Главная
АИ #11 (246)
Статьи журнала АИ #11 (246)
Особенности логопедической работы при дизартрии у детей дошкольного возраста

Особенности логопедической работы при дизартрии у детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дизартрия
профилактика дизартрии
общее недоразвитие речи
психические функции

Аннотация статьи

Одной из самых актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.

Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. При нем расстраивается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В литературе XX в. понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».

Текст статьи

Дизартрия – это нарушение артикуляции речи. Выделяют несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга.

При дизартрии проблемы с речью возникают из-за нарушения иннервации органов, отвечающих за звукопроизношение. Иннервация – это снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС.

Причины этого расстройства могут быть разными:

  • в дородовом периоде: гипоксия плода, генетические патологии, внутриутробные инфекции и интоксикации;
  • при родах: травмы или асфиксия;
  • в младенчестве: различные инфекции, заболевания и травмы.

В зависимости от конкретных причин дизартрии и того, как она проявляется, выделяют пять видов этого нарушения: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая и подкорковая. Для всех перечисленных видов дизартрии характерна невнятная и смазанная речь.

Логопедическая работа по коррекции дизартрии основывается на следующих принципах: системности, учета механизмов нарушения, опоры на закономерности онтогенетического развития, учета ближайшей зоны развития, поэтапного формирования умственных действий, учета ведущей деятельности возраста, дифференцированного подхода.

Ребенку с дизартрией трудно управлять скоростью речи, контролировать плавность, помимо этого происходит затруднение в произношении определенных звуков.

На логопедических занятиях, благодаря коррекционной работе, возможно скорректировать все перечисленные дефекты речи с помощью артикуляционной гимнастики.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Чтобы преодолеть речевые дефекты, нужно выполнять артикуляционную гимнастику, которая разовьет и укрепит органы артикуляционного аппарата. К таким органам относятся язык, губы, щеки, мягкое нёбо и нижняя челюсть.

Для того чтобы сделать речь ребенка лучше, при выполнении артикуляционной гимнастики важно придерживаться правил:

  1. Выполнять упражнения нужно каждый день.
  2. Заниматься сидя перед зеркалом.
  3. Гимнастику выполнять медленно и последовательно.
  4. Ребенку следует объяснить, как делать упражнения, и учить с ним их названия.
  5. Ребенка важно хвалить за выполненную артикуляционную гимнастику.

Важно понимать, что детям сложно делать упражнения, особенно в раннем возрасте. Именно поэтому взрослым, которые занимаются с детьми, нужно поддерживать, мотивировать их и запастись терпением, так как коррекция речи – это длительный и непростой процесс.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 123 с.
  2. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. // Коррекционная педагогика. – № 1. – 2004. – С. 36-42.
  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
  4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель. – 2008. – 254 с.
  5. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  6. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
  7. Копылова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 63-65.
  8. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников. // Логопед в детском саду. – 2005. – № 4. – С. 50-52.

Поделиться

104

Чигвинцева А. В., Исабекова Е. В., Сотникова И. А. Особенности логопедической работы при дизартрии у детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №11 (246). Ч.II. С. 47-48. URL: https://apni.ru/article/11547-osobennosti-logopedicheskoj-raboty-pri-dizartrii-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#13 (248)

Прием материалов

29 марта - 4 апреля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 апреля