Николай Петрович Гундобин – основоположник возрастной анатомии в России

Николай Петрович Гундобин – основоположник возрастной анатомии в России

В конце XIX столетия, в связи с зарождавшейся в то время молодой наукой педиатрией, ощущалась большая потребность в познании возрастных особенностей организма человека, хотя некоторые, даже видные профессора, отрицали клиническую специфику детского возраста. В числе первых горячих приверженцев новой науки был молодой врач Н.П. Гундобин, ставший вскоре одним из основоположников научной и клинической педиатрии, а также бесспорным основоположником возрастной анатомии в России. 30 ноября 2020 года исполнится 160 лет со дня рождения этого замечательного врача и ученого.

Аннотация статьи
возрастная анатомия
научная и клиническая педиатрия
Н.П. Гундобин
юбилей
Ключевые слова

Николай Петрович Гундобин относится к тем людям, которые, как факел, освещают другим дорогу вперед. Он родился 30 ноября 1860 года в г. Шуя Владимирской губернии, в купеческой семье Петра Ильича Гундобина (1837-1871), принадлежавшего к древнему муромскому роду купцов Гундобиных, и его жены – Екатерины Николаевны, урожденной Григорьевской. Петр Ильич отличался весьма разносторонними интересами. Он был членом Румянцевского музея в Москве, членом-корреспондентом Публичной библиотеки в Петербурге, Археологического, Географического и некоторых других научных обществ, автором ряда научных публикаций по этнографии. Кроме того, отец будущего педиатра собрал обширную коллекцию древних русских монет, книг, оружия, кубков, блюд, крестов, рукописей на церковнославянском языке. В период 1859-1871 гг. П.И. Гундобин передал в Императорскую публичную библиотеку более 2000 книг, карт, рукописей, планов, эстампов, включая такие раритеты, как 123 рукописи XV-XVIII веков. Петр Ильич Гундобин умер в 34 года от тифа [4, c.109]. Сын его Коля с 2 лет жил в г. Рыбинске, а после смерти отца – в Петербурге, где в 1880 году окончил с золотой медалью Вторую Петербургскую гимназию (в советское время это была 232-я школа г. Ленинграда). В 20-летнем возрасте он поступил на медицинский факультет Московского университета, окончил его в 1885 году. В это время в университете работали крупнейшие клиницисты. Учителями Н.П. Гундобина были профессора Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, Н.В. Склифосовский, В.Ф. Снегирев, А.Я. Кожевников, А.А. Бобров. Клинику детских болезней возглавлял тогда профессор Н.А. Тольский, а приват-доцентом был доктор Н.Ф. Филатов [2, c.101].

Тольский Николай Алексеевич (1832-1891) – основатель детского отделения (1868), клиники (1891) и кафедры (1888) детских болезней Московского университета, Московской школы педиатров; активный пропагандист профилактической направленности медицины, один из основоположников школьной гигиены. Филатов Нил Федорович (1847-1902) – выдающийся русский педиатр, по общепринятому мнению, – «отец русской клинической педиатрии» [3, c.55]. Именно Н.А. Тольский и Н.Ф. Филатов привили Н.П. Гундобину любовь к педиатрии и к клинике, в которой он после окончания университета остался работать, сначала сверхштатным, потом штатным ординатором до 1889 г. [2, c.101]. Затем Н.П. Гундобин переезжает в Петербург, где получает должность врача при Министерстве иностранных дел. Это дало ему материальную основу для занятий клинической и научной работой, которую он выполнял в Александровской барачной больнице и в патолого-анатомической лаборатории Института усовершенствования врачей. Под руководством крупного петербургского патологоанатома, приват-доцента Военно-медицинской академии (ВМА) Н.В. Ускова он написал и защитил в 1891 г. докторскую диссертацию «Строение кишечника у детей». В это время Н.П. Гундобин стал посещать недавно основанную К.А. Раухфусом детскую клинику и параллельно начал работать в воспитательном доме, где он изучал физиологию и патологию грудного возраста. В патолого-анатомической лаборатории Н.В. Ускова Николай Петрович производил новое большое исследование морфологии и патологии крови детей.

В 1892 г. Н.П. Гундобин был избран приват-доцентом кафедры детских болезней ВМА, которую возглавлял Николай Иванович Быстров (1841-1906), первый в России профессор-педиатр. В 1874 г. руководимая им кафедра детских болезней ВМА (тогда еще Медико-хирургической академии – МХА) получила постоянную базу, где размещается по настоящее время, и официальный статус. Большой заслугой Н.И. Быстрова является то, что он впервые в России ввел в свое изложение вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений [3, c.50]. Н.И. Быстров считается одним из учителей Н.П. Гундобина, наряду с Н.А. Тольским, Н.Ф. Филатовым, Н.В. Усковым. Продолжая службу врача при Министерстве иностранных дел, Николай Петрович вел занятия в патолого-анатомической лаборатории Н.В. Ускова и других учреждениях, опубликовал ряд работ: о рахите, о прорезывании зубов, об оспопрививании. Н.П. Гундобин также пишет статьи и брошюры в целях пропаганды гигиены и воспитания детей грудного возраста. Основным его трудом за этот период явилась книга «Общая и частная терапия детского возраста», выдержавшая 3 издания. В этом труде Н.П. Гундобин пишет об особенностях детского организма, в нем содержится много данных по анатомии и физиологии ребенка, поднимается вопрос об исследовании у детей внешних воздействий, в частности лекарств.

