Главная
Конференции
Влияние цифровых технологий на социальные процессы и личность: вызовы и возможности
Ранняя помощь как социологическая категория: методолого-правовой анализ

Ранняя помощь как социологическая категория: методолого-правовой анализ

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

социология детства
ранняя помощь
методология социологии

Аннотация статьи

Статья посвящена социологическому осмыслению феномена ранней помощи, в контексте классической социологической методологии. Рассматривается вопрос концептуализации феномена ранней помощи, а также правовой анализ сущности данного феномена на основании федеральных законов.

Текст статьи

К ранней помощи непосредственно относится термин медицинской реабилитации, который закреплен в Федеральном законе № 323 от 21 ноября 2011 года. В данном случае медицинская реабилитация понимается как совокупность мероприятий как медицинского, так и психологического характера, которые направлены на частичное восстановление функций организма человека или полное восстановление таких функций, либо компенсаторную практику нивелирования утраченных функций пораженного органа, либо системы организма. Также в рамках термина медицинской реабилитации рассматривается возможность превентивного воздействия на различные варианты нарушений организма, снижение степени возможной инвалидности, формирования трудоспособности, при наличии такой возможности, а также перманентное улучшение качества жизни такого пациента. Конечно, сложность вызывает тот факт, как получить помощь лицу, которое еще не признано инвалидом, ведь установление группы инвалидности является достаточно сложным и бюрократически нагруженным процессом, в результате чего, индивид может достаточно долгое время вовсе находится без должной медицинской помощи.

Более того, в России существуют две основные вариации медицинской реабилитации, что приводит к весомым правовым коллизиям. Речь идет о том, что одна реабилитация находится во ведении Министерства Здравоохранения Российской Федерации, а другая во ведении Министерства труда Российской Федерации. Такой парадокс следует из того, что 181 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года не регулирует возникающие правоотношения с лицами, у которых, по тем или иным причинам отсутствует установленная инвалидность. Возвращаясь к ранней помощи, стоит определить ту целевую группу, которая непосредственно является потенциальным получателем ранней помощи. В первую очередь это те дети, которые от самого рождения имеют определенные ограничения в жизнедеятельности, с важной оговоркой, что возраст ребенка не должен достигать трех лет. Аналогичная характеристика свойственна и тем детям, которые от рождения имеют ограниченные возможности здоровья. Также стоит обратить внимание на категорию детей с генетическими нарушениями, инвалидов, детей из группы социального риска, что может повлечь за собой существенные риски ограничения жизнедеятельности. Далее, речь идет о тех детях, у которых наблюдается существенное нарушение функций организма, а также целевой группой ранней помощи являются дети из тех семей, находящиеся в социально-опасном положении.

Второй этап развития ранней помощи в Российской Федерации оказался фундаментально важным. Во-первых, он переломил ключевые сложности внедрения в правовую систему РФ феномена Ранней помощи, а также детерминировал необходимость дальнейшей проработки данного вопроса на законодательном уровне, в том числе, и для того, чтобы была возможность четкой дифференциации детей на тех, которым нужна ранняя помощь и тех, которым не нужна ранняя помощь. По сравнению с первым этапом правового обеспечения феномена ранней помощи заметная существенная разница, многие законодательные проблемы устранены. Конечно, вызывает вопросы система регионального регулирования обеспечения ранней помощи. Фактически это может привести к тому, что в разных регионах может быть по-разному оказана ранняя помощь, что фактически недопустимо. Должен существовать единый федеральный документ, который детерминирует возможность доступа нуждающихся граждан к системе ранней помощи без каких-либо отличий и дифференциаций в зависимости от места проживания.

Третий этап правового становления ранней помощи в Российской Федерации является заключительным и все принятые нормы существуют по сей день, что позволяет в полной мере охарактеризовать нормативно-правовые основы предоставления ранней помощи в Российской Федерации. На данном этапе развития правовой системы уже четко констатируется тот факт, что ранняя помощь играет основополагающую роль в поддержке жизнедеятельности и развития детей от рождения до трех лет, которые имеют стойкие нарушения развития или инвалидность. Основное функциональное предназначение ранней помощи заключается в том, что с ребенком с раннего детства начинают систематически заниматься, это позволяет предотвратить развитие тяжелых форм детской инвалидности. Более того, ранняя помощь выступает важнейшим превентивным актом помощи тем детям, которые реально в этом нуждаются.

