Формирование речевых навыков у дошкольников с ОВЗ является важной задачей в работе педагогов и учителей-логопедов. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка. В речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Поэтому необходимо создавать вокруг детей благоприятную развивающую речевую среду. В связи с этим, важным условием в работе над формированием коммуникативно-речевых навыков становится правильный подбор игровых дидактических пособий.
Авторские дидактические игровые пособия – это пособия, разработанные индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта. Актуальность этих пособий заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, бывает очень трудно заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом.
Активизировать речевое развитие нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Современных детей очень сложно удивить просто картинками или книгами, именно поэтому мы решили некоторые сложные моменты обучения превратить в игру.
Упражнения и игры, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, воображения, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции.
Данные пособия могут быть использованы в индивидуальной и в подгрупповой работе. Пособия можно по необходимости пополнять другими играми и деталями.
Сейчас я сделаю обзор авторских дидактических пособий, которые успешно используются на логопедических занятиях.
Дидактическая игрушка «Лого-Лягушка». Для привлечения интереса ребёнка вовремя проведения артикуляционной гимнастики можно использовать дидактическую игрушку «Лого-Лягушка». С её помощью ребенок может, как самостоятельно воссоздать правильное положение органов артикуляции, так и проконтролировать выполнение артикуляционных упражнений.
Рюкзачок «Лого-Лягушка» используется в качестве сюрпризного момента, игрушка приходит в гости и приносит дидактический материал по постановке и автоматизации звуков в речи. Это пособие-рюкзачок, которое используется для игры «Чудесный мешочек». С ним проводятся игры и на развитие фонематического восприятия:
Например, игра «Прятки» – мы предлагаем ребенку спрятать ладошки в «Чудесный мешочек», услышав заданный звук, ребенок находит на ощупь игрушку, в названии которой есть заданный звук.
В игре «Слоговые игры» – Мы предлагаем ребенку находить игрушки с заданным количеством слогов на ощупь в «Чудесном мешочке».
В игре «Сортировка» – в рюкзачке спрятаны игрушки на дифференциацию звуков, ребенок достает и раскладывает игрушки и предметы на 2 группы с дифференцируемыми звуками.
Многофункциональное пособие «Лого-Лягушка «используется для игр по обучению грамоте. Например, игра «Найди букву»: в рюкзачке спрятаны буквы. Ребенка просим найти букву, которая похожа на турник, на молоточек, на стол, на домик. Ребенок соотносит зрительный образ буквы и предмета.
В игре «Проделки лягушки-Говорушки»: в рюкзачок спрятаны деревянные буквы без какого-либо элемента. Постарайтесь узнать буквы по этим фрагментам и сложить из них слово.
Дидактическое пособие «Горох». Данное пособие представляет собой вязаную игрушку-стручок гороха. Внутри стручка находятся цветные мягкие мячики-горошинки. Посередине стручка располагается молния, которая легко открывается и закрывается. В коррекционно-развивающей работе пособие используется для повышения интереса детей к логопедическим занятиям.
Одной из главных задач является развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–8 лет с речевой патологией. Данное пособие используется как тренажер для построения звуковых схем. Дети считают количество звуков, слогов в слове, а также наглядно могут увидеть, где находится первый и последний звук.
Данное пособие можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми и младшего дошкольного возраста для развития моторики, восприятия цвета, тактильных ощущений, обучения порядковому и количественному счету. Педагог предлагает расстегнуть, застегнуть молнию, достать мячики-горошки и покатать их по столу, проговаривая вместе со взрослым: «вперед»-«назад», покатать их между ладонями, сопровождая стихотворным текстом. Предлагаем ребенку выложить кружки-горошки в ряд, посчитать их, или выложить в определенной последовательности по речевой инструкции взрослого. Все эти задания малыши выполняют с интересом и огромной пользой для развития!
Многофункциональное дидактическое пособие «Гусеница. Пособие состоит из 7 разноцветных пенопластовых шаров, обвязанных разноцветными нитками, которые скреплены между собой кнопками. На каждом шаре находится карман, в который могут помещаться картинки на разные лексические темы, на различные звуки речи.
С помощью данного пособия на логопедических занятиях решаются задачи усвоения детьми лексико-грамматических категорий, формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза; познавательных процессов, развития связной речи, развития мелкой моторики.
Пособие «Гусеница» можно использовать для формирования навыка слогового анализа, передавать ритмический рисунок слова и дифференцировать слова с разным количеством слогов. Педагог предлагает детям собрать гусеницу – слоговичка в путешествие и объясняет, что она собирает только те предметы, в названии которых 2 слога. Соответственно, ребёнок, подбирая картинки, делит их на слоги и прикрепляет на гусеницу, объясняя свой выбор.
Эти игры можно использовать в разных возрастных категориях, адаптируя речевой материал и ставя задачи соответственно возрасту и возможностям детей.
Авторское дидактическое пособие «Книга из фетра». Данное пособие разработано и предназначено для в работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Пособие выполнено из фетра и представляет собой дом с комнатами, где живет кукла Маша. Актуальность этого дидактического пособия в том, что его использование способствует накоплению ребенком через игру сенсорных представлений, знакомит с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Рекомендуется в ходе игровой деятельности с материалами пособия максимально использовать сенсорно - моторные движения (побуждать ребёнка сжимать, гладить, тереть, по поверхности и т. д., говорить, что он видит, слышит, осязает).
Данное пособие стимулируют развитие речи, воображения, положительно сказываются на умственном развитии ребенка, помогают формировать в навыки, связанные с мелкой моторикой рук. Ценность пособия заключается в том, что оно используется в совместной деятельности взрослого и ребенка. Книга позволяет увлечь детей в долгий, интересный процесс игры, способствует обогащению словаря.