Международное и национальное законодательство нацелено на упрощение уголовно-процессуальных процедур, сокращения сроков, снижения, как ни странно это звучит, стоимости самого уголовного судопроизводства для государства.
С 2001 года были введены институт особого порядка судебного разбирательства (гл. 40 УПК РФ), который явился первым в истории российского уголовного процесса шагом к усилению диспозитивных начал уголовных правоотношений, снижению временных (и денежных для государства) затрат на расследование уголовных дел и рассмотрения их в суде, а также процедура заключения досудебного соглашения о сотрудничестве [1]. О последней и пойдет в статье речь.
Путем введения в правоприменительную практику процедуры досудебного соглашения о сотрудничестве законодатель пытается усилить борьбу с организованными преступными формами, повысить раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, и как следствие, решить вопрос сокращения сроков расследования, достижения задачи правосудия - наказания лиц, преступивших законы государства.
Несмотря на то, что досудебное соглашение о сотрудничестве призвано, также, сократить срок предварительного расследования, в частности по преступлениям совершенным организованными группами, в следственной деятельности выявляются некоторые вопросы, связанные с определением времени принятия процессуального решения по данной процедуре.
В статьях 317.1 и 317.2 УПК РФ определен срок, в течение которого следователь и прокурор рассматривают ходатайство подозреваемого/обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
По результатам рассмотрения указанного ходатайства следователь, в случае необходимости заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, направляет его прокурору вместе с ходатайством о возбуждении перед ним ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Прокурор, в свою очередь, после рассмотрения мотивированного постановления следователя и ходатайства подозреваемого/обвиняемого, принимает решение либо об отказе в удовлетворении ходатайства, либо его удовлетворении. На данные процессуальные действия (проверки доводов, изложенных в ходатайстве, подготовку самого процессуального документа) законодатель определил по трое суток, как следователю, так и прокурору. Можно с уверенностью говорить о том, что следователю установленного уголовно-процессуальным кодексом времени не достаточно, так именно следователь проверяет доводы обвиняемого или подозреваемого о том, какие действия он планирует провести, известны ли уже эти сведения, можно ли эти сведения зафиксировать следственными действиями и какими конкретно, поручить органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, проверить доводы, излагаемые обвиняемым.
Согласно ст. 317.3 УПК РФ прокурор, приняв в течение трех суток постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, приглашает следователя, подозреваемого/обвиняемого, защитника для составления досудебного соглашения о сотрудничестве.
Исследование формы досудебного соглашения о сотрудничестве показывает, что само соглашение по своей сути и структуре не является постановлением, а иным процессуальным документом, как явка с повинной, уведомление и т.д. [2, c.112].
В части 61 ст. 5 УПК РФ дается довольно четкое определение досудебного соглашения о сотрудничестве как соглашения между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения [3, c.147]. Заявленная сторона обвинения по своему содержанию не учитывается в главе 40.1 УПК РФ, что конечно же требует корректировки законодательства [4, с.54].
Определение постановления дано в ч.25 ст. 5 УПК РФ – это любое решение, … вынесенное судьей единолично, решение прокурора…, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя…
Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, о том постановление прокурора об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и само досудебное соглашение о сотрудничестве это два разных процессуальных документа.
Ввиду их различной правовой природы, законодатель для одного процессуального действия (рассмотрения ходатайства и вынесения постановления об его удовлетворении) определил срок – в течение трех суток, а для заключения досудебного соглашения о сотрудничестве – срок законом не установлен.
Исследуемый пробел в законе приводит к некоторым трудностям, связанным осуществлением и применением самой процедуры досудебного соглашения о сотрудничестве, так как от времени (срока), когда это соглашение будет заключено и зависит уже планирование следователем следственных действий с подозреваемым/ обвиняемым.
Так, при отсутствии четкой регламентации действий прокурора в части сроков принятия решения о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве возникают ситуации, приводящие к негативным последствиям как затягивание реализации данной процедуры (по каким-то зависящим или независящим от него причинам). В связи с этим, подозреваемый/обвиняемый вряд ли будет участвовать в процессуальных или следственных действиях, которые он обязует осуществить в рамках будущего заключенного соглашения о сотрудничестве, если его заключение (подписание) откладывается на неопределенное время (от 5-10-15 суток).
Такие действия прокурора влекут за собой, в некоторых случаях, отказ подозреваемого/обвиняемого от самой процедуры заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, или затягивания начала следственных действий.
С учетом изложенного считаем, что нормы, регламентирующие процессуальный порядок и сроки рассмотрения ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, вероятнее всего, нуждаются в доработке, в том числе с основываясь на потребностях практиков следствия и прокуратуры. Представляется, что дальнейшему совершенствованию подлежит и процедура досудебного соглашения о сотрудничестве [5, с.92]. Считаем, что возникает необходимость в законодательной инициативе об установлении срока заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. В статье 317.3 УПК РФ предлагаем определить временной отрезок, в течение которого прокурор будет обязан заключить соглашение.