Главная
АИ #11 (246)
Статьи журнала АИ #11 (246)
Возврат НДС при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Возврат НДС при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

НДС
возмещение НДС
вычет НДС
свободная таможенная зона
СТЗ
таможенная процедура
таможенное законодательство
налоговое законодательство
«входящий» НДС
раздельный учет
экспорт
выпуск для внутреннего потребления

Аннотация статьи

В статье анализируются условия и порядок возмещения/вычета НДС резидентами СЭЗ, применяющими процедуру СТЗ. Рассматриваются требования к документации и другие аспекты, влияющие на реализацию права на возмещение/вычет, включая примеры. Цель – выявление проблем и предложение рекомендаций по оптимизации процесса возмещения/вычета для резидентов СЭЗ.

Текст статьи

Свободные экономические зоны (СЭЗ) стимулируют экономический рост, привлекая инвестиции, в том числе благодаря режиму НДС, который позволяет резидентам снизить издержки за счёт возмещения и вычета НДС. Целью данного исследования является анализ условий и порядка возмещения и вычета НДС в СЭЗ, выявление существующих проблем и разработка соответствующих рекомендаций.

В рамках исследования были проанализированы нормативно-правовая база (Таможенный кодекс ЕАЭС, Налоговый кодекс РФ и др.), правоприменительная практика (письма ФТС, решения налоговых органов) и бухгалтерская документация резидентов СЭЗ. Применялись методы анализа документов и системный анализ.

Результаты исследования показали, что процедура свободной таможенной зоны (СТЗ), регулируемая ст. 201 ТК ЕАЭС и ФЗ № 116 «Об особых экономических зонах», позволяет резидентам СЭЗ размещать товары на территории зоны без уплаты пошлин и налогов [1]. Важно отметить, что, хотя СТЗ напрямую не предполагает возврат НДС, резиденты имеют право на возмещение «входного» НДС (уплаченного поставщикам в операциях, облагаемых НДС).

Для понимания механизмов важно различать: вычет НДС (уменьшение НДС к уплате на сумму «входящего» НДС – ст. 171, 172 НК РФ) и возврат НДС (возмещение государством «входящего» НДС, превышающего начисленный, что наиболее часто встречается при экспортных операциях – ставка 0%, ст. 164 НК РФ).

Основные условия для вычета/возмещения НДС включают: использование в облагаемых НДС операциях (в соответствии со ст. 146 НК РФ), оформление счетов-фактур в строгом соответствии со ст. 169 НК РФ, наличие подтверждения оплаты НДС поставщикам, правильное ведение бухгалтерского учета и раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС (ст. 170 НК РФ) [2].

Рассмотрим на примерах, возникновение права вычета и возмещения НДС у резидентов, поскольку именно эффективность этих механизмов имеет решающее значение для привлечения инвестиций и поддержки резидентов СЭЗ. Особое внимание уделим ключевым условиям и порядку для успешного применения этих инструментов.

Пример 1: Реализация на внутреннем рынке ЕАЭС. Резидент СЭЗ, производящий продукцию со льготным ввозом сырья, решает продавать ее в России (ЕАЭС). В этом случае ему необходимо завершить процедуру СТЗ, оформить выпуск товаров для внутреннего потребления и уплатить НДС на таможне.

Условия вычета НДС при реализации на внутреннем рынке: товары должны быть приняты к учёту; реализация в России должна облагаться НДС; у резидента должны быть документы, подтверждающие уплату НДС на таможне [4].

Пример 2: Экспорт товаров (возмещение НДС). Резидент СЭЗ осуществляет экспорт товаров, облагаемых НДС по ставке 0% (ст. 164 НК РФ). В этом случае у него возникает право на возврат «входного» НДС, уплаченного поставщикам (ст. 176 НК РФ).

Условия для возмещения НДС при экспорте: наличие контракта с иностранным покупателем (копия); наличие таможенной декларации с отметками об экспорте (копия); наличие транспортных документов (копии); наличие платёжных документов (копии); наличие счетов-фактур от поставщиков; ведение раздельного учёта операций.

Далее обозначим ключевые этапы возмещения и вычета: Прежде чем приступить к оформлению вычета (и, если применимо, возмещения) НДС, резиденту СЭЗ необходимо провести тщательную подготовительную работу. Этот этап является критически важным, поскольку от него зависит вероятность успешного применения данных налоговых механизмов. Соответственно на данном этапе целесообразно провести целый ряд манипуляций, а именно:

Необходимо четко определить круг поставщиков не являющихся резидентами СЭЗ, с которыми взаимодействует резидент СЭЗ, чтобы корректно определить возможность применения вычета или возмещения НДС.

Важно убедиться, что приобретенные товары, работы или услуги непосредственно используются в деятельности, которая признается объектом налогообложения НДС.

Ведение раздельного учета является обязательным условием, если резидент СЭЗ осуществляет как облагаемые, так и освобожденные от НДС операции (разделение затрат на облагаемые и освобожденные от НДС операции).

Наличие и правильность оформления счёта-фактуры в строгом соответствии с требованиями законодательства (ст. 169 НК РФ) [2], так как любые неточности могут привести к отказу в вычете НДС.

Наличие полного пакета документов, подтверждающих факт совершения хозяйственных операций, необходим для подтверждения правомерности применения вычета НДС (спецификации, накладные ТОРГ-12, акты выполненных работ).

Необходимо иметь документальное подтверждение факта оплаты НДС поставщику, так как это является одним из обязательных условий для применения вычета (наличие платежных документов, подтверждающих оплату НДС).

Важно продемонстрировать, что приобретенное имущество действительно используется в деятельности, связанной с облагаемыми НДС операциями (соответствие используемого имущества облагаемым НДС операциям).

