Главная
АИ #14 (249)
Статьи журнала АИ #14 (249)
Взаимосвязь уровня развития координационных способностей и спортивного результат...

Взаимосвязь уровня развития координационных способностей и спортивного результата стрелков из лука

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

стрелок
координация
ловкость
выстрел

Аннотация статьи

Совершенствование технического мастерства стрелков из лука невозможно без достаточного уровня координационных способностей. Факторами проявления ловкости в стрелковой деятельности служат координационная сложность, высокая точность и строго определенное время выполнения двигательной задачи. В статье будут освещены методы развития координационных способностей и их влияние на спортивный результат.

Текст статьи

Ловкость – это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности (Лях В. И., 2005).

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

  1. Способности человека к точному анализу движений;
  2. Деятельности анализаторов и особенно двигательного;
  3. Сложности двигательного задания;
  4. Уровня развития двигательных способностей (скоростные
  5. Способности, динамическая сила, гибкость и т. д.);
  6. Генетических данных (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2001; Лях В. И., 2005).

В стрелковых видах спорта проявление разновидности координационных качеств является основой мастерства спортсмена и имеет прикладное значение.

Развитие и совершенствование координации происходит задолго до спортивной деятельности человека и продолжается в течение индивидуальной жизни. В управлении движениями участвуют различные системы организма спортсмена. В процессе управления движениями спортсменов участвует ряд качественных сторон двигательных действий, которые характеризуются как ловкость, точность, равновесие, гибкость, подвижность, меткость, ритмичность. Все они имеют определение координационных способностей. В стрелковой деятельности структура и проявление качественных сторон координационных способностей определяет технику построения выстрела, поскольку, процесс управления техническими действиями стрелка направлен на достижение количественного результата.

Факторами проявления ловкости в стрелковой деятельности могут служить координационная сложность, высокая точность и строго определенное время выполнения двигательной задачи. Чем лучше пространственные, временные и силовые характеристики, тем экономичнее действия, и тем меньше времени занимающийся затрачивает на их усвоение, тем выше уровень его ловкости. В понятие «ловкость» входит также умение приспосабливаться к изменяющимся погодным условиям при стрельбе на открытом воздухе: дождь, ветер, изменения температуры, освещения, и т. д.

Основное содержание ловкости составляет следующие компоненты: латентный период решения двигательных задач; быстрота моторного компонента; синхронизация двигательных и вегетативных функций. В стрелковых видах спорта латентный период заключается в реакции производства выстрела в момент наведения прицела в центр мишени. Условным сигналом здесь является момент совпадения «мушки» прицела с точкой прицеливания. Увеличение латентного времени воспроизводства выстрела ведет к раскоординации системы «стрелок-оружие», в работу начинают включаться большие двигательные единицы, участвующие в статическом удержании лука, режим двигательной активности увеличивается, при этом, увеличивается излишнее напряжение, как следствие, появляется усталость, увеличивается тремор, меняется проекция прицеливания, «плоскость» лука.

Быстрота моторного компонента является важной составляющей ловкости. Мышечные волокна обладают разной скоростью сокращения. При управлении движением, кроме выбора нужных мышечных групп и своевременного включения их в работу, центральная нервная система регулирует степень их напряжения. Учитывая тот факт, что в стрельбе из лука при выполнении двигательных действий («изготовки» стрелка, удержания лука при прицеливании, и производства выстрела) участвует определенное неизменное количество мышечных групп количество двигательных единиц, участвующих в работе, всегда является неизменным. Выбор режима их двигательной активности должен быть так же неизменным.

Экономичность мышечных усилий является одним из важных показателей развития ловкости. С повышением двигательного опыта, по сравнению с новичками, возрастает экономичность двигательных усилий, у новичков на освоение двигательного навыка затрачивается неоправданно много лишних усилий [3, с. 29-49].

Дифференцировка временных параметров двигательного времени, т. е. «чувство времени» присуще высококвалифицированным стрелкам. Оно позволяет правильно определить скорость выполнения каждого элемента выстрела во всех фазах его выполнения, рационально распределить усилия, сохранив их до окончания соревнований. Ориентация во времени позволяет своевременно распределит свои усилия по скорости выполнения выстрела в нестандартных условиях, при распределении выстрелов в серию. Кроме того, это дает возможность определить соотношение работы и отдыха, определить период восстановления после предыдущего выстрела. При недостаточном отдыхе мышечное напряжение становится чрезмерным, что ведет к снижению координации движений [1].

