты используются для оценки и анализа знаний, этот вопрос еще более важен и считается актуальным.

В условиях современной действительности воспитание личности, владеющей искусством устного общения, культурная устная и письменная речь крайне необходима, и это первостепенная задача каждого учителя. И это не совпадение, ведь сильные навыки устного общения и письмо для лучшего усвоения содержания других предметов, повышения интереса к литературе и таджикский языку и помочь обрести уверенность в своих силах.

В методике таджикского языка выделяют четыре взаимосвязанных направления развития речи:

1. Овладение нормами литературного языка:

Овладение нормами литературного языка – это процесс освоения правил и стандартов, которые определяют правильное и корректное использование языка в различных сферах общения и письменности. Нормы включают в себя грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические правила. Овладение этими нормами важно для поддержания ясности и точности речи, а также для эффективного общения в письменной и устной форме. Методами овладения нормами литературного языка является изучение грамматики и орфографии (изучение основных правил грамматики, освоение правил орфографии и так далее), чтение классической и современной литературы (чтение текстов, написанных на литературном языке, помогает закрепить правильные формы слов, структуру предложений и употребление стилистических средств, обращение внимания на стиль автора, построение предложений и использование разных языковых конструкций способствует пониманию норм литературного языка), практика письма и составления текстов (регулярное написание эссе, сочинений, отзывов и других текстов помогает лучше понять, как применять нормы языка на практике, редактирование и корректировка собственных текстов для выявления ошибок и улучшения стиля), использование словарей и справочников (для проверки правильности написания слов и употребления грамматических форм полезно использовать орфографические и грамматические словари, а также справочники по пунктуации), обучение через аудирование (прослушивание речи, радиопередач, подкастов, интервью и других материалов на литературном языке помогает привыкнуть к правильному произношению, интонации и грамматическим конструкциям), изучение стилистики языка (ознакомление с различными стилями речи (научный, официально-деловой, публицистический и т. д.) помогает правильно выбирать стиль в зависимости от ситуации, использование стилистических приемов, таких как метафоры, эпитеты, риторические вопросы, способствует улучшению письменной и устной речи). Систематическое и последовательное использование этих методов поможет развить грамотность и овладеть нормами литературного языка.

2. Обогащение словарного запаса:

Обогащение словарного запаса – это процесс активного расширения и улучшения знаний о словах, их значениях, контексте употребления и грамматических формах. Чем больше слов человек знает и использует, тем легче ему выражать свои мысли, а также воспринимать информацию на более глубоком уровне. Методы обогащения словарного запаса считаются чтение разнообразных текстов (чтение книг, статей, научных публикаций, художественной литературы, стихов, газет и журналов помогает обнаружить новые слова, которые расширяют словарный запас), использование синонимов (составление списка синонимов к знакомым словам помогает избежать повторений в речи и письме, а также позволяет обогатить выражения, использование синонимов помогает разнообразить речь и лучше выражать свои мысли), записывание и анализ новых слов (создание словаря новых слов, которые встречаются при чтении, помогает запомнить их значения и способы употребления), использование контекстных упражнений (применение новых слов в различных контекстах помогает лучше усвоить их значение и употребление, например, упражнения на замену слов синонимами или на составление предложений с новыми словами способствуют закреплению их в памяти), активное использование словаря (периодическое обращение к толковым, синонимическим и тематическим словарям способствует не только расширению, но и углублению знаний о значении слов) Обогащение словарного запаса – это постепенный процесс, который требует терпения и регулярной практики. Чем разнообразнее источники знаний, тем быстрее и эффективнее будет этот процесс.

3. Изучение грамматического строя речи:

Изучение грамматического строя речи – это процесс освоения правил, которые регулируют структуру языка и его использование. Грамматика определяет, как слова сочетаются в предложениях, как они изменяются в зависимости от различных факторов (род, число, падеж, время, лицо и т. д.) и как строятся сложные и простые предложения. Освоение грамматического строя позволяет говорить и писать правильно и понятно. Методы изучения грамматического строя речи это, такие как изучение базовых грамматических правил (освоение основных грамматических категорий: спряжение глаголов, использование прилагательных, местоимений, числительных), разбор предложений (анализ предложения помогает выявить грамматическую структуру, правильное расположение слов, склонение и спряжение; разбор синтаксических единиц, таких как простые и сложные предложения, главные и второстепенные члены предложения, позволяет глубже понять, как строится грамотная речь), изучение орфографии и пунктуации (знание правил орфографии помогает правильно писать слова, а понимание правил пунктуации помогает правильно расставлять знаки препинания в предложении и это важно для создания логичных, легко воспринимаемых и грамматически правильных текстов), практика составления предложений (составление разнообразных предложений, включая сложные и сложносочиненные, помогает развивать навыки правильной структуры речи.) Изучение грамматического строя речи – это комплексный процесс, который требует времени и систематической практики. Чем больше внимания уделяется грамматике, тем увереннее человек будет в использовании языка, а его речь станет более правильной, структурированной и выразительной.