Так основной подвижкой в этом направлении стало распоряжение Правительства Российской Федерации № 3711-р от 18 декабря 2021 года, в рамках которого утверждалась концепция развития в РФ системы реабилитации и абилитации инвалидов комплексного характера вплоть до 2025 года. Именно данное распоряжение сформировало на сегодняшний день актуальную формулировку феномена ранней помощи в рамках системы абилитации и реабилитации инвалидов. Также важно отметить тот факт, что теперь целевая группа ранней помощи – это все дети в возрасте до трех лет, у которых имеются потенциальные риски затруднения развития, ограничения жизнедеятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Ключевой особенностью формулирования целевой группы ранней помощи таким образом выступает тот факт, что теперь дети независимо от наличия инвалидности могут рассчитывать на раннюю помощь. Фактически, таким образом, целевая группа ранней помощи была заметно расширена.

Что понимать под ограничением жизнедеятельности четко прописано в Федеральном законе № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ». Итак, ограничение жизнедеятельности представляет собой как полную, так и частичную утрату лицом способности, возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно общаться, передвигаться и контролировать свое поведение, а также обучаться или заниматься трудовой деятельностью. Получается, это лицо, которое имеет значительные ограничения в процессе совершения феноменологическим интеракций. Правда в таком случае имеется заметный недостаток в том плане, что, если ребенок не признан инвалидом, он не может считаться в полной мере лицом, которое имеет ограничения жизнедеятельности. Этот парадокс происходит из-за того, что ФЗ № 181 распространяется только на инвалидов, а на остальных социальных субъектов, которые также могут иметь стойкие ограничения в жизнедеятельности, они не распространяются.

Ограничение возможности здоровья также прописано в шестнадцатом пункте второй статьи Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Итак, ограничения возможности здоровья – это недостатки в физическом или психологическом развитии индивида, которые подтверждены педагогической комиссией с участием психологов и медицинских работников, мешающие индивиду в полной мере получать образование без специально созданных для этого условий. Опять же, данная формулировка будет распространяться только на тех детей, которые задействованы в системе образования Российской Федерации. То есть, либо такие дети посещают детский сад, либо школу, в противном случае признать у ребенка наличие ОВЗ не представляется в полной мере возможным. Исходя из всего вышеизложенного стоит отметить, что в настоящее время если ребенок в возрасте до трех лет не посещает образовательное учреждение и не является инвалидом, то независимо от наличия ОВЗ он не может рассчитывать на получение ранней помощи в общем порядке. Ведь получателями ранней помощи зачастую являются не инвалиды, а именно лица с ограниченными возможностями здоровья, определенными когнитивными, социальными или психическими нарушениями. Этот факт детерминирует необходимость совершенствования 181 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем внесения в этот закон нового круга лиц, которые также будут социально защищенными.

Ранняя помощь безусловно является отличным способом абилитации и реабилитации, но полноценное встраивание в систему законодательства Российской Федерации требует глубокого переосмысления всех правовых процессов в стране. То есть в законодательстве требуются серьёзные перемены для того, чтобы предоставлять раннюю помощь всем нуждающимся, а не только инвалидам. Безусловно, от внедрения в систему Федерального законодательства системы ранней помощи будут положительные социальные эффекты для всех нуждающихся слоев населения. Отсюда появится реальная возможность внедрить на территории всей страны единую форму служб ранней помощи, но для этого требуется именно федеральное регулирование данного вопроса.

Список литературы

  1. Афанасьева В.Т., Мартынова, С.С. особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ на базе служб ранней помощи // Вестник науки. 2021. № 10 (43). С. 14-25.
  2. Аюпова Е.Е., Меньшикова О.А. Создание службы ранней помощи в Пермском крае // Пермский педагогический журнал. 2019. № 9. С. 167-171.
  3. Бронников В.А., Григорьева М.И., Серебрякова В.Ю. правовое регулирование ранней помощи в Пермском крае // Пермский юридический альманах. 2021. № 4. С. 535-544.
  4. Бронников В.А. Технология ранней помощи в системе профилактики детской инвалидности в Пермском крае / В.А. Бронников, М.И. Григорьева, В.Ю. Серебрякова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2020. – Т. 23, № 4. – С. 58-67.

Поделиться

51

Липовая А. Г. Ранняя помощь как социологическая категория: методолого-правовой анализ // Влияние цифровых технологий на социальные процессы и личность: вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11605-rannyaya-pomosh-kak-sociologicheskaya-kategoriya-metodologo-pravovoj-analiz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#13 (248)

Прием материалов

29 марта - 4 апреля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 апреля