Главная
Конференции
Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире
Социокультурный неотрадиционализм в контексте возрождения сибирского казачьего ф...

Социокультурный неотрадиционализм в контексте возрождения сибирского казачьего фольклора: трансформация традиций в условиях культурных изменений

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

социокультурный неотрадиционализм
казачество
фольклор
фольклорные ансамбли
идентичность
культурное возрождение
государственная поддержка
культурные инициативы

Аннотация статьи

Статья исследует роль социокультурного неотрадиционализма в возрождении казачьего фольклора в Иркутской области, акцентируя внимание на культурных преобразованиях региона. Рассматривается влияние ослабления государственного контроля на восстановление народных традиций и адаптацию фольклорных практик в условиях городской среды. Анализируются процессы формирования культурной идентичности через фольклорные ансамбли и их влияние на локальную культуру Иркутской области. В работе также подчеркивается значимость государственной поддержки в возрождении казачьего наследия и патриотическом воспитании.

Текст статьи

С 1960-х годов XX века в странах бывшего Советского Союза стал наблюдаться значительный рост интереса к самобытным народным традициям, который отражал собой процессы культурной переоценки и переосмысления наследия. Этот период совпал с ослаблением государственного контроля над культурными процессами, что позволило традициям, претерпевшим значительные изменения под влиянием социалистического реализма, начать восстанавливаться. В этом контексте социокультурный неотрадиционализм, понимаемый как возрождение народных культурных практик и элементов в ответ на вызовы времени, стал важным механизмом формирования новых культурных идентичностей.

Одним из ярких примеров таких изменений стало такое явление как возрождение казачьего фольклора, которое на фоне общесоюзного интереса к народному творчеству нашло свою специфическую форму в Иркутской и других сибирских областях. Фольклорные ансамбли, возникшие в этот период в городах, стали важным звеном в процессе восстановления и актуализации народных традиций в условиях изменяющейся социальной и культурной среды.

Цель данной работы – рассмотреть социокультурный неотрадиционализм как явление, повлиявшее на возрождение сибирского казачьего фольклора, а также проанализировать влияние этого процесса на музыкальное и культурное развитие Иркутской области.

Социокультурный неотрадиционализм можно определить как возвращение к традиционным культурным формам и практикам в ответ на утрату культурной идентичности в условиях социальной модернизации. В Советском Союзе, особенно в 1960–1980-е годы, народное творчество, которое до этого времени подвергалось значительной идеологической корректировке, вновь стало интересовать широкие круги общественности. Культурные деятели и исследователи стремились восстановить исконные народные традиции, которые воспринимались как символы подлинной идентичности и народной самобытности.

Первые фольклорные коллективы появились в музыкальных вузах Ленинграда и Москвы (1968 г. – студенческий фольклорный ансамбль в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (руководитель В. М. Щуров; 1976 г. – ансамбль студентов Ленинградской консерватории (руководитель – А. М. Мехнецов; 1978 г. – фольклорный ансамбль Московской консерватории (руководитель – Н. Н. Гилярова). В 1980-1990-е годы выпускники этих вузов начали открывать отделения народного пения в профильных учебных заведениях по всей России, включая Сибирь (1984 год – открыто отделения народно-хорового пения в Красноярском колледже искусств имени П. И. Иванова-Радкевича; 1989 год – образована кафедра народного пения Восточно-Сибирского института культуры (Улан-Удэ). 1990 год – образована кафедра этномузыкологии в Новосибирской музыкальной консерватории им М. И. Глинки; 1991 год – образована кафедра народного хорового пения в Кемеровском государственном институте культуры; 1997 год – на кафедре хорового дирижирования Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского открыта специальность «Искусство народного пения»; 1998 год – при дирижерско-хоровом отделении колледжа искусств им. П. И. Чайковского (Улан-Удэ) открыта специализация «Руководитель народного хора).

В частности, в 1988 году в Иркутском училище искусств было открыто направление «Народное пение» в рамках хорового и дирижёрского отделений. Инициатором создания этого направления стала молодая выпускница Института имени Гнесиных Елена Чекарева, которая в 1984 году принимала участие в фольклорной экспедиции в Братский район Иркутской области (с. Ключи-Булак, с. Кузнецовка) [3]. Экспедиция была организована Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР под руководством В. М. Щурова. Этот опыт стал важным для формирования понимания стилевых и диалектных особенностей сибирского фольклора.

С развитием фольклорных ансамблей, которые стали важной средой для сохранения и передачи традиций, началась интеграция народной музыки в новые социокультурные условия. Одной из основных характеристик социокультурного неотрадиционализма является его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, особенно через включение традиционных форм народной музыки в городскую среду. Таким образом, фольклорные ансамбли, сочетая старинные музыкальные традиции и элементы городской жизни, стали важными носителями локальной идентичности и культурных ценностей.

Формирование культуры иркутского казачества было результатом множества факторов, среди которых можно выделить историко-социальные, климатические, географические, межэтнические и конфессиональные особенности. Важнейшим компонентом казачьей культуры является фольклор, развивавшийся в условиях взаимодействия с традициями других российских регионов. С XVI века, с началом освоения Сибири, казаки и русские крестьяне начали заселять эти земли, прибывая из различных частей России и соседних территорий, таких как Белоруссия и Украина. В составе казачьих отрядов встречались представители разных войск: терского, донского, волжского и др., что способствовало синтезу различных культурных традиций. Лингвисты отмечают, что в языках народов Сибири термин «казак» часто использовался как синоним слова «русский», поскольку многие из первых русских переселенцев были казаками [1, с. 233].

Сибирское казачество можно рассматривать как синтез европейских и азиатских культур, что отражается в его быте и традиционных устоях. В условиях военной опасности и строительства острогов казачество пополнялось не только русскими переселенцами, но и коренными народами, что ускоряло процесс культурной ассимиляции. Разнообразие занятий, включая земледелие, скотоводство и охрану торговых путей, также оказало влияние на развитие фольклора, обогатив его элементами крестьянской и ремесленной культуры. Казаки сами вели хозяйство и служили мирным хлебопашцам щитом от нападений и баранты (увода скота). В условиях слабо заселённой Сибири казаки, проживавшие рядом с государственной границей, были наиболее подходящими для выполнения пограничной службы [2, с. 14].

В 1917 году значительная часть казачьих семей проживала в сельских поселениях, где на несколько десятков или даже сотен крестьянских дворов приходилось лишь одно казацкое хозяйство. Культура Приангарского казачества приобрела черты, характерные для других групп переселенцев, но сохранял свои уникальные особенности. Эти черты нашли отражение в работах этнографов, культурологов, педагогов, музыковедов, таких как Н. А. Новоселова, Е. М. Бородина, М. А. Жигунова, Ю. В. Аргудяева, Л. Е. Элиасов, А. А. Лебедева, И. Г. Чумаков и др.

Советский период стал временем значительных изменений в жизни казачества. В условиях социалистической идеологии казачество рассматривалось как реакционное явление, и его культура подверглась жестокой репрессии. С начала 1920-х годов началась политика депортации и уничтожения казачьих общин, которая привела к разрушению традиционных форм их социальной организации. После ликвидации казачества как отдельного сословия и разрушения традиционных социальных структур в советский период, казачья культура оказалась на грани исчезновения. Остро эта проблема стояла и в Иркутской области, где, несмотря на богатую историю казачества, традиционные практики подверглись не только забвению, но и официальному запрету. В результате воздействия советской политики, фольклор и культурное наследие казачества не только не сохранились, но и были уничтожены, что привело к существенной утрате культурной памяти региона.

В 1990-х годах, в целях восстановления исторической справедливости и реабилитации казачества как культурно-этнической общности, были приняты ключевые законодательные акты. 15 июня 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 632 осуждалась проводившаяся ранее политика репрессий в отношении казачества и поддерживалось движение за его возрождение, восстановление традиций и форм самоуправления [7]. Вслед за этим, 16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление № 3321-1 «О реабилитации казачества», которое отменяло как незаконные все акты, направленные против казачества начиная с 1918 года, и создавало условия для его возрождения [4]. Эти законодательные инициативы положили начало возрождению казачества в России, способствуя восстановлению его культурных и социальных традиций.

Проблемы казачества в современном контексте – это не только проблемы конкретной этнической группы, но и более широкие вызовы для всей российской нации, затрагивающие вопросы её культурной и национальной идентичности. «Проблемы казачества ‒ это сегодня проблемы всего русского народа, проблемы страны, ее армии» [6, с. 44]. Эти проблемы также включают вопросы укрепления патриотизма и государственной безопасности. Важно отметить, что процессы возрождения казачества не сводятся лишь к восстановлению утраченных традиций, но являются частью более глубокой культурной реабилитации, которая направлена на возвращение к исторической памяти и укрепление национального самосознания. Это стало возможным благодаря государственной поддержке казачьих культурных инициатив и активной работе культурных и образовательных учреждений.

