Главная
АИ #11 (246)
Статьи журнала АИ #11 (246)
Коучинг как современный метод взаимодействия семьи и дошкольной образовательной ...

Коучинг как современный метод взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

коучинг
дети
одарённые
ОВЗ
семьи
родители
дошкольный

Аннотация статьи

Эта статья поможет разобраться в принципах и приёмах коучинга, эффективно применяемых в педагогической практике в детских образовательных учреждениях (ДОУ). Метод подходит для работы с родителями воспитанников всех категорий, в том числе одарённых детей и ребят с особенностями здоровья (ОВЗ). Он раскрывает потенциал семьи в достижении общих образовательных целей в отношении ребёнка.

Текст статьи

Введение

Родители испытывают трудности на разных этапах взросления детей. Бывает непросто удержать авторитетную позицию, находить общий язык, понимать потребности ребёнка. Современные родители активны. Они много работают, общаются, уделяют внимание своей внешности и увлечениям. Многие из них пытаются переложить ответственность за воспитание детей на педагогов. Приёмы коучинга помогут воспитателю сохранить позицию и создать условия, в которых родитель продуктивно изменит мышление, увидит перспективы для самостоятельного развития способностей ребёнка.

Литературный обзор

Сегодня много говорят о коучинговом подходе и о возможности его применения в дошкольных образовательных учреждениях [1].

В своей статье Сандырева Татьяна Сергеевна ещё в 2021 году приводит примеры применения коучинга, как инновационной технологии в ДОУ [2].

Мы же предоставим более широкий спектр инструментов для взаимодействия педагогов с родителями.

Цель:

Помочь родителям получить навык слушать и слышать своих детей, сотрудничать и договариваться с ними, раскрывать их потенциал.

Задачи:

  • развитие у членов семьи имеющихся навыков с целью достижения дальновидных целей;
  • эффективное планирование и постановка стратегии продуктивного взаимодействия в системе «родитель-ребёнок-педагог»;
  • принятие взрослыми ответственности за будущее ребёнка.

Методы:

  • анонимное анкетирование;
  • встречи с родителями в формате коуч-сессий;
  • тренинги на укрепление детско-родительских отношений;
  • просвещение родителей в применении коучинга для общения с детьми (памятки, буклеты).

Материально-техническое обеспечение

Для реализации метода может быть использована групповая комната, сенсорная комната, музыкальный зал, или кабинет изобразительной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда

Для проведения встреч должны быть созданы следующие условия:

  • оформлена медиатека;
  • наличие интерактивного оборудования, а также интерактивный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, проектор) для демонстрации мультимедийных презентаций по темам;
  • оборудование и реквизит необходимый для проведения заседания согласно теме встречи.

Ожидаемые результаты

Суть коуч-сессий для родителей в осознании ими того, что их ребёнок:

  • Индивидуальность, поэтому не должен быть как все;
  • Имеет право на ошибки;
  • Может иметь собственное мнение;
  • Имеет не всегда оправданные ожидания.

Педагог-коуч может помочь родителю научиться:

  1. Строить диалог с ребёнком не требованиями, а вопросами.
  2. Превращать бытовые задачи в увлекательную игру.
  3. Стать примером.

Такая модель взаимодействия педагога, ребёнка и родителя обеспечит гармоничный тандем для решения задач обучения.

Основная часть

Большинство родителей воспитывают детей, руководствуясь собственным жизненным опытом. Поэтому педагог должен изучить семейную ситуацию каждого воспитанника. Личностно-ориентированный подход поможет эффективно выстраивать стратегию взаимодействия с конкретным ребенком и его окружением.

Принципы взаимодействия с родителями

Для вовлечения родителей в единое пространство детского развития общайтесь с родителями по принципу:

  • Неформальной беседы: когда между участниками нет препятствий в виде столов или трибун.
  • Сотрудничества: когда каждый может высказаться и обратиться за советом.
  • Безоценочного принятия: где нет места критике и осуждениям.
  • Индивидуального подхода: где каждая история – это бесценный опыт. Где педагог не наставник, а партнёр.

Виды коучинга в дошкольных образовательных организациях могут отличаться по количеству клиентов:

  • индивидуальный;
  • командный.

По формату обучения коучинг может быть не только очный, но и дистанционный с применением видеосвязи для общения в реальном времени.

