Сенсорное развитие детей дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией. Нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.
В младшем дошкольном возрасте ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Многофункциональное авторское методическое пособие «Чудо-дом», изготовленное вручную. Дом яркий, необычный, трансформируемый, развивающий, доступный, безопасный, здоровьесберегающий, эстетически-привлекательный.
Пособие включает в себя много игр и упражнений, тем самым: повышает любознательность, пытливость; формирует знания об определённых сенсорных эталонах; расширяет словарный запас; приобретают навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности; учит анализу, синтезу, обобщению; формирует элементарные математические представления у детей при сравнении предметов, групп предметов по форме, величине, цвету и количеству.
С помощью Чудо-дома мы развиваем:
- Пальчиковую моторику – основная задача чудо-дома – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.
- Координацию движений – этому способствуют цепочки, защёлки, шнуровки, замки. С помощью пособия дети учатся «управлять» своими руками.
- Усидчивость – детям трудно долго удерживать внимание на одном предмете, а чудо-дом даёт возможность выполнять и планировать множество действий.
- Логику – формируются причинно-следственные связи, которые позже помогут ребёнку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства.
- Цветовосприятие – в оформлении домика используются разные цвета радуги: разноцветные пуговицы, шнурки, ленточки и пр.
- Компоненты речи – внутри прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями.
- Воображение – ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь, или весь домик.
- Память – нейронные сигналы от маленьких пальчиков передаются в мозг и обогащают впечатлениями память малыша.
Пособие является и предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отражённых в ФГOС ДО: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического, художественно-эстетического, а также может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка, средством всестороннего развития его личности.
Домик не имеет возрастных ограничений. И, как показывает практика, со временем дети не теряют интерес к развивающему модулю. Заниматься с пособием можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
Разнообразить речевую практику помогает театрализованная деятельность, с демонстрацией сказки на фетровой доске. Например: дети заселяют героев в домики, пересказывают сказку, сочиняют свой сюжет. Таким образом, развивают фразовую и связную речь, расширяют активный и пассивный словарный запас.
Математические представления можно формировать с помощью фетрового пособия «количество и счёт», а также различных бусин, прищепок, лент, колечек, скрепок и других логических игр.
Многие игры изготовлены из фетра. Фетр мягкий, яркий, тактильно приятный материал. Из него легко шить. Что позволяет реализовать любые задумки и фантазии.
В качестве здоровьесбережения для развития речевого дыхания детей в домике имеются различные тренажёры и лёгкие предметы для поддувания. Вариантов очень много, начиная от времени года и далее всё, что соответствует текущей коррекционной задаче (листья, пёрышки, снежинки, а также всевозможные ветерки и мельницы).
Пособие используется для фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, а также для свободной игровой деятельности. В игре с «чудо-домом» дети воплощают свои идеи, мечты, задумки, фантазии. При этом решаются все образовательные задачи.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3