Фольклор, являясь неотъемлемой частью казачьей культуры, традиционно ориентирован на героико-патриотическое содержание, что позволяет ему служить важным инструментом в формировании общественного сознания. В современных условиях исторические традиции переплетаются с актуальными культурными трендами, создавая новые смысловые ориентиры, которые способствуют укреплению культурной и национальной идентичности. В условиях социокультурного неотрадиционализма, когда традиции адаптируются к изменениям, казачьи песни, обряды и праздники вновь становятся носителями патриотической идеологии. Это помогает сохранять историческую память о подвигах казаков и формировать чувство гордости за родную культуру и Родину.

Важным фактором в процессе восстановления казачьего наследия стало создание региональных казачьих объединений и обществ. В рамках государственной стратегии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 года № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы» [8], сохраняется приоритет в области развития казачества, включая его культурные, образовательные и военно-патриотические аспекты. Эта инициатива стала способствовать активному развитию казачьих центров для обеспечения преемственности и сохранения казачьих традиций в условиях глобализированного общества. 

В настоящее время в Иркутской области действует 12 районных и муниципальных центров казачьей культуры, которые расположены в таких крупных городах, как Саянск, Братск, Усть-Илимск, Ангарск, а также в муниципальных районах региона, включая Заларинский, Боханский, Слюдянский, Тулунский и другие. Важным аспектом их деятельности является не только военно-патриотическое воспитание, но и культурно-досуговая работа, которая становится одним из приоритетных направлений деятельности центров. Помимо культурных и образовательных функций, они становятся важными центрами социальной активности, объединяя представителей казачьих сообществ, творческих коллективов, активно вовлекая молодежь в процесс сохранения и развития культурного наследия. Эта социальная интеграция предполагает обновление традиционной казачьей культуры и ее синтез с современными культурными практиками.

Центры казачьей культуры (ЦКК) в Иркутской области продолжают создаваться в муниципальных образованиях региона по инициативе государственного бюджетного учреждения культуры «Иркутский областной Дом народного творчества» (ГБУК «ИОДНТ»), который является региональным центром казачьей культуры и координирует деятельность всех центров и фольклорных коллективов. Центры организуют широкий спектр культурных и образовательных мероприятий, таких как курсы, мастер-классы, фольклорные экспедиции и фестивали, которые предоставляют доступ к богатому казачьему наследию. Эти мероприятия не только способствуют сохранению и распространению традиций, но и вовлекают различные группы населения, включая молодежь, в процесс изучения и освоения казачьей культуры. Вовлечение подрастающего поколения является важной составляющей культурной политики региона, так как именно молодежь является важным звеном в передаче традиций и сохранении культурной преемственности.

В настоящее время ЦКК занимают центральное место в сохранении, развитии и популяризации казачьего культурного наследия. Их деятельность заключается не только в поддержании традиционных практик, но и в их адаптации к современным социокультурным и технологическим условиям, что способствует обеспечению актуальности казачьих культурных практик в контексте динамичных изменений, происходящих в обществе.

Для поддержки и развития казачьей культуры в Иркутской области в рамках государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области на 2019–2024 годы» реализуется комплекс мероприятий, направленных на утверждение культурной идентичности и популяризацию казачьих традиций [5, с. 3]. В их число входят областной конкурс «Лучший центр казачьей культуры Иркутской области», региональный казачий форум «Моя Сибирь – казачий край», областной смотр-конкурс традиционной казачьей культуры и художественного творчества «Моя любимая станица», а также конкурсы и фестивали, ориентированные на популяризацию казачьего искусства и ремесел. Эти инициативы способствуют укреплению и распространению казачьего культурного наследия в условиях актуальных социокультурных изменений, обеспечивая продолжение традиций и их интеграцию в современную культурную среду региона.

Важной частью государственной программы является поддержка творческих объединений и фольклорных коллективов, которые не только сохраняют и реконструируют традиционные песенно-танцевальные формы, но и активно адаптируют их к современным культурным контекстам. Эти коллективы являются не только хранителями народных традиций, но и агентами культурной трансформации, которые создают новые формы культурных практик, интегрируя традиции в современную жизнь.

Ярким примером деятельности такого коллектива является народный фольклорный ансамбль «Оберег» ГБУК «ИОДНТ». Ансамбль занимается не только реконструкцией казачьих обрядов и традиций, но и инициирует культурные проекты, такие как клуб реконструкции фольклорного танца Иркутской области «Сибирская кадрель». Этот клуб является важным инструментом сохранения казачьих танцев, записанных в этнографических экспедициях, и их популяризации через мастер-классы и публичные мероприятия.