Коуч-сессия – это приём психотерапии, включающий обсуждения, высказывания идей с использованием метода «мозговой штурм» [4, с. 165].

Каждая сессия состоит из следующих этапов:

  • Определение целей коучинга (цели ставят перед собой сами родители);
  • Анализ текущей ситуации;
  • Уточнение целей, постановка задач;
  • Составление плана действий;
  • Результат, анализ, вывод.

Каждый из этапов может быть и отдельным занятием.

Рекомендовано проводить 9 коуч-сессий в учебный период (1 раз в месяц). Цели сформированы в соответствии с Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Примеры сессий согласно графику приведены в таблице.

Таблица

Сроки

Тема и формат мероприятия

Цели

Методы

Сентябрь

Родительское собрание «Я – родитель»

Формировать осознанность родителей в потребностях ребёнка.

Объединить усилия взрослых в системе «Ребёнок-родитель-педагог» для успешного развития дошкольника

Анонимное анкетирование «Какой я родитель». Упражнения «Три зеркала», «Запрет», «Как слова действуют на ребёнка».

Социальные видеоролики «В мире я происхожу», «Счастье – это просто…».

Практическая работа в группах

Рефлексия «Я чувствую…»

Октябрь

Тренинг

«Я тебя понимаю»

Укреплять детско-родительские отношения.

Обучать методам разрешения семейных конфликтов. Обучать способам проявлений любви

Упражнения «Представляете…», «Родитель и ребенок», «Ассоциации». Рефлексия «Что я чувствую прямо сейчас»

Ноябрь

Педагогический альянс «В гостях у детства»

Взаимодействовать с родителями для раскрытия детских способностей.

Вовлекать родителей в обсуждение проблемы влияния значимых взрослых на развитие способностей детей.

Мозговой штурм. Игры «Два дела», «Какой он – мой ребёнок». Упражнение: «Комплимент». Рефлексия «Цвет моего настроения»

Декабрь

Детско-родительский тренинг «Круг радости»

Способствовать формированию у ребёнка представления о семейных ценностях через взаимодействие с родителями.

Способствовать комфортной атмосфере в семье.

Сказкотерапия на тему семейных ценностей «Моя семья». Упражнения «Семейные заповеди», «Семейный портрет», «Засели дом». Рефлексия «Цвет моего настроения»

Январь

Встреча «Имею право»

Формировать комфортную социальную среду для дошкольников в ДОО и семье.

Игра «Права родителей и их детей». Упражнение «О правах». Викторина «Права человека в сказках». Рефлексия «Цвет моего настроения»

Февраль

Сотворчество родителей с детьми «Талант не скроешь»

Раскрывать таланты детей.

Поддерживать и усиливать любовь в семье.

Познакомить с новыми средствами развития творческого потенциала ребёнка.

Игра «Комплименты себе». Упражнения: «Угадай, что я рисую», «Печатная машинка» Творческое задание. Рефлексия «Цвет моего настроения»

Март

Практикум «Любить нельзя наказывать»

Обогащать эмоциональную сферу родителей.

Оказать практическую помощь в воспитании самоуважения, достоинства и здоровой самооценки у ребёнка

Упражнения «Солнце любви», «За что мы любим?», «Ассоциации» Рефлексия «Что я чувствую прямо сейчас. На что это похоже?»

Апрель

Детско-родительский досуг

Приобщить родителей к совместному досугу с детьми. Способствовать формированию общих интересов детей и взрослых

Общий танец – хоровод. Видеосюжеты. Совместные досуговые игры: «Дженга», «Плот» Конкурс «Хвастунов» Подведение итогов. Общий шуточный танец.

Май

Детско-родительский тренинг «В облаках любви»

Актуализировать позитивный эмоциональный опыт.

Формировать осознание семейных ролей и отношений.

Снять психо-эмоциональное напряжения.

Упражнение «Дождик», Арт-техника «Совместный рисунок» Медитация «Портрет». Аппликация «Семейная картина». Памятка для родителей. Медиа-презентация «В облаках любви».

Продолжительность коуч-сессии определяется тематикой встречи. Группа формируется на добровольной основе (по желанию родителей, законных представителей).

Мы предлагаем пошаговую инструкцию, которая поможет реализовать инновационный метод на практике.

