Главная
АИ #11 (246)
Статьи журнала АИ #11 (246)
Перспективы развития правового регулирования отношений в области строительства в...

Перспективы развития правового регулирования отношений в области строительства в условиях экономических санкций

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

государственное регулирование
отрасль строительства
экономическая нестабильность
экономика
санкции
Российская Федерация

Аннотация статьи

В статье рассматривается общее понятие строительной деятельности, этапы строительства, и определение нормативно-правовых актов, регулирующую строительную деятельность. Изучение и анализ нормативно-правовой базы в строительной деятельности дает возможность определить ее несовершенства и разработать рекомендации по ее усовершенствовании.

Текст статьи

На основании главы 37, параграфа 3 Гражданского Кодекса, государство осуществляет регулирование предпринимательской деятельности в области строительства при помощи правовой регламентации основных форм договоров, используемых в данной деятельности. Так при оформлении коммерческих отношений в строительстве используется договор подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, который обязуется принять результат работы и оплатить его [1, с. 77-91].

Договором подряда опосредствуется широкий круг хозяйственных работ. Одними из наиболее «классических» сфер подряда являются строительные работы по возведению разного рода строений и сооружений.

Различные типовые коммерческие договоры имеют важное значение в сфере предпринимательской деятельности. Такие договоры разрабатывают, как правило, национальные или международные объединения предпринимательских структур. Особенно важны такие договоры в области строительства, где деятельность носит повышенную опасность, и предпринимательские риски велики. В России сейчас такими объединениями являются саморегулируемые организации строителей, которые, в том числе устанавливают обязательные требования к договорам на проведение работ или оказания услуг своих членов.

В строительных отношениях также применяются другие нормы гражданского законодательства, включая положения о договорах поставки, купли-продажи, страхования и другие.

Вторым основным нормативным актом правового регулирования строительной деятельности является Градостроительных Кодекс [2, с. 31-35].

Данный кодекс регулирует саму деятельность в области архитектуры и градостроительства в России. В Кодекс предложены 10 глав, в которых последовательно изложены нормы градостроительной деятельности, начиная с общих положений, полномочий государственных органов по управлению строительством, ценообразование строительных работ, норм проектирования, территориальное планирование и зонирование населенных пунктов, планировка территории, строительство и реконструкция объектов, а также деятельность саморегулируемых организаций (СРО) в строительной сфере и ответственности за нарушения градостроительного законодательства.

Важной функцией градостроительного кодекса является защита интересов граждан и общества в целом. Он устанавливает требования к качеству жилой и коммерческой застройки, обеспечивая безопасность и комфорт жизни горожан. Кроме того, кодекс регулирует вопросы экологической безопасности и сохранения природных ресурсов, что является важным аспектом в современном мире.

Для объектов капитального строительства, прочно связанных с землей, немаловажным нормативным актом является Земельный Кодекс РФ [3]. Регулирование вопросов земельных правоотношений в сфере строительства касательно категории земель и виды их разрешенного использования, о правах на землю, о порядке предоставления земельных участочков и многие другие лежат в основе данного кодекса.

Также земельный кодекс регулирует вопросы охраны и использования природных ресурсов на земельных участках, что является важным аспектом в строительстве. Он устанавливает требования к экологической безопасности и охране окружающей среды при проведении строительных работ.

Нарушение положений земельного кодекса может привести к серьезным последствиям, включая штрафы и прекращение строительства. Поэтому соблюдение его требований является обязательным для всех участников строительного процесса.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4] является важным отраслевым нормативным актом, который регулирует вопросы, связанные с техническими стандартами и требованиями к качеству продукции, услуг и процессов производства.

В строительстве этот закон играет ключевую роль, поскольку устанавливает общие принципы и правила разработки и применения технических регламентов и стандартов, обеспечивающих безопасность и надежность зданий и сооружений. Он определяет требования к строительным материалам, конструкциям, инженерным системам и другим аспектам строительства, чтобы гарантировать соответствие объектов капитального строительства установленным нормам и правилам.

Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5], принятый 30 декабря 2009 года, устанавливает обязательные требования безопасности к зданиям и сооружениям на всех этапах их жизненного цикла. Этот технический регламент направлен на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также на охрану окружающей среды.

Регламент определяет требования к механической, пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической и другим видам безопасности зданий и сооружений. Он устанавливает правила проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа объектов капитального строительства, а также требования к строительным материалам и изделиям.

Соблюдение требований технических регламентов является обязательным для всех участников строительного процесса, включая проектировщиков, строителей, заказчиков и эксплуатирующие организации. Нарушение требований технических регламентов может привести к серьезным последствиям, включая аварии, разрушения зданий и сооружений, а также к административной и уголовной ответственности.

Таким образом, современная система нормативно-правового регулирования строительства включает в себя сложный комплекс правовых актов, включая смежные отрасли права, специализированные строительные акты, а также обширный массив нормативно-технических документов. Эта система является громоздкой и требует систематизации, возможно, путем принятия специализированного кодифицированного акта в области строительства.

Упорядочность и оптимизация нормативно-правовой базы даст возможность для развития предпринимательской деятельности в сфере строительства.

Вместе с тем, текущая ситуация характеризуется дублированием и противоречиями между различными нормативными документами, что создает неопределенность для участников строительного рынка и повышает риски возникновения споров и злоупотреблений. Отсутствие единого, четко структурированного кодекса затрудняет применение норм права на практике и порождает коррупционные риски.

В связи с этим, разработка и принятие Строительного кодекса Российской Федерации представляется актуальной и необходимой мерой для повышения эффективности правового регулирования строительной отрасли. Такой кодекс должен систематизировать существующие нормы, устранить противоречия и пробелы, а также установить четкие и понятные правила для всех участников строительного процесса – от инвесторов и застройщиков до проектировщиков и подрядчиков.

При разработке Строительного кодекса необходимо учитывать международный опыт в области строительства, а также современные технологические тенденции и инновации. Кодекс должен быть гибким и адаптируемым к изменяющимся условиям рынка, предусматривать механизмы оперативного внесения изменений и дополнений, а также обеспечивать баланс интересов всех заинтересованных сторон.

Внедрение Строительного кодекса позволит снизить административные барьеры, упростить процедуры согласования и получения разрешительной документации, а также повысить прозрачность и предсказуемость строительного рынка. Это, в свою очередь, будет способствовать привлечению инвестиций, развитию конкуренции и повышению качества строительства. Кроме того, кодификация строительного законодательства будет способствовать повышению правовой грамотности участников строительного процесса и снижению числа судебных споров.

Список литературы

  1. Анпилов С.М., Михайлов А.В., Сорочайкин А.Н. Строительный контроль как правовое средство, обеспечивающее надлежащее исполнение подрядных работ // Эксперт. Теория и практика. – 2021. – № 2(11). – С. 77-91.
  2. Гутман С.С., Кадзаева В.В. Теоретические подходы к изучению экономических санкций // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. – № 4. – С. 31-35.
  3. Ткаченко Е.Д. Понятие, цели, принципы применения экономических санкций в международной торговой практике [Электронный ресурс] // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – № 2. – Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/28-20, свободный (дата обращения: 07.04.2022).
  4. Рыжова М.В. Экономические санкции в современном международном праве: дис. канд. юрид. наук. – Казань, 2006. – 224 с.
  5. Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве: дис. канд. юрид. наук. – Москва, 2019. – 186 с.

Поделиться

80

Степченко Д. А. Перспективы развития правового регулирования отношений в области строительства в условиях экономических санкций // Актуальные исследования. 2025. №11 (246). Ч.I. С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/11540-perspektivy-razvitiya-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-v-oblasti-stroitelstva-v-usloviyah-ekonomicheskih-sankcij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#13 (248)

Прием материалов

29 марта - 4 апреля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 апреля