Главная
АИ #12 (247)
Статьи журнала АИ #12 (247)
Постпандемийные проблемы современного учителя: усталость от системы или прокраст...

Постпандемийные проблемы современного учителя: усталость от системы или прокрастинация?

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

учитель
профессиональная деформация
статистика
пандемия
авторитарность
ригидность
школьное образование
удовлетворенность работой
личность
квалификация

Аннотация статьи

В статье будет обсуждаться настоящее и будущее профессии учителя. Немного сделаем экскурс в историю. Считаем, что очень назрел вопрос, как и чем живет учитель. Необходимо показывать и изучать жизнь школы изнутри глазами учителя. Период 2020–2025 гг., пандемия COVID-19 показали, что в образовании накопилось много проблем. Трудовой кодекс требует изменений, ведь режим труда и отдыха в работе учителя отстает от реалий времени. Мел, доска, журнал – с этим ассоциировалась работа педагога. Сегодня, в период искусственного интеллекта, у учителя появляются другие инструменты в работе и общении. Фраза «я – простой школьный учитель» больше не вызывает особой гордости за свою профессию. Какой карьерный термин по душе педагогу: учитель-наставник, учитель-репетитор или, может, учитель-блогер?

Текст статьи

Немного из истории. В древности слово «педагог» буквально означало «сопровождающий ребенка». Это мог быть, раб или покалеченный в битвах мужчина, захваченный в плен. Этот человек, «педагог», сопровождал малыша на учебу и занимался с ним дома. Видимо, это был достаточно грамотный человек для своего времени, который прививал малышу добрый нрав, передавал знания, обучал. Одним словом, общество нуждалось в таких людях и в чем-то даже давало привилегии таким педагогам.

Но в настоящее время что-то случилось, и уважаемая прежде профессия резко снизила свое значение, если хотите рейтинг. Всё чаще мелькает в прессе «учитель обязан», «бальная система оплаты», «образовательные услуги», недавно появились публикации о том, что педагог должен и даже обязан стать «учителем-блогером». Почему стало возможно такое отношение к педагогам и почему учителя всё чаще стали испытывать выгорание, если хотите деформацию и даже уходят из любимой профессии. Об этом и будем в нашей статье размышлять и приводить статистику, анализировать.

«Первым исследователем, описавшим в научной литературе профессиональную деформацию в 1915 году, является американец Х. Ландерок, а первым отечественным исследователем, введшим в научную среду понятие «профессиональная деформация» в 1921 году – Питирим Александрович Сорокин» [15].

В дальнейшем двое американских психологов – К. Маслак и С. Джексон – сконструировали методику, которая стала самым часто используемым во всем мире средством диагностики профессионального выгорания. «Она включает в себя три шкалы – эмоциональное истощение, цинизм и редукцию своих профессиональных достижений» [3, 7].

Изложение основного материала статьи

XXI век назван информационным обществом. Признаки этой эпохи известны каждому школьнику. Перечислим их: стратификация (а не классы), преобладание сферы услуг над остальными, информационные технологии, а знания и умения необходимо «подтягивать» каждому успешному жителю планеты и разбираться в конъюнктуре рынка. Давайте вновь обратимся к нашей теме: учитель в наше время – это наставник, консультант, методист, карьерист или, может быть, блогер, который несет знания сквозь Всемирную паутину? Этот вопрос остается открытым.

Учителя разного возраста осваивали новые информационные технологии: умело показывали презентации, активно вели чат в мессенджерах, научились ставить оценки в электронном журнале. Педагогам приходилось менять кнопочные телефоны на смартфоны, чтобы быть на связи (читать: в тренде). Кстати, в это период, в учительских, стало даже уютнее, коллеги оказывали помощь друг другу в освоении новейших технологий. Новые перемены сблизили все коллег перед чем-то новым, грядущим...

Пандемия ускорила многие процессы и в сфере образования. Чего только не пришлось пережить на бесконечных видео-уроках в Интернет-пространстве. Но ведь каждый педагог знает требования санэпиднадзора. Многочасовая работа за компьютером не допустима, особенно для школьников. Отмечается слабое здоровье у детей и взрослых: неправильная осанка, ограничение возможностей здоровья, инклюзия, болезни глаз и т. д.

Напомним санитарные требования в виде таблицы:

Таблица

Гигиенические требования СанПиН к работе за персональным компьютером

1–5 класс

15 минут

5–7 класс

20 минут

8–9 класс

25 минут

10–11 класс

30 минут, в течение дня не более 1,5 часов

Из таблицы видим, что дистанционное обучение (работа за компьютером и прочих гаджетах) не допустима более указанного времени возрастной нормы. Видео-уроки же проводились дольше допустимого времени. И для учащихся, и для педагогов. Вред для здоровья очевиден.

Уроки длились в две и даже в три смены во всех школах страны. Отметим, что не у всех школьников было нужное оснащение для работы по новым информационным технологиям (персональный компьютер или ноутбук, смартфон стали необходимыми для дистанционного обучения этого периода). Качество образования падало, нарекания на школу, педагогов не прекращались. Авторитет и уважение к учителям значительно снизились в настоящее время.

