В современной педагогике ключевое значение придается поиску оптимальных и продуктивных методик обучения. Они призваны сделать процесс обучения более результативным, ориентированным на практику, а также сформировать у обучающихся навыки критического мышления, креативность, умение четко формулировать и аргументировать свою точку зрения. Кроме того, важна способность к сотрудничеству в коллективе обучающихся, укреплению связей внутри группы, разработке, анализу и оценке различных подходов к решению задач. Все это направлено на повышение заинтересованности и вовлеченности в процесс обучения.
Привычные способы обучения, такие как лекции, работа с учебниками, конспектирование, демонстрация визуальных материалов и пересказ, часто фокусируются на раскрытии сути проблемы или методов её решения. Однако, они недостаточно внимания уделяют формированию и защите личной точки зрения обучающегося.
Более глубокое раскрытие личности обучающегося, развитие его уникального взгляда и понимания вопросов достигается через активный обмен мнениями, например, посредством дискуссий и полемик, проводимых как на занятиях, так и в свободное от них время. Именно соревновательный обмен мнениями способствует всестороннему развитию.
Учитывая изложенные рассуждения, мы сосредоточили внимание на ценности дискуссионных методов обучения и воспитания.
Обратимся к трактовке понятия дискуссионные методы обучения. Ю. Н. Емельянов считает, что дискуссионные методы – это вид методов активного практического обучения, применяемых при обсуждении сложных теоретических и практических проблем, для уточнения и согласования позиций участников дискуссии, для выработки единого подхода к исследованию определенного явления [1, с. 17].
Далее мы рассмотрим такие современные дискуссионные методы обучения как «Форум-театр», «Всемирное кафе» и «Словесный баттл».
Один их современных дискуссионных методов обучения является «Форум-театр». Основой данного метода является методика театрального сценического действия и интерактивные приемы обратной связи с аудиторией [4].
Применение этой методики в образовательном процессе способствует развитию воображения и мыслительных способностей обучающихся. Метод «Форум-театра» способствует пониманию эмоционального состояния окружающих, а также дает возможность разрабатывать разнообразные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
В «Форум-театре» обучающимся представляют заранее спланированную и отрепетированную сцену, которая затрагивает важную проблему. Главные действия по обозначенной проблеме разворачиваются в процессе последующего сотрудничества со зрителями.
Центральное звено между действующими лицами и обучающимися – это ведущий. Он активно привлекает аудиторию к осмыслению событий, побуждая к толкованию проблемы и осознанию центрального противоречия.
Превращаясь в действующее лицо, обучающийся глубже проникается чувствами персонажа, идентифицирует себя с ним и переживает его чувства. Живое участие аудитории в разыгрываемых эпизодах усиливает понимание конфликтной ситуации и мотивирует к поиску вариантов ее урегулирования.
«Всемирное кафе» относится к методам, позволяющим создать площадку для рефлексии полученного опыта, планирования и создания новых творческих идей и продуктов. Разговор между участниками представляет собой творческий процесс, способствующий обмену знаниями и опытом, а также созданию возможностей для дальнейшего сотрудничества. Проводиться данная технология может в группах любого размера [2, с. 37-41].
Для проведения данной методики необходимо спланировать количество «раундов» кафе и сформулировать правила для обучающихся. Каждый раунд длится 20–30 минут. Для оптимального обсуждения проблемы обучающимися необходимо провести порядка 3-4 раундов. Обсуждение вопросов в рамках раунда происходит одновременно. Обучающиеся читают содержание обсуждения каждого «столика», пишут свои рассуждения, вступают в дискуссии, дают ссылки на дополнительный материал, таким образом, вносят свой вклад в обсуждаемый вопрос [2, с. 37-41].
Благодаря хорошо организованной структуре и четким инструкциям формируется теплая и располагающая обстановка «Всемирного кафе». Используя этот метод, можно за промежуток времени от сорока минут до трех часов аккумулировать данные, согласовать перспективы и отыскать решения проблем.
Далее мы рассмотрим современный дискуссионный метод обучения «Словесный баттл». Баттл – относительно новый термин. Что касается происхождения этого слова, то оно – английское, в переводе «баттл» – это битва, сражение [3]. Словесные баттлы, как дискуссионная форма, представляют собой уникальную методику, способствующую развитию важнейших навыков как у обучающихся, так и у преподавателей. Они предполагают конструктивное обсуждение различных тем, зачастую актуальных и многогранных, в формате прямой аргументации и оппонирования. Данная форма взаимодействия не только обогащает образовательный процесс, но и способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков и умения аргументировать свою точку зрения.
Данная методика развивает навыки аргументации. Обучающимся необходимо подготовить свои позиции по проблемной теме, собрать факты и выводы, которые будут подкреплять их аргументы. Этот процесс требует глубокого анализа, критической оценки источников информации и умения формулировать мысли ясно и логично.
Следует отметить, что «Словесный баттл» прививает культуру дискуссии и учит уважительно относиться к мнению оппонента. Настоящий диалог подразумевает не просто «победить» оппонента, а подразумевает обмен мнениями, в ходе которого стороны могут найти общее и прийти к новым решениям.
Таким образом, в образовательном процессе современные дискуссионные методы обучения могут применяться на различных уровнях и в различных дисциплинах. Более того, современные технологии позволяют реализовать данные методы не только в классе, но и в онлайн-формате, что значительно расширяет возможности для участия и обмена мнениями.
Современные дискуссионные методы представляют собой актуальный инструмент в образовательном процессе. Они способствуют развитию аргументации, критического мышления и навыков эффективной коммуникации. Введение данных методов в образовательный процесс не только обогащает знания обучающихся, но и помогает им стать более уверенными и компетентными специалистами, способными находить решения в условиях современного мира.