При обучении таджикскому языку большое значение имеет развитие письменной и устной речи учащихся. Сегодня, в ситуации, когда почти все субъекты сталкиваются с многочисленными заданиями, тесты используются для оценки и анализа знаний, этот вопрос еще более важен и считается актуальным.
В условиях современной действительности воспитание личности, владеющей искусством устного общения, культурная устная и письменная речь крайне необходима, и это первостепенная задача каждого учителя. И это не совпадение, ведь сильные навыки устного общения и письмо для лучшего усвоения содержания других предметов, повышения интереса к литературе и таджикский языку и помочь обрести уверенность в своих силах.
В методике таджикского языка выделяют четыре взаимосвязанных направления развития речи:
1. Овладение нормами литературного языка:
Овладение нормами литературного языка – это процесс освоения правил и стандартов, которые определяют правильное и корректное использование языка в различных сферах общения и письменности. Нормы включают в себя грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические правила. Овладение этими нормами важно для поддержания ясности и точности речи, а также для эффективного общения в письменной и устной форме. Методами овладения нормами литературного языка является изучение грамматики и орфографии (изучение основных правил грамматики, освоение правил орфографии и так далее), чтение классической и современной литературы (чтение текстов, написанных на литературном языке, помогает закрепить правильные формы слов, структуру предложений и употребление стилистических средств, обращение внимания на стиль автора, построение предложений и использование разных языковых конструкций способствует пониманию норм литературного языка), практика письма и составления текстов (регулярное написание эссе, сочинений, отзывов и других текстов помогает лучше понять, как применять нормы языка на практике, редактирование и корректировка собственных текстов для выявления ошибок и улучшения стиля), использование словарей и справочников (для проверки правильности написания слов и употребления грамматических форм полезно использовать орфографические и грамматические словари, а также справочники по пунктуации), обучение через аудирование (прослушивание речи, радиопередач, подкастов, интервью и других материалов на литературном языке помогает привыкнуть к правильному произношению, интонации и грамматическим конструкциям), изучение стилистики языка (ознакомление с различными стилями речи (научный, официально-деловой, публицистический и т. д.) помогает правильно выбирать стиль в зависимости от ситуации, использование стилистических приемов, таких как метафоры, эпитеты, риторические вопросы, способствует улучшению письменной и устной речи). Систематическое и последовательное использование этих методов поможет развить грамотность и овладеть нормами литературного языка.
2. Обогащение словарного запаса:
Обогащение словарного запаса – это процесс активного расширения и улучшения знаний о словах, их значениях, контексте употребления и грамматических формах. Чем больше слов человек знает и использует, тем легче ему выражать свои мысли, а также воспринимать информацию на более глубоком уровне. Методы обогащения словарного запаса считаются чтение разнообразных текстов (чтение книг, статей, научных публикаций, художественной литературы, стихов, газет и журналов помогает обнаружить новые слова, которые расширяют словарный запас), использование синонимов (составление списка синонимов к знакомым словам помогает избежать повторений в речи и письме, а также позволяет обогатить выражения, использование синонимов помогает разнообразить речь и лучше выражать свои мысли), записывание и анализ новых слов (создание словаря новых слов, которые встречаются при чтении, помогает запомнить их значения и способы употребления), использование контекстных упражнений (применение новых слов в различных контекстах помогает лучше усвоить их значение и употребление, например, упражнения на замену слов синонимами или на составление предложений с новыми словами способствуют закреплению их в памяти), активное использование словаря (периодическое обращение к толковым, синонимическим и тематическим словарям способствует не только расширению, но и углублению знаний о значении слов) Обогащение словарного запаса – это постепенный процесс, который требует терпения и регулярной практики. Чем разнообразнее источники знаний, тем быстрее и эффективнее будет этот процесс.
3. Изучение грамматического строя речи:
Изучение грамматического строя речи – это процесс освоения правил, которые регулируют структуру языка и его использование. Грамматика определяет, как слова сочетаются в предложениях, как они изменяются в зависимости от различных факторов (род, число, падеж, время, лицо и т. д.) и как строятся сложные и простые предложения. Освоение грамматического строя позволяет говорить и писать правильно и понятно. Методы изучения грамматического строя речи это, такие как изучение базовых грамматических правил (освоение основных грамматических категорий: спряжение глаголов, использование прилагательных, местоимений, числительных), разбор предложений (анализ предложения помогает выявить грамматическую структуру, правильное расположение слов, склонение и спряжение; разбор синтаксических единиц, таких как простые и сложные предложения, главные и второстепенные члены предложения, позволяет глубже понять, как строится грамотная речь), изучение орфографии и пунктуации (знание правил орфографии помогает правильно писать слова, а понимание правил пунктуации помогает правильно расставлять знаки препинания в предложении и это важно для создания логичных, легко воспринимаемых и грамматически правильных текстов), практика составления предложений (составление разнообразных предложений, включая сложные и сложносочиненные, помогает развивать навыки правильной структуры речи.) Изучение грамматического строя речи – это комплексный процесс, который требует времени и систематической практики. Чем больше внимания уделяется грамматике, тем увереннее человек будет в использовании языка, а его речь станет более правильной, структурированной и выразительной.