Проявление ловкости в значительной степени определяется уровнем развития силовых возможностей, степенью проявления быстроты, выносливости. Так, время устойчивого удержания лука в момент прицеливания в значительной мере обусловлено силой работающих мышц и способностью стрелка к длительной физической нагрузке, а скорость выполнения выстрела в значительной мере обусловлена быстротой включения в работу активных двигательных единиц. На совершенствование ловкости влияют и двигательные координации: точность, подвижность, гибкость, равновесие и другие. Качество стрелкового действия в большей степени определяется точностью выполнения каждого его элемента. Момент начала выстрела, выпуск тетивы, в решающей степени определяет точность полета стрелы, определяет траекторию их полета [6, с. 5].

При выполнении двигательных действий значительная роль отводится сенсорным коррекциям, т. е. информации, поступающей от мышц и внутренних органов. В проявлениях ловкости значительна роль информации, получаемой от зрительных, кинестетических, вестибулярных, тактильных, и слуховых анализаторов, свидетельствующих о характере и степени точности выполняемого движения.

Каждое физическое упражнение имеет определенную структуру, так как направляется по своим конкретным каналам в систему управления. Здесь играет роль образное мышление. Такие понятия, как «чувство выстрела», «чувство дистанции», «чувство полета стрелы», и другие, дают возможность соизмерить свои движения в стрелковой деятельности, определить способ ведения стрельбы в различных условиях: в зале, на улице, при изменениях погодных условий и т. д. Выполнение правильного выстрела возможно при достаточном уровне развития ловкости. Нестандартные условия наиболее характерны на открытом воздухе, при изменении погодных условий, изменения температуры, влажности воздуха, освещенности.

Выполняя двигательную задачу, стрелок должен определить направление ветра, дождя, принять быстрое решение в выборе поправки или выноса прицела, и др. Эффективность этих действий возможна при реализации следующих условий: наличие у стрелка правильно сформированного чувства времени; способность к предвидению ситуации укорачивает реакцию выбора или латентное время, а также, при стрельбе по «летящей мишени» или движущемуся объекту – укорачивает реакцию на движущийся объект; способность к быстрому переключению внимания.

Большое значение при этом, имеет способность точно воспринимать и оценивать свои движения в пространстве. Чем выше восприимчивость точного ощущения собственных движений и ощущений управления оружием, тем быстрее и качественнее стрелок выполняет выстрел, или овладевает новыми движениями. При точной оценке пространственных движений и грают роль анализаторы. Также нестандартные условия касаются размера стрелковой площадки. Вытянутая вперед стрелковая площадка, визуально увеличивает размер дистанции. Достаточно широкая стрелковая площадка визуально укорачивает длину дистанции. Яркость освещения также может визуально искажать расстояние между линией стрельбы и линией мишени. Расположение мишени на квадратном щите в виде квадрата, ромба или круглой мишени пространственно концентрирует или увеличивает площадь мишени за счет «углов свободы». Для развития пространственных ощущений, способности дифференцирования пространственных параметров и восприятий необходимо проводить занятия на спортивных площадках больших или меньших размеров, чем стандартные. Это дает возможность более точно соизмерять субъективные, в выборе правильного соотношения мышечных усилий в системе «стрелок-оружие»; и объективные пространственные характеристики, а так-же, возможность более точной оценке расстояний. Адекватная оценка расстояния помогает ориентации в выборе траектории движения движущегося объекта; при выборе расстояния и коррекции прицела в полевой стрельбе. Зеркальное выполнение упражнения, стрельба перед зеркалом, стрельба с закрытыми глазами способствует совершенствованию способности к точному различению субъективных и объективных пространственных характеристик, тренировке тонких мышечных ощущений, тренировке сенсорных анализаторов. Кроме того, для тренировки зрительного анализатора полезна стрельба на дальние расстояния по уменьшенной мишени, или мишени без углов, поскольку углы дают ощущение увеличения пространства.

В стрелковых видах спорта одним из факторов, обуславливающих развитие ловкости, является учет типологических особенностей центральной нервной системы. Спортсмены с устойчивой нервной системой легче ориентируются в выполнении двигательной задачи.