4. Обучение различным видам речевой деятельности:

Обучение различным видам речевой деятельности – это важная часть овладения языком, которая включает в себя развитие навыков говорения, слушания, чтения и письма. Каждая из этих видов речевой деятельности имеет свои особенности и требует применения различных методов и техник. Они взаимосвязаны, и развитие одного навыка способствует улучшению других: говорение (устная речь) – это процесс передачи информации через устную форму общения. Этот вид речевой деятельности требует уверенности, правильного произношения, грамотной структуры предложений и способности адаптировать речь в зависимости от ситуации. Методы обучения говорению, такие как ролевые игры (включение учеников в ситуационные игры помогает развивать навыки общения в реальных жизненных контекстах (например, в магазине, на работе, в библиотеке), дискуссии и дебаты (регулярные обсуждения различных тем помогают улучшить аргументацию, формулировку мыслей и развить способность слушать и отвечать), чтение – развивает восприятие письменной речи, помогает понимать текст, усваивать информацию и обогащать словарный запас. Чтение также важно для развития грамматического восприятия и стилистического анализа, письмо – позволяет закрепить грамматические и лексические правила, а также развить способность к структурированию мыслей. Это важный навык для учебы, работы и повседневной жизни. Методы обучения письму написание эссе и сочинений, это помогает формировать умение излагать мысли логично и последовательно. Можно работать с различными стилями (научным, художественным, публицистическим), редактирование текстов (обучение редактированию собственных и чужих текстов помогает выявлять и исправлять грамматические ошибки, улучшать структуру и стиль), написание деловых писем и отчетов (это развивает навыки официальной и деловой переписки, помогает учить правильное использование формул в различных ситуациях (письма, жалобы, запросы)), слушание (аудирование) – это восприятие устной речи, как в повседневной жизни, так и в обучающих ситуациях. Это важный компонент коммуникации, так как помогает усваивать информацию и реагировать на нее.

Обучение различным видам речевой деятельности направлено на формирование комплексных навыков, которые позволяют эффективно общаться и усваивать информацию на языке. Умение слушать, говорить, читать и писать в разных ситуациях важно не только для развития языковой грамотности, но и для общей когнитивной активности и успеха в обучении и работе. Регулярная практика и использование различных методов обучения помогут эффективно развить все эти навыки.

Основа всего этого – слово. Небольшие открытия всегда вдохновляют на новые исследования и таким образом, успешность работы со словарем должна начинаться с первого урока. Метод зависит от цели и способа развития языковой компетенции читателя. Важная часть работы со словарем заключается в изучении новых, незнакомых слов, толкование словаря и работа по правописанию.

Работа со словарем – это не только поиск значений слов, но и важная часть процесса расширения словарного запаса и улучшения грамотности. Словарь помогает не только узнать значение слова, но и разобраться в его правильном написании, употреблении в контексте и грамматических особенностях.

Когда мы сталкиваемся с незнакомыми словами, важно:

  1. Изучить значение слова – понять, что оно обозначает и как используется в языке.
  2. Уделить внимание правильному правописанию – особенно если слово трудное или содержит двойные согласные.
  3. Изучить форму слова – это поможет понять спряжению или другие грамматические особенности.
  4. Посмотреть примеры употребления – так легче понять, как слово употребляется в реальных текстах и разговорах.

Словарь также может быть полезен для улучшения произношения и освоения синонимов и антонимов. Например, на уроках надо попросит учащихся не только назвать запомненное слово, но и описать ситуацию, что требует активной умственной активности и серьезности. Во время такого поиска развиваются их интеллектуальные способности.

Таким образом, используя различные эффективные педагогические методы, в развитии устной речи и письмо может достичь определенных результатов. Внедряя эти методы, укрепляется компетентность учащихся, повышается их самостоятельность и активность на уроке. При этом урок становится более интересным и эффективным, а богатство родного языка усиливается.

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. II. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.М. Щукин.: ИКАР, 2009. – 362 с.
  2. Епихина Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.О. Епихина. – Красноярск, 2001.
  3. Меркурьева Н.М. Полисемия и омонимия композитов. Лексикографический аспект / Н.М. Меркурьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики – 2017 – № 7 (73). – C. 146-148. Ч. 3.
  4. Меркурьева Н.М. Проблемы становления антонимо-синонимических парадигм композитов / Н.М. Меркурьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики – 2018 – № 3 (81). – С. 346-349. Ч. 2.
  5. Сабуров Х.М. Особенности стандартизации образования в условиях суверенного Таджикистана (маќола бо забони русї) // Вестник Таджикского национального университета. – 2015. – № 3/6 (176). – С. 289-294.
  6. Хакимова, Ш.И. К Особенности формирования профессиональной компетенции будущих учителей-филологов/Ш.И.Хакимова, М.Умарова// Ученые записки ХГУ им. академика Б. Гафурова. – 2018. – № 3 (56) – С. 207-212.

Поделиться

128

Тилляходжаева М. Н. Развитие языковой грамотности залог когнитивной активности и успеха в обучении // Актуальные исследования. 2025. №10 (245). Ч.II. С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/11495-razvitie-yazykovoj-gramotnosti-zalog-kognitivnoj-aktivnosti-i-uspeha-v-obuchenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#11 (246)

Прием материалов

15 марта - 21 марта

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

26 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 апреля