Так как в школах зачастую не хватает кабинетов, видеоуроки проводились прямо из учительской. Многие учителя уходили на больничный, тогда уроки могли объединять («сдвоенные, объединённые уроки»). И конечно, порою родители за своих детей порой выполняли домашнее задания и присылали учителю для проверки.

Период пандемии COVID-19 с одной стороны, сплотил педагогическое сообщество, а с другой – обострил и ярко проявил недостатки образования в стране.

В этот период, а именно 2020–2024 годы, случился отток педагогических кадров вне зависимости от возраста, стажа, квалификации. Перечислим причины и попытаемся проанализировать последствия этой пандемии на примере новосибирской школы. В период COVID-19 и учителям и учащимся пришлось особенно сложно в замкнутом пространстве, в связи с «классной системой». Обычная школа, где учатся 1700 учащихся. Учителя ходили по кабинетам, ученики находились в аудиториях на карантине. К тому же расписание звонков было разным. Чтобы не пересекаться, не заражаться новым вирусом. Теперь перейдем к статистике на 2024-2025 гг. Также много споров вызывал вопрос о вакцинации, одна из больных тем для всех участников образовательного процесса.

Представим себе обычный день учителя средней школы города Новосибирска в период пандемии. Из-за нехватки кабинетов происходит скопление педагогов в одноразовых масках в учительской на площади около 30 квадратных метров. Количество учителей в школе около 65 человек. То есть менее 0,5 квадратных метров на одного учителя в учительской.

В рабочий день педагоги вынуждены были на протяжении почти трех лет находиться в учительской: разогревать себе еду в микроволновке, проверять тетради, просто присесть на диванчике, возможно, выпить лекарства. И так с 8 до 19 часов, в две смены с марта 2020 по декабрь 2024 года. Оснащение учительской – 6 рабочих столов, диван, несколько стульев (около 12 штук). Уже тогда было видно, как накопилась усталость, какая-то безысходность у педагогов, находящихся в замкнутом небольшом пространстве.

Теперь поговорим о горячем питании в демократической столовой, где учителя и учащиеся питаются вместе, рядышком. Учитель бежит на перемене обедать, а придя в столовую, видит, что нет свободного стола, места, где он может перекусить. Поэтому, анализируя будни учителя, приходим к первоисточникам, причинам выгорания, усталости от системы образования или руководства образовательного учреждения. Холодные цифры показывают, что больше всего педагогов по стране уволилось именно в «ковидные годы» (2020–2024).

В открытых источниках и на сайте образования пишут, о том, что в школах около 87% женщин. Хотя в школах Новосибирска в школах почти не осталось мужчин. По разным подсчетам в школах России не хватает от 60 тысяч до 260 тысяч человек на 2024-2025 год. По словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой, «к 2029 году в школах будет не более 6% учителей моложе 30 лет» [9, с. 92-101; 11, с. 161-163].

Многие учителя отмечают кумовство на работе, а распределение стимулирующих выплат – это отдельная тема. Необходимо отметить, что директор образовательного учреждения не стремится найти педагога взамен уволившегося, а старается перераспределить нагрузку среди остальных педагогов, чтобы отчитаться о выполнении майских указов по зарплатам.

Профессиональная деформация напрямую связна с огромными перегрузками учителей. Напомним, ставка учителя 18 часов. Очень распространена тенденция «набрать часы». В две смены по двенадцать уроков – пожалуйста (т. е. 60 часов, где ставка учителя 18 часов). Учителя обычно берут нагрузки 1,5–2 ставки и более. Зарплатные ожидания, мягко сказано, не удовлетворяют запросы педагогов.

В дальнейшем профессиональная деформация проявляется явно: «дидактичность, ригидность, нетерпимость к ошибкам, теряют способность общаться со взрослыми из-за работы с детьми, пренебрежение собственным здоровьем, панический страх перед сменой или потерей работы, отсутствие интересов, хобби» [7; 10, с. 22-25].

Согласно концепции Е. И. Рогова, «важнейшую роль в процессе деформации педагога играют социальные установки и мировоззрение. Педагог строит взаимодействие с учениками на основе личных аттитюдов, формирующихся под влиянием профессионального опыта. С течением времени эти установки становятся жесткими, а восприятие учеников – стереотипизированным, что затрудняет индивидуальный подход в образовательной деятельности» [5, с. 92-101].

М. Б. Владимирова отмечает, что «одним из ключевых факторов, усиливающих деформацию личности педагога, является информационная перегрузка. Современные учителя вынуждены обрабатывать огромные объемы информации в сжатые сроки, что приводит к хроническому стрессу и когнитивному истощению. В результате этого реальность педагога искажается, и он начинает воспринимать свою работу исключительно через призму профессиональных проблем» [6, с. 43-45].

Из данного источника процитируем позитивное: «видно, что выпускники педвузов активно пошли в школу. Еще недавно большая их часть растворялась со своими знаниями в других отраслях экономики. Однако этого мало: на прошлой неделе на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что за последние пять лет доля молодых учителей увеличилась всего на 1,5%».