Заполнение налоговой декларации по НДС на основании собранных документов и данных бухгалтерского учёта заполняется налоговая декларация по НДС за соответствующий налоговый период (квартал). Следом идёт подача налоговой декларации по НДС в орган по месту учета резидента СЭЗ в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с использованием квалифицированной электронной подписи (КЭП). Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

Камеральная налоговая проверка: предоставление пояснений и документов по требованию налогового органа в рамках проводимой проверки. Если по результатам камеральной проверки налоговый орган подтверждает обоснованность заявленных вычетов, принимается решение о вычете НДС. Сумма вычета учитывается при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (или возмещению из бюджета).

В случае положительного решения сумма возмещения перечисляется на банковский счет резидента СЭЗ, указанный в заявлении. Если резидент СЭЗ не согласен с решением налогового органа об отказе в вычете или возмещении НДС, он имеет право обжаловать это решение в вышестоящем налоговом органе или в суде.

Учитывая существующие проблемы и тенденции в судебной практике, а также специфику деятельности в свободных экономических зонах (СЭЗ), можно предложить следующие меры по совершенствованию порядка реализации права на потенциальное возмещение НДС резидентами СЭЗ:

  1. Упрощение раздельного учета: Существующая сложность раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, особенно для малых предприятий, является проблемой. Предложение: Разработка упрощенных методов ведения раздельного учета, учитывающих специфику деятельности в СЭЗ, позволит снизить трудозатраты и сделать процедуру более доступной.
  2. Ускорение возмещения НДС для экспортеров: длительные сроки камеральных проверок и возмещения НДС снижают привлекательность СЭЗ для экспортеров. Предложение: введение ускоренного порядка возмещения НДС для резидентов СЭЗ, осуществляющих экспортные операции, будет стимулировать экспорт и повысит привлекательность СЭЗ.
  3. Создание единого информационного ресурса: отсутствие централизованного источника информации затрудняет получение актуальных сведений о налогообложении. Предложение: создание и поддержка единого информационного ресурса, содержащего актуальную информацию о законодательстве, судебной практике и разъяснениях по вопросам НДС в СЭЗ, упростит доступ резидентов к необходимой информации.
  4. Автоматизация учета движения товаров: отсутствие эффективных инструментов контроля за движением товаров затрудняет подтверждение их целевого использования. Предложение: разработка и внедрение автоматизированных систем учета и контроля за движением товаров на территории СЭЗ позволит отслеживать перемещение товаров с момента ввоза до момента их использования или вывоза.
  5. Разработка типовых форм документов: отсутствие унифицированных форм документов затрудняет подтверждение целевого использования товаров. Предложение: разработка и утверждение типовых форм документов, подтверждающих целевое использование товаров в СЭЗ, упростит процесс оформления и снизит риски возникновения споров с налоговыми органами.
  6. Внедрение системы единого регулирования: необходимость взаимодействия с различными государственными органами (таможенными, налоговыми, органами управления СЭЗ) отнимает у резидентов много времени и ресурсов. Предложение: создание системы, позволяющей резидентам СЭЗ получать все необходимые государственные услуги в одном месте (система «одного окна»), позволит существенно сократить административные издержки.
  7. Оптимизация таможенных процедур: длительные и сложные процедуры таможенного контроля и оформления товаров, перемещаемых через территорию СЭЗ, увеличивают издержки и снижают конкурентоспособность резидентов. Предложение: упрощение и ускорение процедур таможенного контроля и оформления с помощью современных информационных технологий и систем управления рисками позволит сократить сроки прохождения таможенных формальностей и повысить эффективность логистики.

Таким образом, эффективность механизма возврата НДС (в виде возмещения и вычета) в СЭЗ имеет решающее значение для привлечения инвестиций и поддержки резидентов. Существующий порядок имеет ряд недостатков, требующих совершенствования. Реализация разработанных предложений создаст более благоприятную и предсказуемую среду для бизнеса, снизит административные издержки, уменьшит риски возникновения споров с контролирующими органами и, как следствие, повысит инвестиционную привлекательность свободных экономических зон, стимулируя экономическую активность и развитие производства и экспорта.

В заключение отметим, что проведённое исследование позволило комплексно изучить проблему возврата НДС резидентам СЭЗ, выявить ключевые факторы, сдерживающие развитие, и разработать обоснованные предложения по совершенствованию таможенных процедур и администрирования, направленные на упрощение и ускорение процесса, повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ и стимулирование экономической активности. Предложенные меры могут быть использованы для внесения изменений в нормативные акты, регулирующие деятельность СЭЗ, и для оптимизации работы таможенных и налоговых органов.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). – Текст: электронный // Официальный сайт евразийского экономического союза. – 2025. – URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения 22.01.2025).
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024) – Текст: электронный // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. – 2025. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs_fts/ (дата обращения 22.01.2025).
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» – Текст: электронный // Официальный сайт Об особых экономических зонах в Российской Федерации – 2025. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102099061 (дата обращения 23.01.2025).
  4. Письмо Минфина России от 09.08.2019 № 03-07-08/60384 – Текст: электронный // Информационно-правовое обеспечение. – 2025. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72528006/ (дата обращения 02.02.2025).

Поделиться

72

Бикушев В. Ю. Возврат НДС при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны // Актуальные исследования. 2025. №11 (246). Ч.II. С. 17-20. URL: https://apni.ru/article/11537-vozvrat-nds-pri-primenenii-tamozhennoj-procedury-svobodnoj-tamozhennoj-zony

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#13 (248)

Прием материалов

29 марта - 4 апреля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 апреля