Стадия возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве является первой и самостоятельной стадией в досудебном производстве, поскольку именно на этой стадии принимается решение о возможном возбуждении уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела, полученная информация о преступлении должна пройти определенную фильтрацию, в виде проверки сообщения о преступлении, которая осуществляется в порядке ст. 144 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) [8].
При проверке сообщения о преступлении уполномоченное лицо вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Следует отметить, что полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 и 89 УПК РФ.
Права участвующих лиц при проверке сообщения о преступлении определены в ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ. Согласно которой они должны быть ознакомлены с их правами и обязанностями, предусмотренными УПК РФ. Эти лица наделяются правом не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, использовать право на безопасность в ходе досудебного производства, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения лица, уполномоченного на проверку сообщения о преступлении [6, с. 283-288].
В качестве обязанностей данных лиц указывается: неразглашении данных досудебного производства.
Исходя из системного анализа положений Раздела II УПК РФ и ст. 144 УПК РФ, можно выделить различные группы участников доследственной проверки [5, с. 1474-1481].
Первая группа включает участников, которые представляют обвинение в уголовно-процессуальных отношениях. Эта группа наиболее многочисленная по количеству участников. В нее входят должностные лица правоохранительных органов, такие как следователь, дознаватель, орган дознания, руководитель следственного органа, а также частный обвинитель, гражданский истец, а также их представители. Следует учитывать, что гражданский истец может появиться только после возбуждения уголовного дела, при наличии постановления дознавателя, следователя или суда. Частный обвинитель, в свою очередь, появляется в уголовном процессе, возбуждаемом по делам частного обвинения, непосредственно в мировом суде. В таких случаях доследственная проверка в смысле ст. 144 УПК РФ не проводится.
Во вторую группу следует включить лицо, которое фактически пострадало от совершения преступления. В эту группу также можно отнести и тех, кто сообщил о совершении противоправных действий в отношении себя, и тех лиц, которые подали заявление о преступлении в защиту своих прав и законных интересов и другие.
К третьей группе относится лицо, на которое указали заявитель или очевидцы, как на совершившее преступление.
Необходимо отметить, что предложенная отдельными исследователями позиция, в соответствии с которой последнюю категорию лиц подлежит рассматривать в качестве подозреваемых, противоречит смыслу института подозреваемого в отечественном уголовно-процессуальном праве [4, с. 80-89].
В ч. 1 ст. 46 УПК РФ содержатся основания для наделения лица статусом подозреваемого. Именно поэтому возбуждение уголовного дела в отношении лица, либо его задержание, либо применение меры пресечения, до предъявления обвинения или уведомление о подозрении в совершении неразрывно связывают момент перехода этого лица в стадию предварительного расследования и наделения его статусом подозреваемого.
На момент проведения проверки сообщения о преступлении, лицо, которое в будущем может стать подозреваемым или обвиняемым ограничивается в своих правах еще до перехода в стадию предварительного расследования и наделения его соответствующим статусом. Из этого следует необходимость введения процессуального статуса этого лица. Вместе с тем, в научной литературе отмечается наличие противоположных точек зрения. Так, Е. В. Сопнева, А. А. Давлетов, А. Н. Заливин и другие авторы настаивают на необходимости закрепления фигуры «заподозренного» в УПК РФ. Однако Смолькова И. В. в своей статье «Нужна ли фигура «заподозренного» в уголовном судопроизводстве?» указывает на то, что введение такой процессуальной фигуры приведёт к избыточному усложнению законодательства и нарушению принципа процессуальной экономии [1, с. 70-77]. Автор справедливо замечает, что главным является не наименование статуса лица, а наличие у него реальных гарантий прав и свобод, в первую очередь – права на защиту.
К четвертой группе участников доследственной проверки необходимо отнести лиц, которые располагают какими-либо сведениями о событии преступления. На последующих стадиях уголовного судопроизводства таким лицом является свидетель.
В пятую группу участников проверки сообщения о преступлении входят лица, которые выполняют вспомогательные функции при осуществлении проверки сообщений о преступлениях: эксперты, специалисты, понятые, переводчики.
Анализируя права, закрепленные за фактически задержанным и подозреваемыми, следует подчеркнуть, что у подозреваемого предусмотрено двенадцать прав, в то время как у лица, лишенного свободы передвижения, их – четыре [7, с. 31-34]. Нам кажется, что такой огромный разрыв в правах лица, фактически лишённого свободы передвижения, может привести к превышению правоприменителем своих должностных полномочий в отношении этого лица, так как юридически данное лицо не имеет права заявлять ходатайства, бесплатно пользоваться помощью переводчика, знать по какой причине его лишили свободы передвижения.
Вышеперечисленное поднимает важный вопрос: как следует трактовать права заподозренного? Думается рассмотреть возможность определения процессуального статуса лица, фактически задержанного в главе 12 УПК РФ с регламентацией фактического задержания.
В постановлениях Верховного Суда РФ также содержатся основания для введения в УПК РФ понятия заподозренного. Например, в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ указано: «Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан, исключительно на основании того, что они не были признаны участниками уголовного процесса в соответствии с законом, поскольку обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, должно основываться на фактическом положении этого лица, которое нуждается в защите соответствующих прав».
В свете вышеизложенных положений необходимо обратить внимание на возможность осуществления права на обжалование в соответствии с фактическим положением лица. Характеристика такого положения позволяет обеспечить его правовым статусом заподозренного.
Цель фактического задержания состоит в том, чтобы предотвратить совершение преступлений в дальнейшем, препятствовать скрытию лица от следователя или дознавателя, при этом при задержании лицо, скорее всего, рассматривается как заподозренное, а не подозреваемое, что может быть подтверждено результатами анализа уголовных дел, расследованных сотрудниками правоохранительных органов в 2023 г., так:
- 24% лицо было задержано во время совершения преступления, в 30% после его совершения (такое лицо можно назвать заподозренным);
- 45% на него указали как на лицо, совершившее преступление (такую информацию можно получить в рамках вне (до) процессуальной деятельности);
- 1% у лица не было постоянного места жительства (такую информацию нельзя признать основанием для формулирования подозрения) [3, с. 55-63].
Таким образом, имеются все необходимые условия для установления процессуального статуса, заподозренного как формы реализации подозрения при проверке сообщения о преступлении.
Процессуальный статус заподозренного может быть представлен такими элементами, как понятие, права и обязанности, момент появления и прекращения действия, способ фиксации, гарантии соблюдения его прав, свобод и законных интересов, закреплен в одной статье УПК РФ вместе с регламентацией фактического задержания в главе 12 УПК РФ.
На наш взгляд, указанные меры должны предоставить фактически задержанному заподозренному возможность процессуально противостоять изобличению в совершении преступления на стадии возбуждения уголовного дела.