Шаг 1. Осознание родительства

Предоставьте родителям возможность ответить себе на вопросы, которые помогут сохранить себя родителем. Для этого можно провести анонимное тестирование.

В своей практике мы предлагаем родителям ответить на вопросы:

  1. Какими качествами обладает хороший родитель?
  2. Вы хороший родитель?
  3. Что можно сделать уже сейчас, чтобы стать хорошим родителем?
  4. Каким Вы хотите видеть своего ребёнка в будущем?
  5. Что нужно делать сейчас ради счастливого будущего дочери/ сына?
  6. Какие ресурсы понадобятся для достижения цели?
  7. Когда именно я приступлю к действиям?

Ответы родителей бывают разными:

Осознание целей работает подобно переключателю, для включения родителей в образовательные процессы [5]. Первую коуч-сессию рекомендуется провести на первом установочном родительском собрании. Основная цель данной встречи в осознании родителями, что «родитель-ребёнок» – это целая система, и от состояния и поведения родителя будет зависеть состояние и поведение ребёнка.

Шаг 2. Осознание личности ребёнка

Разобравшись в собственных чувствах и желаниях, родитель ощутит потребность в навыках продуктивного и позитивного диалога с малышом. Для этого ему нужно понять детские потребности. Раскрыть их помогут такие инструменты:

  • сказкотерапия;
  • изотерапия;
  • куклотерапия.

Применение тренингов на укрепление детско-родительских отношений поможет также разрешить семейные конфликты и усилить проявление любви. Уже первая встреча позволит пробудить в родителях интерес к данной методике и вовлечь их в процесс воспитания и межличностного общения.

Шаг 3. Я познаю. Я создаю

Педагог предлагает родителям совместные занятия для развития творчества и познавательной активности ребёнка с учётом возрастных особенностей. Общая деятельность помогает раскрыть потенциал ребёнка в глазах родителя.

Немаловажно, в конце каждой встречи родителям выдавать памятки, основными понятиями занятия, а также дополнительными сведениями по данной теме. В конце рекомендуется прилагать список литературы, которую родители могут почитать в целях дополнительного самообразования.

Шаг 4. Я понимаю

Родители не всегда осознают, что их кроха перешёл на новый этап взросления, и сохраняют прежний стиль общения с ним. Ряд тренингов и мероприятий, направленных на обогащение эмоциональной сферы родителей, покажут, что их ребёнок готов общаться по-новому, способен на понимание.

Чему нужно научить родителей

Разговаривать с детьми в позитивном русле:

  1. Концентрироваться на решении проблемы, не зацикливаясь на ситуации.
  2. Говорить о том, что можно вместо запретов.
  3. Искать во всём плюсы, превращая в них минусы.

Использовать такие принципы:

«Мы все разные»

Принять самим тот факт, что ребёнок может отличаться от сверстников, от других детей в семье и людей из их окружения. Такое чувство может возникать у одарённых детей и детей с особенностями здоровья. Показать собственным примером – «Я не такой (такая), как другие». Это может быть внешность, работа, круг интересов. Научить малыша уважать себя и свои особенности.

«Позволь себе ошибаться»

Ещё не научил малыша ходить, требуя, чтобы он не падал, и наказывая за каждое падение. Но и интеллектуальное развитие происходит через осознание ошибок. Боязнь сделать что-то неправильно ограничивает деятельность ребенка. Он не пробует, не экспериментирует, не анализирует, не сопоставляет. Анализируя, собственные и чужие оплошности мы проникаем в суть проблемы. Это помогает больше узнать и о себе самих:

  • о своих слабостях и недостатках;
  • о том, в каких обстоятельствах мы допускаем просчёты.

Эта бесценная информация позволяет подготовиться так, чтобы в дальнейшем добиться наилучшего результата. Задача родителя в этот период – встать на сторону ребёнка в борьбе против трудностей. Помочь ему увидеть ошибки и исправить их.

«Избавляйся от негатива»

Дети часто слышат от взрослых:

  • Не плач!
  • Не кричи!
  • Не стучи ногами!
  • Всё хорошо!

Ребёнку сложно сдержать эмоции, когда на самом деле «не хорошо, больно, грустно, обидно или страшно…». Каждый человек имеет право на проявление своих чувств. Важно научить малыша, что можно проявлять свои эмоции, но с заботой о близких людях. Так, чтобы не заставлять страдать других.

