В настоящее время процесс глобализации затрагивает все сферы жизни общества. Реформирование социально-экономических отношений России с другими странами, расширение отрасли туризма и гостеприимства, а также укрепление связей с иностранными партнерами приводят к тому, что в современном обществе появилась потребность в специалистах, владеющими иностранными языками.
В последние годы международный туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. В области международного туризма российской туристской индустрии приходится широко сотрудничать, а также конкурировать с организованным туризмом многих зарубежных стран, что требует от специалистов сферы туризма высокого уровня профессионализма. Все большее значение в этом приобретает необходимость владения иностранным языком, а профессионалы со знанием иностранного языка, способные принимать и обслуживать иностранных гостей, устанавливать деловые отношения с зарубежными партнерами, продвигать и рекламировать туристский продукт, пользоваться централизованными системами бронирования, на российском рынке труда пользуются огромным спросом.
Все сферы нашей жизнедеятельности в той или иной мере требуют знаний английского языка, а его изучение становится с каждым годом все более востребованным. Но если в учебных заведениях основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, то по окончании вузов и колледжей целью может стать необходимость использования языка для профессиональных целей [2, с. 28-30].
Появление английского языка для специальных целей, как и многих других видов деятельности человека, связано с изменениями современного мира и потребностей. Эпоха всеобъемлющей глобализации обусловила значительные изменения в структуре подготовки будущих специалистов. Развитие высоких технологий, тесные научно-технические связи требовали новых подходов к формированию комплекса компетенций, включающих, в том числе коммуникативную и социально-культурную в рамках родного языка и как минимум одного-двух иностранных языков [6, с. 9-15].
Термин «английский язык для специальных целей» (English for specific purposes или ESP) появился в 60-е гг. XX в. в англоязычных странах одновременно и как научное направление, и как тип обучения английскому языку, отвечающие потребностям обучающихся. Направление профильного обучения английскому языку (ESP) является одним из наиболее быстро развивающихся в настоящее время. Это отражено в университетских программах, предлагающих магистерский курс в данной области, а также в появлении огромного количества курсов для иностранных студентов, действуют научные сообщества, проводятся международные конференции [3].
В настоящее время существует несколько видов ESP, таких, как:
- Английский для академических целей (English for Academic Purposes) представляет собой одно из приоритетных направлений языковой подготовки современности. Содержание данного направления определяется, с одной стороны, практическими потребностями студентов, связанными с выполнением академических и профессиональных задач, с другой стороны, требованиями, предъявляемыми образовательными программами к качеству языковой подготовки. Этим курсом чаще всего пользуются студенты по всему миру, получая ту или иную профессию в вузе своей страны или за рубежом [5, с. 234-262].
- Английский для работы (English for Occupational Purposes). Этот курс подразумевает под собой семинары в течение года для тех, кому требуются особые языковые навыки для работы, так как в постоянно меняющейся рабочей среде необходимо уметь адаптироваться, получать новые знания и повышать эффективность, увеличивая возможности трудоустройства с более высокой степенью оплаты труда [5, с. 234-262].
- Английский для бизнес-целей (English for Business Purposes) пользуется спросом среди «не носителей» английского языка и изучается с целью ведения бизнеса с англоязычными странами или компаниями, расположенными за пределами англоязычного мира, но которые, тем не менее, используют английский как международный. В таких случаях объектом упражнения является и эффективное общение [5, с. 234-262].
- Английский для профессиональных целей (English for Professional Purposes) предполагает увеличение навыков на устном и письменном английском языке, с целью уверенного самовыражения и потенциального продвижения в профессиональных условиях. Например, этот курс часто необходим врачам для изучения и внедрения новых технологий, а также в связи с тем, что большая часть врачебной литературы и терминологии имеют латинские обозначения [5, с. 234-262].
- Английский для туристических целей (English for Vacational Purposes). Этот курс специально разработан, чтобы помочь профессионалам в международной индустрии туризма улучшить свои навыки общения на английском языке, а также их методы международного туризма. Этот курс даст студентам более широкое понимание международного туристического сектора, а также оснастит их полезными навыками при работе с клиентами. Кроме того, этот курс открывает границы общения для обычного туриста на каждом этапе своего путешествия в любой точке земного шара [5, с. 234-262].
- Английский для авиации (English for Aviation) – это английский язык, специально разработанный для обучения навыкам общения на английском языке пилотами и диспетчерами воздушного движения, а также для оказания им помощи в достижении и поддержании операционного уровня 4 (теперь это требование Международной организацией гражданской авиации). [5, с. 234-262].
