Главная
Конференции
Влияние цифровых технологий на социальные процессы и личность: вызовы и возможности
Обучение школьников управлению квадрокоптерами: подготовка специалистов для горо...

Обучение школьников управлению квадрокоптерами: подготовка специалистов для городских технологий будущего

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

БПЛА
БАС
квадрокоптер
дрон
обучение детей
обучение взрослых
технология
умиус

Аннотация статьи

Современные города становятся все более технологичными, а использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) играет ключевую роль в развитии городской инфраструктуры, мониторинге окружающей среды, логистике и безопасности. В связи с этим возникает потребность в подготовке специалистов, способных эффективно управлять квадрокоптерами и разрабатывать инновационные решения для умных городов. Обучение школьников управлению квадрокоптерами становится важным этапом формирования кадрового резерва для технологической и инженерной отрасли.

В статье рассматриваются перспективы интеграции курсов по управлению квадрокоптерами в школьное образование, их влияние на развитие инженерных и технических компетенций учащихся, а также значение таких программ для формирования специалистов, способных внедрять и поддерживать инновационные городские технологии. В исследовании используются данные об эффективности виртуальных симуляторов в обучении, анализируются российские и международные примеры успешных образовательных программ, а также представлены статистические показатели роста использования БПЛА в городской инфраструктуре.

Текст статьи

Согласно данным аналитического агентства Drone Industry Insights, мировой рынок коммерческих дронов в 2023 году составил 41,3 миллиарда долларов и продолжает расти в среднем на 9,4% ежегодно. В России, по прогнозам Росавиации, к 2030 году использование беспилотных летательных аппаратов в различных отраслях увеличится на 50%, что приведет к росту спроса на специалистов в этой сфере. Однако сегодня лишь около 10% российских школ предлагают программы, связанные с беспилотными технологиями, что создает дефицит кадров.

Квадрокоптеры уже активно применяются в городских технологиях, включая:

  • Мониторинг инфраструктуры (состояние дорог, мостов, зданий);
  • Экологический контроль (измерение уровня загрязнения воздуха, анализ состояния зеленых зон);
  • Логистика и транспорт (доставка грузов, мониторинг дорожного движения);
  • Городская безопасность (патрулирование улиц, поиск пропавших людей, обеспечение охраны мероприятий).

Включение курсов по управлению квадрокоптерами в образовательные программы позволит школьникам не только получить ценные технические навыки, но и подготовиться к профессиям будущего, связанным с городскими технологиями.

Методы обучения и роль виртуальных симуляторов

Обучение школьников управлению квадрокоптерами может включать три основных компонента:

  • Теоретическая подготовка (принципы работы БПЛА, законы аэродинамики, основы программирования);
  • Виртуальные симуляторы (отработка навыков управления в безопасной цифровой среде);
  • Практические занятия (работа с реальными квадрокоптерами, выполнение городских миссий).

Эффективность виртуальных симуляторов

Включение симуляторов в учебный процесс позволяет:

  • Снизить расходы на оборудование (на 30–40% по сравнению с полетами на реальных дронах);
  • Повысить безопасность обучения (исключены риски повреждения дронов и травм);
  • Ускорить освоение навыков (ученики могут тренироваться неограниченное количество раз).

По данным исследования Университета 2035, использование симуляторов ускоряет процесс обучения пилотированию БПЛА на 25% по сравнению с традиционными методами.

Практический опыт и результаты внедрения программы

Российский опыт:

В 2024 году в Москве был запущен пилотный проект, в рамках которого школы внедрили курс по управлению квадрокоптерами. В обучении приняли участие 40 школьников. Основные результаты:

  • 70% учащихся успешно освоили навыки управления в течение первых 3 недель;
  • 85% школьников выразили желание продолжить обучение и применять полученные знания в технических дисциплинах;
  • 15% учеников заинтересовались будущей карьерой в области дроновых технологий.

Международный опыт

В США программа Drone Legends интегрирована в образовательные учреждения и позволяет школьникам изучать беспилотные технологии с начальных классов. В Великобритании в 2023 году был запущен государственный проект STEM Drones, направленный на подготовку инженерных кадров через обучение управлению квадрокоптерами.

Перспективы развития и влияние на городские технологии

Интеграция курсов по квадрокоптерам в школьное образование открывает возможности для:

  • Развития умных городов: подготовка кадров, способных работать с беспилотными системами в городской инфраструктуре;
  • Формирования новых профессий: специалисты по дроновым технологиям будут востребованы в логистике, экологии, инженерии, мониторинге;
  • Снижения затрат на обучение: использование симуляторов уменьшает расходы на подготовку специалистов, делая обучение доступным.

В перспективе такие программы могут стать стандартом в системе школьного образования, а выпускники этих курсов смогут работать в проектах по развитию городских технологий.

Заключение

Обучение школьников управлению квадрокоптерами – это не просто технологический тренд, а стратегически важное направление для подготовки кадров в области городских технологий. Внедрение таких курсов позволяет учащимся развивать технические компетенции, повышает их заинтересованность в инженерных специальностях и готовит будущих специалистов, способных внедрять инновационные решения в городскую инфраструктуру.

На основе успешных пилотных программ можно утверждать, что масштабирование этой инициативы на федеральный уровень позволит России занять ведущие позиции в подготовке кадров для управления дроновыми системами в городской среде. Инвестиции в образовательные технологии сегодня – это фундамент для технологичного города будущего.

Список литературы

  1. Влияние использования симуляторов на обучение управлению беспилотными летательными аппаратами. 2023. Журнал «Современные технологии в образовании», 12(3), С. 45-50.
  2. Развитие технической грамотности через обучение управлению квадрокоптерами. 2022. Вестник образовательных технологий, 8(2), С. 123-130.
  3. Сравнительный анализ виртуальных симуляторов и реальных полетов в обучении пилотированию дронов. 2021. Международный журнал авиационных технологий, 15(1), С. 78-85.
  4. Drone Industry Insights. 2023. Global Drone Market Report 2023–2028. Retrieved from https://droneii.com/.
  5. Росавиация. 2024. Перспективы развития беспилотных авиационных систем в России. Retrieved from https://favt.gov.ru/.
  6. Университет 2035. 2023. Исследование эффективности использования симуляторов для обучения пилотированию БПЛА. Retrieved from https://2035.university/.
  7. STEM Drones Initiative. 2023. UK Department of Education Report. Retrieved from https://education.gov.uk/stem-drones.
  8. Drone Legends Program. 2023. STEM Education and Drones in Schools. Retrieved from https://dronelegends.com/.

Поделиться

78

Кускевич Т. А. Обучение школьников управлению квадрокоптерами: подготовка специалистов для городских технологий будущего // Влияние цифровых технологий на социальные процессы и личность: вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11533-obuchenie-shkolnikov-upravleniyu-kvadrokopterami-podgotovka-specialistov-dlya-gorodskih-tehnologij-budushego

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#13 (248)

Прием материалов

29 марта - 4 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 апреля