Сирия расположена на берегу Средиземного моря, которое считается вторым по активности морем в мире в сфере круизного туризма [1].
Согласно статистике, число пассажиров, совершивших туристические поездки по Средиземному морю, в 2023 году достигло 33 миллионов туристов и ожидается, что к 2033 году это число удвоится, что окажет давление на существующие круизные порты, следовательно, вызовет необходимость поиска новых туристических направлений, особенно в страны Восточного Средиземноморья, такие как Сирия и другие страны [1].
Несмотря на это, в Сирии нет пассажирского морского порта, есть только торговые порты в городах Тартус и Латакия. При этом, прибрежный регион обладает различными туристическими возможностями, начиная от красивой природы, наличия археологических памятников, морских и горных курортов, Климат также разнообразен, большую часть года здесь солнечно, а лето на пляжах жаркое, это идеальный для пляжного туризма, а в горах климат всегда мягкий, поэтому создание первого морского пассажирского терминала в Сирии в городе Тартус, отвечающего международным требованиям, является важным шагом для использования существующих возможностей.
Кроме того анализируя связь города с аэропортами страны, обнаруживается, что он находится относительно далеко от города, и здесь нет быстрого и удобного автомобильного транспорта, будь то автомобиль или поезд, а ближайшим аэропортом к городу является аэропорт Хмеймим в Латакии на расстоянии около часа езды, но аэропорт небольшой, нуждается в расширении и не работает постоянно из-за войны условиях, и в настоящее время он официально не используется для перевозки пассажиров, за исключением экстренных случаев (рис. 1).
Что касается пассажирские железнодорожные линии, до кризиса они работали, но используемые поезда считались устаревшими и не соответствовали условиям для туристических перевозок, и в настоящее время они возобновили работу с несколькими рейсами.
Рис. 1. Схемы международного сообщения с портом и городом Тартус и пояснительная таблица аэропортов
Таким образом, необходимость в морском вокзале в городе также имеет функциональные обоснования для облегчения международного доступа в город Тартус и прибрежную полосу Сирии в целом, тем более что эта часть страны, в отличие от других частей, оставалась безопасной, и жизнь в ней продолжалась в обычном режиме в течение всего кризиса (военный период).
В городе Тартус есть торговый порт, и предложение автора состоит в том, чтобы модернизировать его и превратить в гибрид торгового и пассажирского порта.
Поскольку автор подробно рассказывал в предыдущей статье об архитектурно-планировочном статусе нынешнего торгового порта, в статье говорилось, что порт со всеми его строениями и объектами старый и не обновлялся после войны и не подвергался переоценке с точки зрения планирования, архитектуры и зодчества, чтобы найти способы интегрировать его в городскую структуру и смягчить его негативное воздействие на город в экологическом, планировочном, архитектурном и социальном аспектах [2].
При этом ссылаясь на анализ международного опыта в области модернизации портов, прилегающих к городским, можно рассматривать и постепенный вынос торгового порта за пределы города и соседство с его центром, а освободившиеся земли использовать для проведения развлекательных и туристических мероприятий, более органично вписывающихся в функциональную составляющую городскую структуры [3].
Рис. 2. Схема достопримечательностей города Тартус и расположение предлагаемого проекта относительно них
Дополнительные причины на выбор предполагаемого местоположения проекта морского пассажирского терминала влияет и дополнительные причины или факторы из их числа следует потенциал туристических точек притяжения город последствий изменения климата:
- Текущее местоположение порта Тартус находится недалеко от центра города, а важные достопримечательности, такие как Старый город, набережная Корниш, рестораны и отели у набережной Корниш и морские курорты, также находятся недалеко от археологического острова Арвад, который находится менее чем в 1 км от предполагаемого места реализации проекта (рис. 4). Далее существует также очень важная проблема – изменение климата и его влияние на повышение уровня моря, что угрожает побережьям, где в последние годы наблюдается ускорение динамики повышения уровня моря, и это представляет прямую угрозу для портов и их деятельности и требует принятия упреждающих мер при любых начинания по модернизации или строительству морских портов. Что касается города Тартус, то обнаруживается, что многие археологические зоны расположены непосредственно на побережье, например, древний город Тартус, фактический считается находящимся под угрозой исчезновения из-за повышения уровня моря, при этом одним из актуальных в этом смысле решение, предложенных в одном из исследований, было бы создание искусственных островов у берегов города которые могут быть использованы в качестве барьера для защиты находящихся под угрозой побережий [4].
- По поводу озеленения города следует подчеркнуть его явный дефицит так анализируя городской план землепользования, обнаруживается очень мало зеленых насаждений, парков и тенистых бульваров. Они не превышают 9% площади города, при рекомендации, необходимости зеленых насаждений составляла не менее 10–20% площади города, что актуально для достижения экологических целей устойчивости среды и улучшения качество жизни (рис. 3).
Рис. 3. Карта зеленой структуры города/ источник городской совет Тартус
Анализируя все предыдущие данные и в их взаимодействии, для выработки концепции проекта можно предположить создание двух зон:
Первая зона представляет собой полосу, разделяющую торговый порт и город, и служит первым шагом к постепенному перемещению порта на север, подальше от города, и включает парки и зеленые насаждения в качестве легких для города, которые будут засажены деревьями, подобными лесу, для защиты города от загрязнения, возникающего в результате от работ торгового порта, в дополнение к бульвару, соединяющему части проекта друг с другом и включающему дорожки для пеших прогулок в тенистых местах и велосипедных прогулок для жителей города (рис. 3).
Вторая зона соединена с первой зоной и представляет собой искусственный остров у побережья Старого города в качестве защитного барьера для его побережья и Старого города, с одной стороны, и включает в себя главное здание и сердце проекта, морской пассажирский терминал и его объекты – с другой (рис. 4).
Рис. 4. Расположение предлагаемого проекта по отношению к торговому порту и Старому городу
Предварительная программа планирования предлагаемого проекта:
- Доминанты и сердцем проекта является здание морского пассажирского терминала, при планировании такого типа сооружения очень важно изучить дорожное сообщение и обеспечить удобное сообщение здания вокзала с транспортными средствами внутри города и за его пределами, также важно разнообразие транспортных средств, таких как поезда, аэропорты и автомагистрали [5]. Кроме того, предлагается расширить и разнообразить транспортные возможности между островом Ирвад и городом с помощью паромов, парусных судов, яхт, гребных лодок, планеров, а также станции канатной дороги, соединяющей остров с морским пассажирским терминалом и побережьем города.
- Сосредоточив внимание на увеличении зеленых насаждений и парков в рамках предлагаемого проекта, с одной стороны, создание зеленого парка, защищающего город от загрязнения, вызванного работой торгового порта, а с другой стороны, увеличиваем долю небольших зеленых насаждений в городе, а также увеличиваем количество бульваров с деревьями с оттенками, обеспечивающими комфортное передвижение пешеходов, особенно учитывая, что солнечные лучи активные по изучению и создают сильными и затрудняет движению пешеходов не только летом, но также и осенью и весной.
- Как упоминалось ранее, в городе Тартус есть важные археологические памятники, датируемые финикийской эпохой до второго тысячелетия до нашей эры, и здесь концептуально в перспективе предполагается появление исторического музея, который познакомит туристов с историей города, с парком культуры.
- Зона для туристов, прибывающих через морской терминал, включает в себя такие варианты размещения, как отель и морские шале с пляжем, а также развлекательную зону с яхт-клубом и парусными лодками.
- Зона для жителей города, которая включает в себя многофункциональные площади, рынок популярной кухни и КидЗанию, также призвана создать атмосферу взаимодействия туристов с жителями города.