На данный момент сфера туризма является одной из самых популярных. Многие выпускники ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» выбирают работу в сфере туризма или получают второе высшее образование по этой специальности. Для преподавателей Государственного университета управления интерес представляет изучение особенностей английского языка для специальных целей в сфере туризма и гостеприимства, а также специфика его преподавания [7, 8].
Еще двадцать лет назад в основе любого обучения лежала классическая методика, в которой большая часть времени уделялось теории иностранного языка. На уроках студенты изучали синтаксические конструкции, новую лексику, обсуждали грамматические правила, а также читали и переводили тексты, делали письменные задания и иногда слушали аудиозаписи. На развитие разговорных навыков уходило лишь десять процентов времени всего занятия. В результате учащийся понимал тексты на английском языке и знал грамматические правила, но не мог излагать свои мысли. Именно поэтому на занятиях в группах «Туризм» максимальное количество времени уделено развитию коммуникативных навыков, а именно – аудированию и говорению [7].
Таким образом, в разработанном нами курсе мы применили следующие методики:
Коммуникативная – главный ее принцип заключается в использовании изучаемых на уроках лексических единиц и грамматических конструкций в речи, как устной, так и письменной. Все занятия разрабатываются и проводятся на иностранном языке либо с минимальным включением родной речи. Учитель только направляет студентов, задает им вопросы и создает коммуникативную ситуацию, в то время как 70% времени всего занятия говорят ученики.
Проектная – изначально данная методика преподавания английского языка была предназначена для детей, но сегодня она приобрела большую актуальность и для взрослых с начальным уровнем английского языка и особенно для тех, кто хочет овладеть им для работы в сфере туризма. Ее смысл состоит в использовании изученного материала на практике и является оптимальным для организации контроля знаний по окончании целого модуля.
Интенсивная – эта методика приобрела особую популярность среди тех, кто стремится научиться говорить по-английски за максимально короткий срок. Достичь этой, казалось бы, нереальной цели позволяет высокий уровень шаблонности языка и хороший базовый уровень знаний учащегося. Благодаря изучению большого количества устойчивых выражений, их запоминанию и отработке, студент может за достаточно сжатые сроки научиться объясняться на иностранном языке и понимать собеседника [4].
В процессе изучения вышеперечисленных методик, их влияния на процесс организации и результативности обучения в сфере туризма мы пришли к выводу, что такие формы работы, как проектные, практические занятия в форме экскурсий, а также обширное применение ролевых игр, можно назвать «активными» формами работы в классе. Они способствуют наибольшей вовлеченности студентов в процесс обучения, а значит, и его усвоению. Благодаря такому подходу студенты учатся так называемому устному опережению, т. е. они запоминают и отрабатывают грамматически корректные фразы для поддержания беседы (заказа блюда в ресторане, покупки в магазине, прохождения таможенного контроля и т. д.), при этом не углубляясь в саму грамматику. Также нами предусмотрены практические уроки с носителями языка, поскольку именно они способствуют формированию правильного ударения и интонации, учат воспринимать речь на слух, и будут крайне актуальны для преодоления языкового барьера.
На семинарских занятиях в нашем ВУЗе преподаватели активно применяют следующие методики:
- Мозговой штурм (Brain storm). Аудитория делится на две группы – «генераторов идей», которые, собственно, предлагают идеи, и «экспертов», которые по окончании «штурма», оценивают позицию каждого «генератора».
- Круглый стол (Community circle). Преподаватель формулирует проблему по заданной теме и предлагает студентам задание: оценить значимость проблемы, продемонстрировать все за и против, определить возможный результат и т. д. Учащиеся должны высказаться по представленному вопросу, аргументировать свою позицию и в итоге прийти к общему решению.
- Игровая методика (Games). Преподаватель проводит самые разнообразные игры, в том числе ролевые. Они направлены на отработку старой или изучения новой лексики и/или грамматических конструкций. В ходе игр студенты их быстро запоминают и учатся применять в речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование данных методик и приемов способствует расширению и углублению знаний английского языка на достаточном уровне, чтобы ориентироваться в сфере туризма и гостеприимства. Разработанные методики будут эффективны для обучения навыкам проектной работы, выработки правильного произношения, помогут студентам преодолеть языковой барьер и научиться без смущения и неловкости вступать в разговор с иностранными гостями и поддерживать беседу на разные темы (о традициях и культуре страны, о достопримечательностях города и т. д.). Для человека, планирующего связать свое будущее с трудоустройством в данной сфере деятельности, овладение профессиональным языком является актуальным и целесообразным, поскольку туризм – это не только способ познания человеком мира, но и самая перспективная сфера экономики, которая способствует интенсификации международных контактов и расширению межкультурных связей.