Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!
Пояснительная записка
Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) Труден и долог путь к победе. Германия была разгромлена. Советский Союз внес в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война.
Для молодого поколения общение с участниками Великой Отечественной войны это уникальная возможность соприкоснуться с целой эпохой!
Классный час в форме исторического квеста «Дорогами войны» основан на боевом пути Н. В. Копытова, кавалере орденов Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени и Красной звезды. Исторический квест стал результатом поисковой работы кадет-волонтеров 7 курса: встреч и общения с ветераном ВОВ Н. В. Копытовым, работа с историческими документами, представленные ветераном. В 2025 году наша страна будет отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. 2025 год – это год Памяти и Славы. Классный час – квест, посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, где историческая память о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны является огромной ценностью и духовным капиталом России.
Тема классного часа – квеста «Дорогами войны» актуальна так как является формированием национального самопознания и уважительнго отношения к историческому прошлому нашей страны, подвигам соотечественников во время Великой Отечественной войны.
Одной из основных задач современного педагога является предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, а также их практического применения, возможность реализации способностей обучающихся. В арсенале педагога много технологий, помогающих в реализации этой задачи. Одной из них является технология образовательных квестов.
Организация внеурочной деятельности с использованием квест-технологий вызывает живой интерес кадет, позволяет проявить им свои способности. Представленный опыт реализации квест-технологии в Оренбургском президентском кадетском училище показывает универсальность данной технологии.
Структура квеста
Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Этапы игры
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п.
Командный характер действий
Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.
Игроков сопровождает инструктор
Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.
При организации квест - занятия необходимо:
- подготовить интересное выступление;
- сформулировать интересное задание;
- составить план работы;
- составить список информационных ресурсов.
Обучающийся в свою очередь:
- выбирает роль;
- составляет план поиска ресурсов;
- исследует информационные ресурсы;
- готовит отчет.
Задания квеста «Дорогами войны»
Ознакомление с описанием маршрута боевого пути ветерана Великой Отечественной войны Н. В. Копытова в 1941–1945 годах.
На основе этой информации строятся задания локаций квеста.
Команда, верно, выполнившая задание, получает подсказку-ключ для перехода на следующую локацию.
Всего Вам предстоит пройти 5 локаций: от объявления войны 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года.
Цель классного часа (квеста): сохранение исторической памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- привить интерес к истории Отечества;
- развить волонтерское движение среди кадет училища;
- воспитать гордость за историю своей страны.
Сценарий классного часа
Тема: «Дорогами войны»
Цель: Формирование патриотического сознания учащихся и их чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
Образовательные:
- Погрузить кадет в атмосферу военного времени.
- Расширить знания обучающихся о событиях 1941–1945 гг.
- Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные:
- Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
- Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
- Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
- Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие:
- Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
- Способствовать развитию творческих способностей кадет, коммуникативности, умению взаимодействовать в команде.
Применяемые технологии: Игровая технология, квест-технология, технология коммуникативного взаимодействия
Оборудование: Ноутбук, презентация, раздаточный материал: карточки ведущего, задания по локациям для команд
Ход занятия
1. Организационный этап
Ведущий: Здравствуйте, товарищи кадеты. Мы рады встрече с вами. Наше занятие предусматривает ваше активное участие в нем. Давайте познакомимся с маршрутом боевого пути ветерана Великой Отечественной войны Н. В. Копытова в 1941–1945 годах по ходу игры.
Каждый этап игры содержит информацию об одном из этапов боевого пути Николая Владимировича. На основе этой информации строятся задания локаций квеста.
Команда, верно, выполнившая задание получает подсказку-ключ для перехода на следующую локацию.
Всего Вам предстоит пройти 5 локаций: от объявления войны 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года.
2. Основной этап
Ведущий: о начале Великой Отечественной войны граждане Советского Союза узнали из выступления по радио заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. Молотова:
«...Сегодня, 22 июня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…»
Задание № 1. Отметьте на карте города СССР, которые первые подверглись немецкой бомбардировке. 23 июня 1941 года стало первым днем мобилизации военнообязанных, родившихся с 1905 по 1918 год включительно. Молодые рвались на фронт. Военкоматы осаждали вчерашние школьники, проходили ускоренную военную подготовку и отправлялись на фронт.
Задание № 2. Определите место прохождения службы на фронте ВОВ по координатам:
Широта: 48,7 северной широты
Долгота: 44,5 восточной долготы
Задание № 3. Соотнесите события и даты:
17 июля 1942 года.
С 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года.
2 февраля 1943 года.
Отмечается 19 ноября с 1944 года.
Отмечается 19 ноября с 1944 года.
Начало Сталинградской битвы.
Наступательный период Сталинградской битвы.
Конец Сталинградской битвы.
День артиллериста.
Оборонительный период Сталинградской битвы.
