В нашем государстве по-прежнему сохраняется сложная криминогенная ситуация. Преступность – это серьёзный вызов для социального и экономического прогресса государства, а также для его национальной безопасности. Преступления, посягающие на самое ценное – жизнь человека, представляют собой особую категорию правонарушений, требующих тщательного рассмотрения и строгого наказания. Жизнь даётся человеку лишь однажды, и поэтому она нуждается в особой правовой защите.
В последнее время также наблюдается тревожная тенденция к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. В 2023 году было зафиксировано 132 400 аварий, из которых 14 400 завершились трагически. К сожалению, в ряде случаев участники ДТП оставляют место происшествия на своём транспортном средстве [1].
Когда отсутствуют свидетели, благодаря скрупулёзному анализу места преступления и тела жертвы становится возможным идентифицировать личность преступника.
При проведении расследования дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом требуется осуществить детальное исследование, включающее комплексный подход к оценке всех факторов, влияющих на возникновение и развитие аварийной ситуации, а также особое внимание следует уделить телу погибшего. Прежде всего, требуется определить точное местоположение тела на месте происшествия. Следует зафиксировать позу покойного и его расположение относительно дороги, следов торможения, остановившегося транспортного средства и прочих объектов. Эти сведения позволят воссоздать картину произошедшего. В случае, если тело было обнаружено перед следами торможения, то это может указывать на то, что человек был сбит автомобилем до того, как водитель начал процесс торможения [2, с. 272].
Требуется тщательное исследование открытых ран с целью выявления инородных включений, таких как фрагменты лакокрасочного покрытия автомобиля, которые могут послужить ключом к идентификации транспортного средства. Также необходимо исследовать повреждения и отметины на теле, такие как загрязнения и следы краски, и произвести их тщательное измерение.
При наезде на пешехода необходимо уделить пристальное внимание осмотру его одежды. Прежде всего, следует оценить её состояние, чтобы понять поведение человека в момент происшествия и определить границы места дорожно-транспортного происшествия. Например, отсутствие головного убора, шарфа или перчаток в холодное время года может потребовать расширения границ места дорожно-транспортного происшествия [3, с. 185].
Одежда представляет собой важный элемент, так как она выступает первым объектом при взаимодействии с транспортным средством и дорожной поверхностью. Отпечатки на одежде и теле находятся в тесной взаимосвязи, а их локализация на одежде сходна с характером травм, полученных в результате контакта с внешней средой. Повреждения одежды могут быть вызваны как прямым ударом передней части транспортного средства, так и вследствие трения тела о дорожное покрытие при его скольжении. В случае контакта с твёрдыми поверхностями под прямым углом происходит разрыв нитей ткани, и форма следа на ткани может в точности повторять форму объекта, ставшего причиной повреждения. Скользящее воздействие способно вызвать нарушение целостности нитей и привести к значительным повреждениям ткани, особенно при контакте с острыми поверхностями. Характер разрывов определяется структурой материала [4, с. 29].
При движении транспортного средства на высокой скорости возможно обнаружение фрагментов ткани. Если одежда попадает под колеса автомобиля, это может привести к нарушению структуры волокон, что вызывает их разрушение и разрывы [5, с. 108-111]. Анализ характера повреждений на одежде позволяет установить, с какой поверхностью произошел контакт, а также выявить механизм образования следов. К примеру, при получении травмы и последующем перемещении тела по дорожной поверхности на одежде могут возникнуть потертости, направление которых обычно противоположно направлению движения.
Исследование предметов одежды позволяет не только обнаружить признаки противоправной деятельности, но и помогает установить личность владельца этих вещей. В карманах одежды могут быть обнаружены важные для идентификации предметы, такие как личные документы, переписка, записки и медицинские рецепты. Если такие предметы отсутствуют, необходимо провести тщательный осмотр одежды для выявления индивидуальных меток и других деталей, которые помогут идентифицировать личность погибшего [6, с. 61-62].
Исследование предметов одежды осуществляется поэтапно: сначала анализируется лицевая поверхность одежды, начиная с верхней части и постепенно переходя к нижней. Затем аналогичным образом проводится осмотр тыльной стороны одежды. В ходе данной процедуры оцениваются такие параметры, как тип ткани, используемой при изготовлении одежды, её цветовые характеристики, а также соответствие оттенков цвету дорожного покрытия. Указанные детали играют важную роль в установлении обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. После завершения осмотра одежду снимают с трупа. Если на одежде обнаруживаются следы, которые могут быть утрачены со временем, они немедленно фиксируются с помощью фанеры, плотного картона или аналогичных материалов. Упаковка одежды в полиэтиленовые пакеты не рекомендована, так как это может способствовать нарушению микроклимата внутри упаковки и негативно повлиять на ткань, изменяя её изначальные характеристики. При наличии влажных пятен или биологических загрязнений одежда должна быть высушена при комнатной температуре.
Исследование обуви пострадавшего также представляет собой важную составляющую осмотра места дорожно-транспортного происшествия. На поверхности обуви могут выявляться следы контакта с дорожным покрытием, что способствует реконструкции событий аварии [7, с. 994]. Обувь нередко сохраняет признаки механических повреждений, такие как разрывы и царапины. В качестве примера можно привести деформацию носочной части обуви и существенные повреждения, вызванные воздействием автомобильного колеса на стопу. Характер деформации соответствует направлению движения транспортного средства. При проведении расследования особое внимание уделяется следам, оставленным предметами, находящимися во владении потерпевшего. К ним относятся сумки, портфели, чемоданы и прочие подобные предметы [9, с. 19-22]. Данные следы формируются вследствие контакта указанных предметов с частями транспортного средства и проявляются в форме поверхностных дефектов. В свою очередь, эти предметы оставляют на поверхности транспортного средства следы, выраженные в виде наслоений, деформационных изменений либо царапин. Следы, возникшие в результате взаимодействия предметов, принадлежащих потерпевшему, с транспортным средством, являются важным инструментом для подтверждения факта дорожно-транспортного происшествия [10].
Осмотр тела или места его обнаружения должен проводиться с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия – врача, о чем свидетельствует ст. 178 УПК РФ. Как правило, для решения этой задачи приглашается дежурный специалист из бюро судебно-медицинской экспертизы. Если участие специалиста судебно-медицинского профиля невозможно по объективным причинам, необходимо пригласить другого компетентного медицинского работника. Рекомендуется привлекать хирургов или травматологов, так как они обладают необходимыми знаниями и практическим опытом. При отсутствии указанных специалистов возможно привлечение врачей терапевтов, но приглашение специалиста узкого профиля считается нецелесообразным. Участие иных медицинских работников разрешается исключительно при отсутствии возможности задействования специалистов в сфере судебно-медицинской экспертизы [10, с. 296].
Кроме того, в рамках проведения осмотра места дорожно-транспортного происшествия представляется необходимым привлечение специалистов Государственной инспекции безопасности дорожного движения для выполнения консультаций по соответствующим аспектам данного события. Их участие будет благоприятно отражаться на всесторонности и объективности осмотра в частности и на качестве проводимого следственного действия в целом.