«Минпросвещения совместно с регионами необходимо сформировать комплекс мер, направленный на сокращение дефицита учителей в общеобразовательных организациях», – заявил Дмитрий Чернышенко» [14].

Информационное общество, новые инструменты в методике преподавания требуют от учителей адаптации к другим условиям. «Быстрое развитие технологий, трансформация образовательных стандартов и смена ценностных ориентиров делают процесс профессионального становления непрерывным. В противном случае педагогическая деятельность может превратиться в рутинную обязанность, что неизбежно приведет к профессиональной деградации» [7].

Профессиональные болезни педагогов:

  • гипертония,
  • ишемическая болезнь сердца,
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы,
  • заболевания голосообразующего аппарата: ларингит и фарингит,
  • проблемы болезни глаз,
  • варикозные заболевания,
  • проблемы с опорно-двигательных аппаратом,
  • лор-заболевания и другие.

Исследователи, изучающие проблему профессиональной деформации, по-разному предлагают пути для ее преодоления. Так, исследователь О. А. Титова в «качестве главного способа противодействия профессиональной деформации называет профессионально-личностный рост.

В связи с наличием в профессии педагога прямого взаимодействия с учениками, постоянным общением и взаимодействием с другими, личностные качества педагога во многом определяют эффективность его работы. Все это приводит к острой необходимости работы над устойчивым профессиональным ростом» [8, с. 161-163].

Благодаря постоянному саморазвитию и самореализации, педагог «достигает профессионального мастерства и это в свою очередь становится фактором профилактики против профессионального выгорания» [9, с. 50-52].

И вновь обратимся к истории. В первых цивилизациях на планете: Древний Восток, Египет, Китай, Индия – учителями были жрецы, гуру, священнослужители, которые обладали особыми знаниями. Их овевал ореол волшебства, если хотите.

Древние педагоги обучали только детей из родовитых и богатых семей. Но новые реалии и резкие перемены нашего века сделали свое дело. В России случился кадровый голод, наступило время задуматься о будущем в образовании. Так каким должен быть учитель двадцать первого века? Этот вопрос оставим открытым…

Таким образом, время настоятельно требует услышать чаяния педагогических работников, обновить трудовой кодекс, четко разграничить время труда и отдыха учителей. Возможно, что-то доброе вернуть из прошлого нашей страны.

Ведь учитель берет нас за руку и ведет к знаниям. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский одну из своих книг озаглавил «Сердце отдаю детям». И как тут не вспомнить слова великого Сократа, которые он сказал более двух тысяч лет назад: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» [14].

Учителя, с гордостью несите это звание – Учитель!

Список литературы

  1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  2. Букша Л.Ф. Развитие духовно-нравственных основ личности будущего специалиста в контексте профессионализации / Л.Ф. Букша // Перспективы науки. – 2017. – № 2. – С. 50-52.
  3. Зеер З.Ф. Психология профессий / З.Ф. Зеер. – М., 2006.
  4. Корсаков Ю.В. Профессиональная деформация педагогов: пути преодоления / Ю.В. Корсаков // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 4. – С. 47-49.
  5. Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А.В. Логинова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1750-1752. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19881/ (дата обращения: 12.03.2025).
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития личности. – М.: МПГУ, 2019.
  7. Панова Н.В. Профессиональная деформация педагогов: причины, проявления, профилактика. // Вопросы психологии. – 2021. – № 3.
  8. Пономарева Г.М. Можно ли педагогу избежать профессиональной деформации? / Г.М. Пономарева // Вестник практической психологии. – 2017. – № 3. – С. 83-88.
  9. Рогов Е.И. Неадекватность профессиональных представлений об объекте деятельности как основа профессиональных деформаций педагога / Е.И. Рогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 92-101.
  10. Ширяева В.В. Профессиональное выгорание как компонент профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей / В.В. Ширяева // Инновационные проекты в программе образования. – 2017. – № 5. – С. 22-25.
  11. Титова О.А. Профессионально-личностный рост как фактор профилактики профессиональной деформации педагога / О.А. Титова // Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. – 2019. – № 5. – С. 161-163.
  12. Сысоева Е.Ю. Профилактика профессиональных деформаций педагога / Е.Ю. Сысоева // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – № 11. – С. 215-219.
  13. Maslach C., Leiter M.P. The Truth About Burnout. – San Francisco: Jossey-Bass, 1997.
  14. https://63.ru/text/education/2025/03/09/75194051/?ysclid=m8ihwhew25413320552.
  15. Bakker A.B., Demerouti E. Job demands-resources theory: Taking stock and looking forward // Journal of Occupational Health Psychology. – 2017. – Vol. 22. № 3.

Поделиться

57

Янковская О. В. Постпандемийные проблемы современного учителя: усталость от системы или прокрастинация? // Актуальные исследования. 2025. №12 (247). Ч.II. С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/11587-postpandemijnye-problemy-sovremennogo-uchitelya-ustalost-ot-sistemy-ili-prokrastinaciya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#13 (248)

Прием материалов

29 марта - 4 апреля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 апреля