Статья посвящена изучению методов и инструментов, используемых для автоматизации налоговых процессов, таких как: электронная подача деклараций, использование больших данных и аналитики, внедрение технологий блокчейн в налоговое администрирование. Рассматриваются основные проблемы, такие как безопасность данных, доступность и равенство, а также обучение и подготовка кадров. Подчеркивается необходимость улучшения финансовой базы муниципалитетов.
В настоящее время цифровая трансформация влияет на все аспекты нашей жизни, включая налоговые правоотношения. В связи с быстрым развитием информационных технологий мы наблюдаем, как они не только изменяют методы налогообложения, но и формируют новые стандарты взаимодействия между налогоплательщиками и государственными органами.
Внедрение цифровых решений в налоговую сферу приносит с собой множество преимуществ: упрощение процедур, сокращение времени на исполнение налоговых обязанностей, увеличение прозрачности и уменьшение налоговых издержек.
Рассматривая положительные стороны цифровизации налоговых правоотношений, необходимо выделить внедрение электронной подачи налоговых деклараций. В частности, приказом Федеральной налоговой службы России от 19 сентября 2024 года № ЕД-7-11/757@ была утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) [1]. Электронная подача позволяет минимизировать ошибки, связанные с ручным вводом данных, а также оперативно получать подтверждения о ее принятии. С внедрением таких технологий налогоплательщики получают возможность более удобно и быстро выполнять свои обязательства, что, безусловно, является важным шагом в сторону оптимизации налогового администрирования в стране. Таким образом, переход к электронной подаче деклараций способствует не только повышению прозрачности процессов, но и созданию более комфортных условий для граждан и бизнеса в целом [2].
Также стоит выделить использование больших данных и аналитики. С помощью продвинутых алгоритмов налоговые органы могут не только выявлять схемы уклонения от уплаты налогов, но и точно прогнозировать доходы бюджета, а также оценивать эффективность действующей налоговой политики [3]. Большие данные дают возможность быстрее реагировать на изменения экономической ситуации, что значительно повышает уровень налогового управления. Кроме того, внедрение технологий блокчейн позволяет повысить прозрачность и надежность налоговых процессов. Например, с 1 января 2025 года в России планируют ввести новые правила налогообложения криптовалют. Налоговые органы будут активно отслеживать действия в сфере криптовалют, прибегая к анализу блокчейн-транзакций, запросам данных от криптобирж и мониторингу банковских переводов [4].
Однако вместе с этими позитивными аспектами возникают и значительные вызовы. Следовательно, обсуждение цифровой трансформации налоговых правоотношений становится не просто актуальной, а необходимой для подготовки к будущим вызовам.
Несмотря на то, что блокчейн представляет собой защищенную систему для хранения данных, он не является абсолютно безопасным и требует постоянного обновления. Налоговые законы и правила со временем меняются, следовательно, платформы, использующие блокчейн для налоговых целей, должны быть обновлены, чтобы соответствовать новым требованиям. Это может включать обновления алгоритмов, определяющих расчеты налогов. Не стоит забывать о том, что цифровые платформы подвержены кибератакам и утечкам информации, что требует внедрения надежной защиты. Необходимо разрабатывать и внедрять стандарты информационной безопасности, чтобы гарантировать конфиденциальность и целостность данных [5, с. 8].
Стоит обратить внимание на отсутствие интернета или цифровых устройств у граждан, это также может привести к неравенству среди налогоплательщиков. Следовательно, государствам следует стремиться работать над обеспечением равноправного доступа ко всем цифровым сервисам, чтобы каждый мог воспользоваться преимуществами цифровизации. Также переход к цифровым технологиям требует немалых усилий в сфере обучения и подготовки специалистов как в государственных органах, так и среди самих налогоплательщиков.
Таким образом, цифровизация налоговых правоотношений представляет собой мощный инструмент для повышения эффективности и прозрачности, но требует тщательного подхода к вопросам безопасности, доступности и обучению, чтобы минимизировать негативные последствия.
В сочетании с законодательными реформами, направленными на усиление автономии местных органов власти, цифровизация значительно улучшает выполнение функций местного самоуправления. Автоматизированные системы сбора и распределения налогов позволяют оптимизировать бюджетный процесс и повысить прозрачность использования бюджетных средств. Законодательные реформы, направленные на усиление автономии местных органов власти, способствуют повышению эффективности выполнения функций местного самоуправления [6, с. 16-17].
Таким образом, цифровизация налоговых правоотношений представляет собой сложный и многогранный процесс, сопровождающийся значительными вызовами и перспективами. Современные технологии предоставляют уникальные возможности для улучшения налогового администрирования, однако требуют внимательного подхода к вопросам безопасности, доступности и подготовки кадров. Важную роль играет и законодательная база, направленная на поддержку автономии муниципалитетов и повышение эффективности функционирования местного самоуправления. Только комплексный подход позволит реализовать потенциал цифровизации и создать условия для устойчивого развития экономики и общества.