Задание № 4. Для получения информации о переходе на следующую локацию вам необходимо на координатной плоскости последовательно отметить точки по заданным координатам:
- (3;8); (3;7); (5;7); (5;6); (6;6); (6;5); (8;5); (8;4); (9;4); (9;2); (5;2); (5;1); (14;1); (14;0); (15;0); (15;-1); (16;-1); (16;-4); (15;-4); (15;-5); (14;-5); (14;-6); (-14;-6); (-14;-5); (-15;-5); (-15;-4); (-16;-4); (-16;-1); (-15;-1); (-15;0); (-14;0); (-14;1);
- (-3;1); (-3;2); (-6;2); (-6;3); (-15;3); (-15;2); (-16;2); (-16;5); (-15;5); (-15;4); (-6;4); (-6;5); (-4;5); (-4;6); (-3;6); (-3;7);
- (-1;7); (-1;8).
Курская битва – крупнейшее танковое сражение в истории. Она привела к дальнейшему изменению соотношения сил на фронте в пользу Советских Вооруженных Сил, создала благоприятные условия для развёртывания общего наступления на широком фронте. Германия и ее союзники были вынуждены перейти к обороне на всех театрах Второй мировой войны.
Задание № 5
Расшифруйте послание:
15.6.14.6.24.12.16.6. 12.6.5.16.3.16.6. 15.1.10.14.6.15.16.3.1.15.10.6. 12.21.18.19.12.16.11. 2.10.20.3.29. 16.17.6.18.1.24.10.33. 24.10.20.1.5.6.13.30.
Задание № 6. Для получения информации о переходе на следующую локацию вам необходимо собрать пазл (Кенигсбергская крепость). Взятие Кёнигсберга – одна из самых ярких страниц в истории завершающего этапа Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование многократно заявляло о неприступности столицы Восточной Пруссии.
Задание № 7. Восстановите хронологию штурма Кенигсбергской крепости:
2 апреля.
6 апреля около полудня.
6 апреля, исход дня.
7 апреля.
8 апреля.
Ночь с 8 на 9 апреля.
9 апреля.
10 апреля.
Над башней «Дона» поднят советский флаг.
Наступление советских штурмовых частей.
Советские части продвигаются вперед и перерезают железную дорогу Кенигсберг-Пилау.
Немецкие солдаты стали сдаваться в плен.
Маршал Василевский обратился к коменданту Кёнигсберга с предложением о капитуляции.
Неудачная попытка немецких войск взорвать Кенигсберг.
Приказ коменданта Кёнигсберга о прекращении сопротивления.
Над башней «Дона» поднят советский флаг.
Задание № 8. Каждой цифре ответа соответствует буква. Решите примеры и определите локацию.
Задание № 9. Перед вами карточки с фамилиями героев Великой Отечественной войны. Распределите их на три группы: 1 – юные герои ВОВ; 2 группа – полководцы; 3 группа – имена героев, водрузивших знамя над рейхстагом:
Космодемьянская, Жуков, Казей, Тимошенко, Рокоссовский, Портнова, Василевский, Малиновский, Конев, Голиков, Котик, Егоров, Кантария, Берест.
Задание № 10. Подпишите названия орденов и медалей Великой Отечественной войны:
Медаль «За взятие Кёнигсберга».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945».
Орден Александра Невского.
Медаль «За оборону Сталинграда».
Орден Красной Звезды учреждён.
Орден Отечественной войны.
3. Заключительный этап (рефлексия)
После прохождения всех испытаний команды собираются в контрольном пункте, сдают свои маршрутные листы, подводят итоги игры, участники заполняют «Блиц-опрос». Награждение команд. Обсуждение игры (плюсы и минусы, что больше всего понравилось?).
Выводы:
Работа с подрастающим поколением – это в первую очередь патриотическое воспитание. Очень полезны встречи молодежи с ветеранами. Старшим есть что рассказать, младшим – чему научиться.
Из этих встреч подрастающее поколение лучше узнают, как приходилось защищать Родину, поднимать страну после военной разрухи, что помогало рождению новых городов.
Наверняка среди них есть способные ребята, им придется управлять государством. Пусть они сделают все, чтобы не было войн. Не допустят к власти политиков-авантюристов.
...Служба в армии – большая честь и обязанность. Армия делает из мальчика настоящего мужчину. На Россию всегда смотрели с вожделением ее дальние и ближние «друзья». Нам нужна сильная армия. Если не вы, то кто?..
…Бесед о значимости службы в армии с кадетами Оренбургского президентского кадетского училища вести не приходится. Ведь учеба и жизнь в училище, как нигде, способствует воспитанию чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи, патриотизма, гордости за свою Родину, народ и государство. Способствует формированию в сознании адекватного представления и понимания объективной реальности военной профессии.
На встречах с кадетами рассказываем истории своих семей, историю нашей страны. Хотим донести до них, что легкой жизни на земле не бывает, что даже в тяжелых условиях необходимо любить и защищать свою Родину.
Пережитое Николаем Владимировичем во многом типично для людей его поколения, разница только в продолжительности событий.
А вот что будет типично для поколения этих мальчишек, во многом зависит от взрослых, которые их окружают и тех идей, которые закладываются в юные головы. Хочется верить, что и наши встречи, и разговоры о войне, восстановлении и развитии страны будут полезны для кадет.