«Живи, мечтай!»

У детей всегда много фантазий и «хотелок». Не обязательно все их выполнять. Однако ограничивать желание желать не стоит. Умение мечтать способствует развитию критического мышления, уверенности и мотивирует на достижение личных целей. Без поддержки ребёнок может замкнуться в себе, избегать ответственности и бояться проявлять инициативу. Именно поэтому так важно не критиковать детские фантазии.

«Ты можешь сказать «нет»

Человек способный сказать «нет», всегда сможет регулировать свои действия и слова. Этим он обеспечит себе независимость, безопасность и уважение окружающих. Для того чтобы ребёнок понял силу слов «да» и «нет», родителям следует употреблять такие слова сбалансировано, чтобы они не потеряли своей значимости.

Волшебные вопросы

Специальные вопросы помогут родителям повысить мотивацию ребенка к исследованию. Они расширяют границы мышления и побуждают искать наилучший вариант решения задачи. Расскажите участникам коуч-сессии о правилах волшебных вопросов:

  1. Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов и обращены в будущее, на поиск решения: когда, что, насколько, какие и т. д. Слово «почему» используется только в контексте «почему важно?». Например: «Почему тебе важно пойти на улицу сейчас?», «Что могло бы помочь тебе выполнить это задание?», «Какие варианты отдыха на выходные ты можешь предложить?».
  2. Подразумевают развёрнутый ответ. На такой вопрос нельзя ответить «да»/«нет».
  3. Задавая вопросы, употребляйте во множественном числе варианты и превосходную степень. Например, «Какие самые веселые способы помогут запомнить эти английские слова?», «Какие самые удивительные книги ты прочитал этой зимой?», «Какие самые легкие шаги ты можешь сделать для достижения своей мечты?»
  4. Расширяйте видение, представление о ситуации при помощи простых фраз: «А еще?», «Что еще?», «Что тогда?» и т. д.
  5. Задавайте вопросы, чтобы ребёнок представлял себя в лице любимого героя – как бы он поступил? Или спросите «если ты выиграешь эти соревнования, что ты почувствуешь, как это будет?».

Обзор перспектив развития темы исследования

Родитель является наиболее стабильной составляющей в системе связи ребёнка с окружающим миром. Особенно важно укрепить эту связь для детей с особенностями развития и одарённых детей. Такие ребята могут испытывать трудности в коммуникации, поэтому для них важна поддержка значимых взрослых. Коучинговый подход в отличие от других методов помогает раскрыть потенциал личности ребёнка для него самого и для его родителей. Такое взаимодействие педагога с семьёй поможет значительно улучшить качество жизни семьи без видимого вмешательства.

Заключение

Родителям, применяющим приёмы коучинга, удаётся избежать трудностей связанных с взрослением детей. Им легко удерживать авторитетную позицию наставника, находить общий язык, понимать чувства и эмоции ребёнка. Коуч-воспитатель успешно сохраняет позицию наставника и создаёт условия для продуктивного взаимодействия в системе «родитель-ребёнок-педагог». Где родитель видит перспективы для самостоятельного развития способностей ребёнка и берёт ответственность за его будущее.

Список литературы

  1. Коучинг в детском саду. / https://www.1napc.ru/aboutcoaching/v-detskom-sadu.html.
  2. Сандырева Т. С. Коучинг как инновационная технология в ДОУ. Международный педагогический портал «Солнечный свет» / https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/kouching-kak-innovacionnaya-tehnologiya-.9180809362/.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) – 29 декабря 2012 года – № 273-ФЗ/ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  4. Никулина Н.Н., Березина С. В., Ушаков И.И. «Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании» // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019 г. – № 3 – С. 165.
  5. Уитмор Д. «Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». / Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер». – 2018 г.

Поделиться

121

Балковая Е. С., Игнатовская С. Г., Степанова Е. Ю., Шевченко Ю. А. Коучинг как современный метод взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации // Актуальные исследования. 2025. №11 (246). Ч.II. С. 25-30. URL: https://apni.ru/article/11541-kouching-kak-sovremennyj-metod-vzaimodejstviya-semi-i-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#13 (248)

Прием материалов

29 марта - 4 апреля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 апреля