Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации основывается на Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах. Основным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который определяет основные принципы, цели и задачи государственной службы, а также права и обязанности государственных служащих.
Система государственной службы в России строится на принципах, которые указаны в таблице (табл.)
Таблица
Принципы системы государственной службы [2]
Законность | Прозрачность | Профессионализм | Политическая нейтральность |
все действия государственных служащих должны соответствовать законодательству | открытость процессов назначения и работы государственных служащих | требование к квалификации и компетентности государственных служащих | государственные служащие должны действовать вне политической борьбы |
Система государственной службы включает в себя:
- Государственную гражданскую службу (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации) – профессиональная деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной, законодательной и судебной власти на федеральном и региональном уровнях [6];
- Военную службу (является видом федеральной государственной службы) – особый вид федеральной государственной службы, формируется на сочетании обязательности – призыва граждан и добровольности – заключения контракта на военную службу. Военная служба решает задачи обеспечения безопасности и обороны государства от внешнего нападения, а также обеспечивает внутреннюю безопасность государства и общества, предупреждает и пресекает вооруженные конфликты и террористические акты внутри страны [3].
- Государственную службу иных видов (является видом федеральной государственной службы) – органы прокуратуры, следственный комитет РФ, органы внутренних дел, органы таможенной службы, органы уголовно-исполнительной системы, органы противопожарной службы, органы в войсках национально гвардии. Государственная служба иных видов создана для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, обеспечения общественной безопасности, а также для ведения борьбы с правомерными действиями и преступлениями [4].
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации [2].
Несмотря на существование четкой правовой базы, система государственной службы в России сталкивается с рядом проблем, включающих:
- Коррупция – коррупционные схемы подрывают доверие к институту государственной службы. Для сокращения коррупционных преступлений можно внедрить более жесткие антикоррупционные инициативы, а также поднятие заработной платы государственным служащим.
- Низкий уровень профессиональной подготовки – часто наблюдается несоответствие квалификации государственных служащих современным требованиям. Решить эту проблему можно путем разработки и внедрением программ повышения квалификации для государственных служащих.
- В законодательстве o госслужбе критически мало требований к морально-волевым (нравственным) качествам государственных гражданских служащих. Вместе с тем есть такие профессии, посвятив себя которым, человек становится обязанным думать не только о своей чести и личном достоинстве, но и оберегать честь других, охранять и защищать достоинство, соблюдать права и интересы каждого гражданина [5, с. 68-72]. Поэтому целесообразно законодательно закрепить перечень обязательных требований к морально-нравственным качествам, которыми должны обладать претенденты на поступление на государственную гражданскую службу.
Таким образом, правовое регулирование системы государственной службы в Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий постоянного внимания со стороны законодателей и общества в целом. Улучшение этой системы будет способствовать повышению эффективности государственной власти и укреплению доверия граждан к государственным институтам.