В 1897 году в ВМА был объявлен конкурс на должность заведующего кафедрой детских болезней. Своей разносторонней деятельностью Н.П. Гундобин завоевал в это время такой авторитет, что большинство голосов было подано за него, хотя комиссия по рассмотрению кандидатов поставила его фамилию на последнее (5) место.

Сделав свой выбор, конференция академии не ошиблась: годы заведования Н.П. Гундобина кафедрой детских болезней были самыми блестящими для ее деятельности в дореволюционное время. Об этом свидетельствует и большое количество внештатных сотрудников, которых Н.П. Гундобин привлек к совместной работе в клинике. Справедливо полагая, что научное познание течения физиологических и патологических процессов в детском возрасте (а отсюда и особенностей профилактики и терапии) опирается на точное знание возрастных особенностей детского организма, Николай Петрович подчинил решению этой задачи как свою научную деятельность, так и деятельность руководимой им кафедры. В этой работе, к выполнению которой Н.П. Гундобин привлек как диссертантов более ста врачей, он видел путь к установлению «основных фактов к изучению детских болезней» [1, c.617]. Сочетание ряда ценных качеств: талантливости, огромной работоспособности, скромности, доброжелательного отношения к людям, наряду с большой требовательностью, как раз и привлекло к Н.П. Гундобину такое небывалое число врачей. Многочисленные диссертанты под руководством Николая Петровича работали над темами, являвшимися частями общей проблемы, разрабатываемой коллективом клиники. За 11 лет заведования Н.П. Гундобина клиникой было выполнено 248 научных работ, в т. ч. 114 диссертаций. И это при наличии на кафедре единственного штатного ассистента А.Д. Зотова и прикомандированного к ней уже в последние годы врача Э.Э. Гартье [2, c.102].

Такое колоссальное количество диссертаций явилось следствием огромной работы Н.П. Гундобина, направленной на выполнение широко задуманного им коллективного труда об анатомо-физиологических особенностях детского возраста. Не все диссертации, вышедшие из клиники, стояли на одинаково высоком уровне науки того времени, но в совокупности они послужили созданию такого большого вклада в педиатрию, каким является обобщающая капитальная монография Н.П. Гундобина «Особенности детского возраста». В исследованиях, отраженных в этом руководстве, были изучены вес, объем, длина тела; костная система, подкожная клетчатка, мускулатура; органы кровообращения, кровь и кроветворение; органы дыхания, пищеварения, мочеполового аппарата; эндокринные железы; центральный и периферический отделы нервной системы, основные анализаторы. Изданная в 1906 году книга завершила деятельность Н.П. Гундобина.

В самом расцвете сил кипучая деятельность Николая Петровича Гундобина оборвалась: тяжелая болезнь послужила причиной смерти этого неутомимого человека. Он умер скоропостижно 15 сентября 1908 года на 48 году жизни и похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре.

Выдающийся советский педиатр Михаил Степанович Маслов (1885-1961), учившийся у Н.П. Гундобина в ВМА, писал о нем в 1936 году: «Николай Петрович был исключительно скромным человеком, человеком чистой души, идеалистом в хорошем смысле этого слова. Он никогда никому не мог отказать в помощи, всегда был отзывчивым, добрым товарищем, любил своих многочисленных пациентов, всегда принимал к сердцу положение больных, переживал часто вместе с родителями тяжелые минуты. Вместе с тем это был печальник о детях, гибнувших без призора, жертвах невежества, отсутствия грамотности и косности» [4, c.110].

Всю свою жизнь Н.П. Гундобин посвятил борьбе со смертностью детей. Борясь за их жизнь и здоровье как лечащий врач, он отдал много времени пропаганде рациональных санитарно-гигиенических методов воспитания детей грудного, дошкольного и школьного возрастов, профилактике детских болезней. С большой любовью он читал лекции о воспитании детей учителям начальных школ.

Н.П. Гундобин стремился изучить и разработать научные основы педиатрии. Исходным положением его деятельность было то, что анатомия и физиология составляют фундамент клинической медицины. В то время приходилось все исследовать заново или впервые, так как литература по анатомии и физиологии ребенка отсутствовала или устарела. На русском языке имелась только компилятивная сводка приват-доцента Московского университета Н.Ф. Миллера «Анатомические и физиологические особенности детского организма», изданная в 1885 г., а написанная еще в 1878 г.; некоторые, более ранние данные по анатомии (Генке) и по физиологии (Фиродта) имелись в первом томе многотомного руководства на немецком языке под редакцией Гергардта (1877 г.). Грандиозная работа, задуманная Н.П. Гундобиным, могла быть осуществлена в сравнительно короткий срок только большим коллективом и благодаря организационному таланту Николая Петровича.

Уже в своей диссертации «Строение кишечника у детей» Н.П. Гундобин устанавливает, что кишечник у детей после рождения не просто увеличивается в размерах, а развивается качественно. Он показывает последовательные изменения в строении стенки кишок. Ткани стенок кишечника новорожденных характеризуются нежным строением входящих в них элементов, богатой иннервацией и кровоснабжением. Отсюда их слабое противодействие неблагоприятным раздражителям, легкая ранимость и склонность к воспалительным процессам. Николай Петрович не просто изучает строение, а связывает это с клиникой. Взаимосвязи морфологических и физиологических работ с потребностями клиники он требует от всех своих сотрудников. Этой клинической целеустремленностью пронизано и следующее большое исследование Н.П. Гундобина – «О морфологии и патологии крови детей», в котором он отмечает наличие лимфоцитоза у детей грудного возраста и изменения у них лейкоцитарной формулы при разных заболеваниях.

Книга «Особенности детского возраста» увенчала всю многообразную деятельность школы Н.П. Гундобина. Цель этой работы профессор изложил в предисловии: изучение роста, строения и химических особенностей органов у детей по возрастам, клиническое значение этого исследования.

Вся научная и практическая деятельность Н.П. Гундобина была направлена на анатомо-функциональный подход к патологии детского возраста. Биографы Н.П. Гундобина отмечают, что он был первоклассным клиницистом и дальнейшую деятельность коллектива предполагал направить на разработку вопросов диагностики и лечения. Нужно отметить, что многие историки отечественной науки обходят молчанием имя Н.П. Гундобина как основателя научной возрастной морфологии. Но вот что писал профессор, академик АМН СССР М.С. Маслов в 1936 году: «Несмотря на уже значительное развитие клинической педиатрии, как у нас, так и за границей до Н.П. Гундобина всегда чувствовалась шаткость и неустойчивость из-за отсутствия научного фундамента. Отдельные робкие попытки изучения анатомо-физиологических особенностей, в частности желудочно-кишечного тракта, конечно, были и раньше, но изучение всего детского организма в возрастном аспекте во всей полноте впервые представлено Николаем Петровичем. Он не только поставил задачу, он в небывало короткий срок ее выполнил. В этом его громадная заслуга перед педиатрией. Своими трудами он вывел русскую педиатрию на путь самостоятельности, а не просто подражания загранице. С его именем данные русской педиатрии вошли в мировую научную сокровищницу, послужили и еще долго будут служить источником для понимания патологии и для развития новых работ в этом направлении» [4, c.111].

В 1912 году книга Н.П. Гундобина «Особенности детского возраста», переведенная на немецкий язык, была издана в Берлине. Двухтомное руководство по анатомии ребенка под редакцией Петера, Ветцеля и Хейдериха, изданное в Мюнхене в 1928 г., в значительной мере основывалось на материалах Н.П. Гундобина и его коллектива. Научное наследие школы Н.П. Гундобина вошло в русскую и зарубежную медицину. Его книга «Особенности детского возраста» стала настольной для педиатров, она до сих пор является кладезем сведений о развивающемся ребенке. Имя Николая Петровича Гундобина вписано золотыми буквами в историю развития отечественной морфологии.

Текст статьи
  1. Вайль В.С. Гундобин Николай Петрович / Большая Медицинская Энциклопедия. Гл. ред. А.Н. Бакулев // Москва : Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия». Т.8, С.617.
  2. Гинзбург В.В. Н.П. Гундобин (1860-1908) – основоположник возрастной анатомии (к 100-летию со дня рождения) / В.В. Гинзбург, С.Б. Зелигман // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. – 1961. – Т.XLI. – №8. – С.101-107.
  3. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для вузов, 7-е издание, переработанное и дополненное. В двух томах / Н.П. Шабалов // Санкт-Петербург : ООО издательство «Питер». – 2013. – Т.1. – 928 с.
  4. Шабалов Н.П. Николай Петрович Гундобин – один из основоположников российской научной и клинической педиатрии: к 110-летию со дня смерти / Н.П. Шабалов // Педиатрия (прил. к журналу Consilium Medicum). 2018; 2: 109-112. DOI: 10.26442/2413-8460_2018.2.109-112.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября