Дизартрия – это нарушение артикуляции речи. Выделяют несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга.
При дизартрии проблемы с речью возникают из-за нарушения иннервации органов, отвечающих за звукопроизношение. Иннервация – это снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС.
Причины этого расстройства могут быть разными:
- в дородовом периоде: гипоксия плода, генетические патологии, внутриутробные инфекции и интоксикации;
- при родах: травмы или асфиксия;
- в младенчестве: различные инфекции, заболевания и травмы.
В зависимости от конкретных причин дизартрии и того, как она проявляется, выделяют пять видов этого нарушения: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая и подкорковая. Для всех перечисленных видов дизартрии характерна невнятная и смазанная речь.
Логопедическая работа по коррекции дизартрии основывается на следующих принципах: системности, учета механизмов нарушения, опоры на закономерности онтогенетического развития, учета ближайшей зоны развития, поэтапного формирования умственных действий, учета ведущей деятельности возраста, дифференцированного подхода.
Ребенку с дизартрией трудно управлять скоростью речи, контролировать плавность, помимо этого происходит затруднение в произношении определенных звуков.
На логопедических занятиях, благодаря коррекционной работе, возможно скорректировать все перечисленные дефекты речи с помощью артикуляционной гимнастики.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Чтобы преодолеть речевые дефекты, нужно выполнять артикуляционную гимнастику, которая разовьет и укрепит органы артикуляционного аппарата. К таким органам относятся язык, губы, щеки, мягкое нёбо и нижняя челюсть.
Для того чтобы сделать речь ребенка лучше, при выполнении артикуляционной гимнастики важно придерживаться правил:
- Выполнять упражнения нужно каждый день.
- Заниматься сидя перед зеркалом.
- Гимнастику выполнять медленно и последовательно.
- Ребенку следует объяснить, как делать упражнения, и учить с ним их названия.
- Ребенка важно хвалить за выполненную артикуляционную гимнастику.
Важно понимать, что детям сложно делать упражнения, особенно в раннем возрасте. Именно поэтому взрослым, которые занимаются с детьми, нужно поддерживать, мотивировать их и запастись терпением, так как коррекция речи – это длительный и непростой процесс.