Главная
АИ #10 (245)
Статьи журнала АИ #10 (245)
Интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй для повышения психолого-педагоги...

Интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй для повышения психолого-педагогической культуры родителей

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интерактивное взаимодействие
формы интерактивного взаимодействия

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные формы работы по интерактивному взаимодействию дошкольной организации и семьи для обеспечения психологической поддержки семьи.

Текст статьи

В настоящее время сотрудничество с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Большинство воспитателей остро осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные стандарты дошкольного образования регламентируют не только работу педагога с детьми, но и работу педагога с родителями, что подкреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей. При этом воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди, чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами дошкольной организации.

Интерактивные формы взаимодействия – это диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие и сотрудничество между семьёй и детским садом. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста, познакомить с особенностями восприятия окружающего мира ребенком, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество. Интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяют вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.

Целью интерактивного взаимодействия является создание условия для диалога; группового сплочения; выработка общего мнения; обмен опытом; формирование умений, навыков; изменение психологической атмосферы, организация нетрадиционных родительских собраний.

Задачей интерактивного взаимодействия является фасилитация (поддержка, облегчение), направление и помощь процессу обмена информацией, взаимообогащение опыта; обращение к личному опыту участников; поддержка активности родителей; соединение теории и практики; взаимопонимание и поощрение творчества участников.

Использование интерактивных форм позволяет решить несколько психолого-педагогических задач: предлагаемые формы взаимодействия активизируют родителей, позволяют значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Новые формы взаимодействия с родителями реализуется на принципе партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Среди наиболее популярных интерактивных форм взаимодействия с семьей можно выделить:

Семейные клубы. В клубе отношения с семьей строятся на принципах добровольности, личной заинтересованности. Тематику встреч необходимо формулировать с учетом запроса родителей. В начале года рекомендовано разработать программу семейного клуба. Участниками клуба могут быть дети и родители, а также бабушки, тёти, старшие братья и сёстры. Деятельность семейного клуба реализуется через игровую деятельность детей и взрослых для создания комфортного психологического климата. Мероприятия семейного клуба вызывают положительный эмоциональный настрой, искреннюю заинтересованность и желание принимать активное участие как у детей, так и у взрослых. Периодичность проведения встреч семейного клуба – 2-3 раза в год. В настоящее время стал популярен дистанционный родительский клуб. Данная форма активизирует сотрудничество педагогов детского сада и родителей дошкольников с использованием компьютерных технологий (сайт ДОУ, группы, сообщество в социальных сетях). В родительском чате группы размещают объявления, консультации, памятки, фотографии занятий. В сообществах в социальных сетях родители выступают в роли активных субъектов. Они делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях и голосованиях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой.

«Дистанционный детский сад» – проведение офлайн и онлайн-занятий с детьми, родительских собраний, консультаций. Данная форма даёт возможность активно включиться в образовательный процесс большинству родителей. Офлайн-занятия дают возможность родителям посмотреть их в удобное для них время. Применение такой формы работы требуют от педагога налаживания очень тесного конструктивного взаимодействия с родителями как в подготовке и проведении таких занятий, так и в последующем определении результатов совместной деятельности родителя и ребенка в рамках дистанционного занятия.

Организация разнообразных выставок и фотовыставок, офлайн-выставок. Данная форма взаимодействия объединяет детей и взрослых, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребёнок, зависит от отданного ему времени. Тематика выставок разнообразная Родители с удовольствием участвуют в выставках, выполняют поделки и рисунки для этих выставок.

Интерактивная игра. Современные родители загружены повседневными делами, и не всегда у них есть время для общения с детьми. Чтобы помочь родителям проявить себя осознанными, внимательными и понимающими, стать для детей другом, можно предложить родителям интерактивные игры. Они помогают организовать полезный семейный досуг, обогатить воспитательный опыт родителей, повысить интерес детей и родителей к совместной деятельности. При этом необходимо соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером или телефоном и систематично проводить физминутки и гимнастики для глаз. Только в таких условиях интерактивные игры могут стать отличным помощником в образовательном процессе ребенка и обеспечить эффективность нового формата сопровождения родителей воспитанников ДОО.

Тематические акции. Акции способствуют расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы, в частности они, могут быть направлены на формирование ценностных отношений к родному городу, его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.

 В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Самая популярная и любимая родителями форма работы – досуговая – концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы можно сказать, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть таланты и способности своего ребенка, а также выявить проблемы и трудности взаимоотношений.

Маршруты выходного дня. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные всей семьёй – праздник вдвойне. Поэтому, чтобы выходные действительно стали праздником и для детей, и для родителей, радостными днями, проведёнными всей семьёй, можно предложить родителям организовать в выходные дни семейные походы, прогулки например, по праздничному городу, экскурсии в музей, в дом культуры на выставку, поход в театр, в кинотеатр, в музей, библиотеку, бассейн, посещение достопримечательностей родного края.

Мастер-класс. При проведении мастер-классов дети вместе с родителями создают творческий продукт или проводят познавательно-исследовательскую деятельность, общаются, радуются совместному успеху. Такая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность современных родителей в вопросах детско-родительских отношений. При подготовке мастер-класса необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: каждая семья хочет получить поддержку словом и делом.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Список литературы

  1. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.: ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
  2. Кротова Т.В., Выгонная Г.А. Повышение родительской компетенции в контексте ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016, № 3.
  3. Важнова С.А. Что на самом деле говорят родители. Инструкция в картинках, которая поможет воспитателям избежать конфликтов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2019, № 10.

Поделиться

30

Лисицкая А. Ю., Сухинина А. А. Интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй для повышения психолого-педагогической культуры родителей // Актуальные исследования. 2025. №10 (245). URL: https://apni.ru/article/11497-interaktivnye-formy-vzaimodejstviya-doo-s-semyoj-dlya-povysheniya-psihologo-pedagogicheskoj-kultury-roditelej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля