Введение. Современная мировая экономика находится под влиянием рыночной стихии, развивается непропорционально, в большей степени хаотично, чем упорядочено. Она имеет преимущественно экстенсивный, чем интенсивный способ ведения промышленного производства, транспорта, сельского хозяйства, освоения богатств мирового океана и лесов. Реализация объективных законов существования рыночных отношений, основанных на неуклонном росте прибыли, неизбежно сопровождается усилением конкурентной борьбе на макро -, мезо- и микроуровне экономики. Человек остаётся объектом манипуляции продавцов и покупателей. Экономические интересы в сочетании с политическими амбициями государств – лидеров в рыночном противостоянии приводит к обострению и без того непростой ситуации на мировых рынках, главным из которых является рынок продовольствия [4, c. 101].
Рынок продовольствия устанавливает порог существования человечества, его здоровья и долголетия. В экономике современной России насчитывается более 5 млн. предприятий и организаций. Из них в государственной собственности 6,5%, в частной 87,6% и в смешанной собственности 5,9%. В отрасли сельского хозяйства, соответственно, в общее число предприятий 146,8 тыс. Из них государственные составляют 3,7%, частные 93,5%, в смешанной форме собственности находится 2,9%. Отсюда следует, что частный сектор аграрной экономики является преобладающим по сосредоточению средств производства и выпуску продукции, а в его составе выделяется крупные сельскохозяйственные организации, хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) [1, c. 157].
Объекты и методы исследования. Методология исследования включает применение ситуационного, системного проектирования, экспертных оценок, структурно-функционального моделирования и др. Также в работе применены методы сопоставления траектории развития социально-экономических систем.
Результаты и их обсуждение. По большинству основных видов продовольствия: зерну, сахарной свекле, подсолнечнику, скоту и птице на убой доля сельскохозяйственных организаций превышает 60-80%. Эти организации потенциально выступают экспортерами продукции на внутренний (межрегиональный) рынок и на внешние (международные) рынки. Необходимо учитывать, что значительная часть продукции выступает в качестве сельскохозяйственного сырья для перерабатывающей промышленности и потребителю предлагается в виде конкретных видов продуктов (изделий), товаров, изготовленных на их основе. АПК России до недавних пор имел ограниченное представительство на мировом рынке продовольствия так как внутренняя продовольственная зависимость страны в начале 21 века составляла 45 – 53 %. По многим основным продуктам аграрного рынка она остаётся сравнительно высокой: так по мясу около 50%, по молоку 42,9% и так далее.
Вместе с тем за последние годы (2007–2019 гг.) несмотря на то, что импорт продовольствия приблизился к 32 млрд. дол. в год, по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, например по зерну, АПК России занимает лидирующие позиции. Современный экспорт пищевой продукции из России отличает большая неустойчивость, ограниченность ассортимента, невысокая глубина переработки исходного сырья и, как результат, сравнительно меньшая конкурентоспособность по сравнению с США и странами Евросоюза. Географически Россия экспортирует продовольствие в страны Азии, Ближнего Востока и Африки. Структура экспорта разнообразна – от мяса до алкоголя. Однако лидируют в поставках три товара – зерно, на которое приходится 37%, рыба и морепродукты 16,8%, масла и жиры – более 13% [7, c. 202].
Особенностью конкурентоспособности российского экспорта продовольствия является сбор урожая, вылов рыбы, ракообразных и т. д. В рекордные годы 2011–2012, 2017–2019 гг. Россия существенно превышает основные экспортные позиции при сокращении или отмене пошлин, что снижает наши конкурентные преимущества.
Результативность хозяйствования в аграрной сфере зависит от уровня удовлетворения экономических интересов таких как: экономический интерес работника сельского хозяйства, сельскохозяйственного предприятия, экономические интересы государства. Экономические интересы работника сельского хозяйства представлены основной и дополнительной оплатой труда, доходами, получаемыми от реализации сельскохозяйственной продукцией на местном (региональном) рынке.
Экономический интерес сельскохозяйственного предприятия напрямую связан с возможностью ведения простого и расширенного воспроизводства. Производство и реализация товаров (услуг), получение доходов и прибыли должны позволять формировать фонды предприятия, включая единый фонд оплаты труда, иметь прибыль для расширения производства, увеличения объёмов производства продукции, для осуществления инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности [2, c. 15].
Конкурентоспособность товара является все объемлемой его характеристикой. Это такие свойства товара, которые более привлекательны и предпочтительны для покупателей. Делают данный товар объектом торговой сделки, увеличивают вероятность его продажи на рынке. В результате конкурентных преимуществ данный товар реализуется на рынке в больших объёмах по сравнению с конкурентами. Одной из важнейших задач в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции является проведение комплекса мер по подготовке и переподготовке руководителей и специалистов хозяйственных структур и служб маркетинга в различных организационно-правовых формах АПК.
Необходимо также, чтобы в высших и средних учебных заведениях аграрной сферы более полно изучались проблемы внешнеторговой деятельности, экспорта продукции сельского хозяйства.
Ключевыми факторами успеха предприятия в конкурентной борьбе является завоевание и удержание конкурентных преимуществ. Это означает потенциальную возможность продукции быть успешно реализованной на рынке. В условиях усиления интенсивности конкуренции эта проблема на отдельных рынках достигает особой остроты.
Производители продукции и услуг сталкиваются с необходимостью постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников и т. д. К числу причин низкой конкурентоспособности продукции АПК относятся недостаточный учет базисных условий и возможностей производства продукции АПК; отсутствие конкурентной рыночной среды и конкуренции как таковой; недостаточное количество и высокая стоимость исходных ресурсов для производства продукции; недостаточная мотивация товаропроизводителя в получении продукции для экспорта и другие нерешенные проблемы. Можно сказать, что эффективная работа предприятия агропродовольственных систем определяется правильным выбором стратегических ориентиров, которые позволяют наилучшим образом реализовать потенциал этой сферы. Главная задача стратегии – обеспеченность устойчивым экономическим ростом и развитие предприятий пищевого комплекса, а также повышение конкурентоспособности производимой им продукции.
Повышения конкурентоспособности предприятия АПК и обеспечения его финансовой устойчивости обуславливается степенью инновационности. Разработка научно-обоснованных подходов к оценке инновационности предприятия, как эффективного инструмента управления конкурентоспособностью предприятий АПК, является важнейшей научной задачей на сегодняшний день, что и определяет актуальность проведенных исследований [3, c. 90].
Мониторинг научных трудов по стратегическому развитию АПК показали, что в них отсутствует целостная методология инновационного развития деятельности хозяйствующих структур на основе современной эволюционной парадигмы маркетинга. На восполнение этого пробела и были направлены наши исследования. Современная оценка инновационности предприятия АПК должен рассматривается как методологический, инструментальный и информационный инструмент управления субъектов АПК.
Мониторинг статистических данных развития АПК РФ показал, что на сегодняшний день передовыми технологиями и средствами труда оснащены только 1,5 % крупные аграрные предприятия и менее 0,5 % фермерские хозяйства. В мировом рейтинге, который публикует ежегодно ВЭФ (всемирный экономический форум) наша страна в 2019 году заняла 21 место по количеству запатентованных изобретений, но только 40% из ежегодных разработок были внедрены на производстве. Отсутствие научно-производственных связей между бизнесом и наукой в АПК России приводит к потерям продукции, как в количественном измерении, так и в качественном.
Ключевыми проблемами слабого инновационного развития АПК РФ является недостаточная активность инвестиционной деятельности, слабая государственная поддержка как НИР, так и предприятий АПК, наличие барьеров по сокращению сроков внедрения научных достижений в практику [6, c. 104].
В настоящее время в России действует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. Характерные особенности деятельности предприятий АПК не дают возможность определить четких направлений инвестиций. В связи с этим фактом, для управления инновационным развитием предприятий АПК необходимо разработать объективные критерии оценки инновационности предприятия. Для оценки «инновационности» хозяйствующего субъекта исследованы и выявлены типовые признаки: качество продукции, степень новизны ассортимента, затратоемкостью продукции, дифференциация цен, логистические возможности предприятия. Предлагаемая оценка инновационности предприятия АПК исходят из перспектив развития самого субъекта и ее продукции, а также дает возможность быстро и надежно оценить финансовое положение на рынке, что и определит приоритетность инвестирования средств [5, c. 580].
Таким образом, инновации сегодня следует рассматривать как основное направление развития аграрного сектора экономики, позволяющее не только увеличить количество качественной, доступной, разнообразной сельскохозяйственной продукции, но и повысить уровень экономической эффективности и хозяйственной устойчивости аграрных предприятий.
Заключение. Современные условия диктуют необходимость рассматривать конкурентоспособность, устойчивое развитие и ресурсосбережение как глобальный процесс, что требуется для выявления общих тенденций и закономерностей этих процессов на мировом уровне. Глобальный подход к этим проблемам нужен для того, чтобы на основе прошлого и настоящего сделать правильный вывод и прогноз о будущем развитии этих процессов, об общих и специфических чертах конкурентоспособности, устойчивого развития и ресурсосбережения для различных регионов страны и их природно-климатических зон, о выявлении сопутствующих стратегических резервов и факторов.
Решение проблем, повышение конкурентоспособности отечественной продукции АПК имеет важное значение как для предприятий производящих сельскохозяйственную продукцию и сырьё, так и для перерабатывающей промышленности, предприятии торговли и сырья, так и для перерабатывающей промышленности, предприятий торговли и сервиса, организации инфраструктуры. Динамика современных тенденций в аграрной сфере российской экономически позволяет надеяться, что в ближайшей перспективе России может существенно укрепить свои позиции на мировом рынке и кардинально решить продовольственную проблему внутри страны.