Иркутский областной Дом народного творчества в сотрудничестве с телекомпанией АИСТ инициировал культурно-просветительский проект, направленный на возрождение календарных обрядовых праздников народов Иркутской области, в рамках которого казачьи фольклорные коллективы демонстрируют обряды и традиции, характерные для местности, в которой они проживают. Съемки, проведенные в рамках «Этноквартала», стали важным инструментом в реконструкции культурных практик, позволив продемонстрировать их в современных условиях, что способствовало их сохранению и дальнейшему распространению среди широкого круга зрителей.

Автором статьи была разработана этнографическая программа «Живая деревня», представляющая собой значимый компонент культурно-образовательной и просветительской деятельности, ориентированной на сохранение и популяризацию традиционного уклада жизни сельских жителей Сибири конца XIX – начала XX века. Программа реализуется Государственным бюджетным учреждением культуры «Иркутский областной Дом народного творчества» (ГБУК «ИОДНТ») при поддержке Министерства культуры Иркутской области в сотрудничестве с музеем под открытым небом «Тальцы». Запущенный в 2023 году проект сочетает историческую реконструкцию с современными методами культурной коммуникации, способствуя передаче знаний о народных традициях и сохранению культурного наследия.

В рамках проекта было предусмотрено представление элементов казачьей культуры на таких локациях, как «Усадьба казака» и «Илимский острог», где участники могли познакомиться с традиционными обрядами, ремеслами и бытом казаков. Важным элементом реализации программы стало активное вовлечение волонтеров и кадетских классов, принимавших участие в реконструкции казачьих практик. Это способствовало не только патриотическому и духовному воспитанию, но и формированию уважения к культурному наследию региона, что усилило значимость проекта как части просветительской работы.

В рамках различных культурных проектов Иркутской области особое внимание уделяется использованию цифровых технологий и медиаресурсов, что способствует активному вовлечению молодежи в процесс распространения информации через социальные сети и медиа-платформы. Такой подход не только расширяет возможности распространения знаний о казачьем культурном наследии региона, но и помогает сформировать более широкую аудиторию, заинтересованную в сохранении и популяризации традиций. В свою очередь, традиционные практики, проходя через призму современных технологий, адаптируются и трансформируются, что позволяет обеспечить их сохранение и актуализацию в условиях быстро меняющегося социокультурного контекста.

Интеграция цифровых технологий в процессы культурной передачи открывает новые горизонты для эффективного взаимодействия с будущими поколениями, способствуя не только сохранению традиций, но и их динамичной адаптации к реалиям современного мира. В результате, такие культурные инициативы, реализуемые в Иркутской области, становятся важной частью более широкого процесса по сохранению и развитию казачьего наследия, обеспечивая его сохранение и передачу в рамках новой культурной и социальной практики.

Таким образом, социокультурный неотрадиционализм, проявляющийся в контексте возрождения сибирского казачьего фольклора в Иркутской области, является важным механизмом формирования и поддержания культурной идентичности. Этот процесс не ограничивается лишь восстановлением утраченных традиций, но включает их синтез с современными культурными практиками, что способствует созданию преемственности и устойчивости культурных ценностей в условиях глобальных изменений.

Список литературы

  1. Аникин А.Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: Заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. – М.; Новосибирск: Наука, 2000. – 768 с.
  2. История казачества Азиатской России: в 3 т. / гл. ред. В.В. Алексеев. – Т. 3. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 268 с.
  3. Закукала кукушечка. Выпуск № 5 // Иркутск: Иркутский областной дом народного творчества, 2003. – 66 с.
  4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 3321-1 «О реабилитации казачества». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=108739 (дата обращения: 05.04.2025).
  5. Правительство Иркутской области. (2018). Об утверждении государственной программы Иркутской области «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области» на 2019–2025 годы. Иркутск: Правительство Иркутской области. С. 3. URL: https://docs.cntd.ru/document/550247312 (дата обращения: 05.04.2025).
  6. Российское казачество: государственная служба и кадровая политика. / Ред. Е.Л. Рябовой. М.: Международный издательский центр ЭТНОСОЦИУМ, 2008. – 242 с.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 года № 632 «О стабилизации положения репрессированных народов и активизации казачьих культурных движений». URL: https://www.kremlin.ru/acts/bank/1520 (дата обращения: 05.04.2025).
  8. Указ Президента РФ от 9 августа 2020 г. № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74384683/ (дата обращения: 05.04.2025).

Поделиться

90

Дмитриева Н. В. Социокультурный неотрадиционализм в контексте возрождения сибирского казачьего фольклора: трансформация традиций в условиях культурных изменений // Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11647-sociokulturnyj-neotradicionalizm-v-kontekste-vozrozhdeniya-sibirskogo-kazachego-folklora-transformaciya-tradicij-v-usloviyah-kulturnyh-izmenenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#15 (250)

Прием материалов

12 апреля - 18 апреля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 мая