В настоящее время в связи с глобализацией и усилением динамики всех сторон жизни человека обнаруживается диссонансная взаимосвязь – с увеличением требований общества к своевременному планированию и реализации личностно значимых целей активизируется процесс прокрастинации, масштабно охватывая молодежь и прежде всего, студенчество, как самую инициативную социальную группу общества. Следует заметить, что ученые и прежде всего психологи, не только занимаются исследованием феномена прокрастинации, но самое главное, предпринимают попытки найти пути преодоления академической прокрастинации [4].
Вчерашние школьники, попадая в вузы, испытывают стресс из-за целого ряда внутренних и внешних факторов, вызванных большой учебной нагрузкой, большим объемом новой информации, которую нужно усвоить в кратчайшие сроки.
В сложившихся обстоятельствах, во время пандемии COVID-19, когда возникла потребность в дистанционном обучении, многие студенты столкнулись с новым форматом обучения, проблемой недостатка общения, эффективного взаимодействия с преподавателем и однокурсниками в режиме удаленного доступа, почувствовали тревожность, страх, неуверенность, столкнулись с проблемами самоорганизации и дисциплины.
Откладывание учебных заданий на более поздний срок приводит к постоянным долгам по прошлым занятиям, попыткам догнать своих одногруппников, неудовлетворенности учебным процессом в вузе, нежеланием учиться, академической неуспеваемостью и др. В последующем этот негативный опыт закрепляется у студентов, ориентированных на получение результата, не связанного с учебным процессом. Студенты все чаще переносят момент начала выполнения работы на поздние сроки. Прокрастинацию, в данном случае, связывают с лично-мотивационной сферой [9].
Проведённые исследования ученых подтверждают тот факт, что прокрастинация мешает студентам достигать поставленных целей; проявлять себя в учебной и внеучебной деятельности; заставляет испытывать дискомфорт, тревогу и беспокойство; снижает концентрацию памяти и внимания; нарушает самооценку; делает человека безвольным и беспомощным. Люди, страдающие прокрастинацией, обычно стараются скрыть свои задатки и способности, предпочитая выполнять несложную, рутинную работу, часто фокусируются на прошлом и редко воплощают свои намерения в реальность [2].
Разные причины прокрастинации обусловили и различные методы решения этой важной проблемы, в числе которых занятия и курсы по тайм-менеджменту, организация и планирование своей деятельности, консультирование по вопросам повышения самооценки и мотивации, преодоление страхов и др.
В ряде психологических исследований выделяются условия преодоления прокрастинации студентов. Э. Деси в качестве одного из условий называет самомотивацию в осуществлении выполняемой деятельности. К. Синекал – волевые усилия, связанные с внутренней и отождествляемой (выполнение личностно значимых задач) мотивации студентов. А.А. Алимов считает, что условием выступает изменение места и роли установки студентов к профессионально-учебной деятельности как особого регуляторного механизма в сфере их жизненных отношений, т.е. когда студенты начинают осознавать общественную ценность их будущей жизни [1].
О.В. Чурсинова в качестве эффективного способа победить прокрастинации считает фрирайтинг – «процедура свободного записывания, без редактуры и оценки всех мыслей, которые есть в голове» [7]. Результатом данной процедуры является возможность выбора хороших идей среди множества мыслей.
Е.В. Лебедева считает важным проведение планомерной работы со студентами, включение в процесс обучения ознакомительных семинаров и тренингов, направленных на развитие временной компетентности и формирование рациональных способов временной организации времени. Все это вместе взятое должно сочетаться с работой по актуализации познавательных интересов студентов в области конкретных психологических знаний [5].
Е.Ю. Панчук и А.Ю. Преина в числе традиционных практик избегания прокрастинации, таких как составления списка дел, в зависимости от степени важности, дедлайнов, считают самым действенным средством – мотивацию, как побуждение к действию, успех которого служит стимулом для дальнейшей продуктивной работы [6].
Большинство исследователей в качестве самого действенного, эффективного способа преодоления прокрастинации рассматривают четкое распределение своего времени по методике «управления временем по Франклину», распределяющей дела по степени срочности и важности на четыре категории. Помимо того, что методика является эффективной, она также является быстро результативной – существенный рост производительности происходит спустя две недели после начала применения методики.
Эмоциональное и психологическое состояние студентов при дистанционном обучении, как показывают исследовательские изыскания весны-лета 2020 года, в еще большей степени способствуют развитию прокрастинации, снижая продуктивность процесса получения новых знаний [8].
Исследователи В.И. Шостка, В.В. Буряк, А.А. Зозуля, Т.Ю. Чудинова выявили взаимосвязь дистанционного обучения студентов и проблемы прокрастинации в условиях самоизоляции. В качестве важных провоцирующих факторов данного феномена выделены обучение через социальную сеть, отвлекающую студентов от процесса усвоения знаний и в еще большей степени снижающей учебную мотивацию; дефицит общения и связанный с ним эмоциональный и психологический дискомфорт; поток негативных новостей о тяжелых последствиях пандемии. Одно из эффективных, на взгляд исследователей, решений данной проблемы является использование специальных образовательных платформ и мессенджеров [8].
Прокрастинация как сложное психологическое явление, пронизывает многие уровни функционирования личности. Исходя из этого, психологическая профилактика должна включать комплекс разнообразных мер, нацеленных на личностное развитие, обучение студентов приемам саморегуляции и управления временем (тайм менеджменту), технологиям достижения успеха.
Таким образом, для преодоления академической прокрастинации разработаны разнообразные эффективные методики, целью которых является формирование мотивации к учебе и преодолению прокрастинации, повышению уверенности в своих возможностях, оптимизации самооценки, создания навыков эффективного планирования, а в условиях дистанционного обучения – регулирование эмоционального и психологического состояния всех участников образовательного процесса.
В завершении можно привести метафорическую трактовку понятия прокрастинации, данную М.А. Киселевой, которая продолжая известное высказывание «мы живем, пока существуют наши планы», уточняет «когда эти планы мы откладываем, мы откладываем собственную жизнь» [3].