4. Обучение различным видам речевой деятельности:
Обучение различным видам речевой деятельности – это важная часть овладения языком, которая включает в себя развитие навыков говорения, слушания, чтения и письма. Каждая из этих видов речевой деятельности имеет свои особенности и требует применения различных методов и техник. Они взаимосвязаны, и развитие одного навыка способствует улучшению других: говорение (устная речь) – это процесс передачи информации через устную форму общения. Этот вид речевой деятельности требует уверенности, правильного произношения, грамотной структуры предложений и способности адаптировать речь в зависимости от ситуации. Методы обучения говорению, такие как ролевые игры (включение учеников в ситуационные игры помогает развивать навыки общения в реальных жизненных контекстах (например, в магазине, на работе, в библиотеке), дискуссии и дебаты (регулярные обсуждения различных тем помогают улучшить аргументацию, формулировку мыслей и развить способность слушать и отвечать), чтение – развивает восприятие письменной речи, помогает понимать текст, усваивать информацию и обогащать словарный запас. Чтение также важно для развития грамматического восприятия и стилистического анализа, письмо – позволяет закрепить грамматические и лексические правила, а также развить способность к структурированию мыслей. Это важный навык для учебы, работы и повседневной жизни. Методы обучения письму написание эссе и сочинений, это помогает формировать умение излагать мысли логично и последовательно. Можно работать с различными стилями (научным, художественным, публицистическим), редактирование текстов (обучение редактированию собственных и чужих текстов помогает выявлять и исправлять грамматические ошибки, улучшать структуру и стиль), написание деловых писем и отчетов (это развивает навыки официальной и деловой переписки, помогает учить правильное использование формул в различных ситуациях (письма, жалобы, запросы)), слушание (аудирование) – это восприятие устной речи, как в повседневной жизни, так и в обучающих ситуациях. Это важный компонент коммуникации, так как помогает усваивать информацию и реагировать на нее.
Обучение различным видам речевой деятельности направлено на формирование комплексных навыков, которые позволяют эффективно общаться и усваивать информацию на языке. Умение слушать, говорить, читать и писать в разных ситуациях важно не только для развития языковой грамотности, но и для общей когнитивной активности и успеха в обучении и работе. Регулярная практика и использование различных методов обучения помогут эффективно развить все эти навыки.
Основа всего этого – слово. Небольшие открытия всегда вдохновляют на новые исследования и таким образом, успешность работы со словарем должна начинаться с первого урока. Метод зависит от цели и способа развития языковой компетенции читателя. Важная часть работы со словарем заключается в изучении новых, незнакомых слов, толкование словаря и работа по правописанию.
Работа со словарем – это не только поиск значений слов, но и важная часть процесса расширения словарного запаса и улучшения грамотности. Словарь помогает не только узнать значение слова, но и разобраться в его правильном написании, употреблении в контексте и грамматических особенностях.
Когда мы сталкиваемся с незнакомыми словами, важно:
- Изучить значение слова – понять, что оно обозначает и как используется в языке.
- Уделить внимание правильному правописанию – особенно если слово трудное или содержит двойные согласные.
- Изучить форму слова – это поможет понять спряжению или другие грамматические особенности.
- Посмотреть примеры употребления – так легче понять, как слово употребляется в реальных текстах и разговорах.
Словарь также может быть полезен для улучшения произношения и освоения синонимов и антонимов. Например, на уроках надо попросит учащихся не только назвать запомненное слово, но и описать ситуацию, что требует активной умственной активности и серьезности. Во время такого поиска развиваются их интеллектуальные способности.
Таким образом, используя различные эффективные педагогические методы, в развитии устной речи и письмо может достичь определенных результатов. Внедряя эти методы, укрепляется компетентность учащихся, повышается их самостоятельность и активность на уроке. При этом урок становится более интересным и эффективным, а богатство родного языка усиливается.