После начала Специальной Военной Операции в 2022 году увольнение военных было приостановлено. Однако рассматриваемая тема была актуальной до СВО и будет такой являться после ее окончания. Оглянувшись на историю нашей страны, в которой быть офицером всегда считалось почетным, и сравнивая нынешние поколения, можно сделать вывод, что статус военнослужащих и престиж армии значительно упал. На это есть множество причин, но для нас представляют интерес вызывающие социальную дезадаптацию проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие после ухода со службы.
Увольнение офицеров из ВС РФ имеет отрицательный окрас в первую очередь из-за отсутствия гражданских специальностей и опыта работы в них. Работая годами в одной сфере и выполняя день за днем задачи и поручения определенного характера, военнослужащие в большинстве вырабатывают в себе совершенно иное мышление и поведение. Процесс ресоциализации офицеров, уволенных в запас, важен не только для каждого из них, но и для социума в целом. Обществу необходима стабильность и укрепление социальных структур. Успешно интегрированные в гражданскую жизнь бывшие военнослужащие могут привнести вклад в развитие страны с еще неизведанной для них экономической ниши.
Адаптация военнослужащих офицерского состава, уволенных в запас – это сложный комплекс новообразований, включающих в себя познание неведанных ранее социальных ролей, изменение ощущения себя и своего окружения, преобразование личности во всех сферах [5, с. 1-11].
Согласно результатам исследования Щипакова В. Э., основными трудностями, с которыми сталкиваются уволенные в запас офицеры, являются трудоустройство и профессиональный рост, первоочередно связанные с качеством программ обучения и переподготовки [1, с. 23-31]. В целом данные программы оцениваются положительно экспертами ресоциализации, однако при этом же ими подчеркивается необходимость их улучшения в некоторых особо важных аспектах – повышении качества образовательных программ, улучшении механизмов трудоустройства, обеспечении жильем и увеличении финансовой поддержки [1, с. 23-31; 4, с. 120-132].
Профессиональная адаптация военнослужащих состоит из ряда компонентов, каждый из которых представляет определенное направление. Так, можно выделить четыре основных: образовательный (приобретение новых необходимых знаний по выбранной специальности), психологический (внутреннее принятие новой неизвестной профессии), физический (возможности здоровья уволенного) и трудовой (непосредственная деятельность бывшего военнослужащего в рамках выбранной им новой профессии) аспекты [2, с. 153-158].
Здесь большое влияние должны оказывать региональные меры поддержки и общественные программы. Так местными органами разрабатываются и реализуются проекты оказания помощи в сферах здравоохранения, образования трудоустройства и социальной поддержки [1, с. 23-31]. Такие программы направлены не в частности на офицеров в запасе, но в принципе на уязвимые группы населения, нуждающиеся в ресурсах для положительной адаптации в социуме. В основу адаптации трудовой занятости бывших военнослужащих могут быть положены уже многим знакомые организации содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций, когда центры трудоустройства «передают в руки» бывших студентов потенциальным работодателям [4, с. 120-132]. Такой же механизм может быть применен в каждом субъекте РФ при взаимодействии Министерства обороны и региональных властей к уволенным в запас офицерам.
Стоит уделить также внимание повышению информированности о правах, существующих возможностях социальной поддержки и профессиональной переподготовки среди военнослужащих, так как многие не могут воспользоваться помощью в силу того, что просто не знают о ее существовании. Необходимая информация должна распространяться через доступные источники информации с подачи региональных структур власти.
Несмотря на поддержку со стороны государства, в большей степени на успешность ресоциализации бывший военнослужащих влияет внутренняя мотивация – психологический аспект – поддержка со стороны семьи, друзей, родственников и т. д. Перед офицерами стоит задача преодоления психологических и культурных барьеров, связанных с переходом к гражданской жизни. Именно поэтому также государственным структурам стоит обратить большее внимание социально-психологическому состоянию военнослужащих – психологическая подготовка перед увольнением и после как самим офицерам, так и членам их семей, интеграция в профессиональные сообщества и кружки по интересам и пр. [3, с. 159-165].
Так, например, С. Л. Косик предлагает за 1-2 года до возможного ухода со службы начинать проводить ознакомительные тренинги-семинары, посвященные ознакомлению с нынешним рынком труда, а также тактике поведения при поиске новой работы. При этом устраивать психодиагностику с целью выявления существующих внутренних барьеров при будущей смене места работы и профессии [5, с. 1-11]. Такой период, по мнению автора научных статей, мог бы облегчить военнослужащим процесс увольнения и первое время после него.
По мнению Т. А. Чертушкиной, «развитие социальной работы и пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей непосредственно взаимосвязано с развитием вооруженных сил в стране, состоянием ее экономики, уровнем национального дохода и повышением материального благосостояния людей» [6, с. 129-135].
Первоочередным программным документом социального планирования, на который опиралось Министерство обороны РФ в вопросе социальной адаптации, являлась Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 г. [7]. В данном документе от 28.03.2008 г. прописана система мер долгосрочного характера, основная цель которых – улучшение военно-социальной сферы в различных направлениях. Образование, медицина, культура, спорт, социально-бытовые условия, заработная плата, пенсия, денежное довольствие и социальная защита – те сферы, которые охватывает Стратегия социального развития.
Военнослужащие офицерского состава, уволенные в запас – вынесены в данном документы как отдельная социальная группа с соответствующими для них мероприятиями. Там прописаны такие меры по оказанию содействия в получении профессиональных навыков по гражданской специальности: развитие регионального комплекса военно-учебных центров; создание сети подготовительных центров при образовательных учреждениях высшего профессионального образования; переподготовка военнослужащих по гражданским специальностям в период прохождения военной службы по призыву [6, с. 129-135]. На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации можно ознакомиться с итогами социального развития ВС РФ в 2024 г. В относительно небольшой презентации, охватывающий целый год, освящены итоги во всех сферах – финансовое и жилищное обеспечение, образование, медицинское обеспечение, культурно-досуговое обслуживание, движение «ЮНАРМИЯ» и электронная приемная [8]. На данный момент итоги по работе с изучаемой социальной группой отсутствуют в силу того, что действует указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», фактически означающий, что все контракты продолжают действовать [9]. В настоящее время фокус смещен на оказание социальной помощи участникам СВО и их семьям. Однако, после окончания Специальной военной операции и отмены вышеупомянутого указа, изучаемая мною тема приобретет еще большую актуальность.
Социальная защита военнослужащих исторически складывалась как важнейшая система и элемент государственной политики, так как она непосредственно влияет на экономическую и социальную структуры страны. Военнослужащие офицерского состава, уволенные в запас, являются не только особой социальной группой, но и значимым трудовым ресурсом, который в умелых государственных руках сможет дважды послужить своему отечеству.
Из рассмотренного, можно сделать вывод, что в первую очередь государственным властям необходимо улучшить программы профессиональной переподготовки, оказать более значительную финансовую, жилищную поддержку, изменить подход к организационной помощи и донесению важной информации, связанной с правами и возможностями бывших военнослужащих. Также стоит обратить особое внимание развитию социальных и психологических программ, способных поднять моральный дух среди ушедших со службы офицеров. Отдав значительную часть своей жизни служению Родине, военный пенсионер заслуживает особого внимания со стороны государства.