В научно-методической литературе предлагаются различные способы и критерии оценки показателей ловкости. В стрелковых видах спорта критерии оценки ловкости сводятся:

  • к соответствию выполняемого стрелкового движения его пространственно-временным характеристикам;
  • времени выполнения одиночного выстрела;
  • времени выполнения серии выстрелов;
  • времени распределения выстрелов в серию;
  • сохранении скорости выполнения одиночного выстрела;
  • сохранении темпа стрельбы в серии;
  • степени соответствия силы натяжения тетивы силе лука;
  • устойчивости системы «стрелок-оружие» в заданное время;
  • времени устойчивого удержания оружия в положении прицеливания;
  • степени сохранения проекции тетивы по отношению к «окну» лука;
  • степени сохранения «плоскости» выполняемого стрелкового движения с «плоскостью» лука;
  • степени сохранения «плоскости» лука после выстрела;
  • степени пространственного удержания лука левой рукой в момент выстрела; 
  • точности ощущения положения тела и отдельных его звеньев с закрытыми глазами;
  • пространственное соизмерение длины дистанции;
  • соотношение линии стрельбы к линии мишени, соответствие места стрелка к мишени;
  • точность оценки расстояния.

Методические приемы, используемые для совершенствования координационных способностей стрелков из лука.

Способы совершенствования координационных способностей:

  • удлинение времени сохранения неустойчивой позы;
  • временное исключение или ограничение зрительного самоконтроля;
  • уменьшение площади опоры;
  • введение неустойчивой опоры;
  • включение предварительных и сопутствующих движений, затрудняющих сохранение равновесия;
  • использование условий естественной среды, усложняющих поддержание равновесия;
  • применение видов спорта сходных по характеру движений и мышечных ощущений с основными движениями стрелка;
  • применение тренажерных устройств и приспособлений;
  • выполнение упражнений на чувства ритма и времени;
  • продление фазы неподвижной фиксации тела в позе «ласточка» в положения горизонтального наклона туловища назад в стойке на одной ноге, в стойке на руках и т. д.;
  • статические упражнения и повороты на гимнастическом бревне или сохранение стойки при натянутом луке с повязкой на глазах;
  • выполнение стрелковых упражнений с закрытыми глазами, в зеркальном отражении;
  • статические и динамические упражнения на рейке гимнастической скамейки; подскоки и другие перемещения на одной ноге;
  • обще-развивающие упражнения на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке;
  • фиксация статических положений после вращательных движений (на полу, на гимнастическом бревне, на льду и т. п.); жонглирование мячами или другими предметами в неустойчивой позе (в стойке на одной ноге, в положении «ласточка» и т. п.);
  • упражнения на прицеливание при сильном ветре, дожде, зное.

При этом можно использовать все виды пулевой стрельбы, дартс, волейбол, баскетбол, футбол, игру в теннис большой, малый, гольф, гимнастические упражнения, акробатику и др. [5].

Выполнение выстрела по фазам согласно времени или с помощью маятника, занятия ритмикой, танцами, аэробикой, мысленное воспроизведение различных отрезков времени и др.

Все эти упражнения нацелены на улучшение такого физического качества как ловкость, что в дальнейшем приводит к повышению спортивного результата стрелков из лука.

Список литературы

  1. Володина И.С. Исследование эффективности применения «принципа маятника» на пред соревновательном этапе подготовке стрелков. Дисс. канд. наук. – М.:1976 – 151 с.
  2. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 9. – С. 5-7.
  3. Коренберг В.Б. Двигательные умения и навыки (нетрадиционные кинезиологические представления): Сб. науч. Трудов / Под. ред. Коренберга В.Б. / Малаховка, 1991. – С 29-49.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания спорта. – М: Академия, 2001.
  5. Торопов В.А. Теория и практика эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из личного оружия: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08: СПб., 2001. – 341 c.
  6. Шилин Ю.Н. Физическая подготовка стрелков из лука / Ю.Н. Шилин. Лекция для студентов РГУФК. М., 1995, С. 5.

Поделиться

100

Биликтуева С. Э. Взаимосвязь уровня развития координационных способностей и спортивного результата стрелков из лука // Актуальные исследования. 2025. №14 (249). Ч.II. С. 83-86. URL: https://apni.ru/article/11663-vzaimosvyaz-urovnya-razvitiya-koordinacionnyh-sposobnostej-i-sportivnogo-rezultat-strelkov-iz-luka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая