Главная
АИ #14 (249)
Статьи журнала АИ #14 (249)
Цифровизация налоговых правоотношений: вызовы и перспективы

Цифровизация налоговых правоотношений: вызовы и перспективы

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

цифровизация
автоматизация налоговых процессов
технологии блокчейн
улучшение финансовой базы муниципалитетов

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению методов и инструментов, используемых для автоматизации налоговых процессов, таких как: электронная подача деклараций, использование больших данных и аналитики, внедрение технологий блокчейн в налоговое администрирование. Рассматриваются основные проблемы, такие как безопасность данных, доступность и равенство, а также обучение и подготовка кадров. Подчеркивается необходимость улучшения финансовой базы муниципалитетов.

Текст статьи

Статья посвящена изучению методов и инструментов, используемых для автоматизации налоговых процессов, таких как: электронная подача деклараций, использование больших данных и аналитики, внедрение технологий блокчейн в налоговое администрирование. Рассматриваются основные проблемы, такие как безопасность данных, доступность и равенство, а также обучение и подготовка кадров. Подчеркивается необходимость улучшения финансовой базы муниципалитетов.

В настоящее время цифровая трансформация влияет на все аспекты нашей жизни, включая налоговые правоотношения. В связи с быстрым развитием информационных технологий мы наблюдаем, как они не только изменяют методы налогообложения, но и формируют новые стандарты взаимодействия между налогоплательщиками и государственными органами.

Внедрение цифровых решений в налоговую сферу приносит с собой множество преимуществ: упрощение процедур, сокращение времени на исполнение налоговых обязанностей, увеличение прозрачности и уменьшение налоговых издержек.

Рассматривая положительные стороны цифровизации налоговых правоотношений, необходимо выделить внедрение электронной подачи налоговых деклараций. В частности, приказом Федеральной налоговой службы России от 19 сентября 2024 года № ЕД-7-11/757@ была утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) [1]. Электронная подача позволяет минимизировать ошибки, связанные с ручным вводом данных, а также оперативно получать подтверждения о ее принятии. С внедрением таких технологий налогоплательщики получают возможность более удобно и быстро выполнять свои обязательства, что, безусловно, является важным шагом в сторону оптимизации налогового администрирования в стране. Таким образом, переход к электронной подаче деклараций способствует не только повышению прозрачности процессов, но и созданию более комфортных условий для граждан и бизнеса в целом [2].

Также стоит выделить использование больших данных и аналитики. С помощью продвинутых алгоритмов налоговые органы могут не только выявлять схемы уклонения от уплаты налогов, но и точно прогнозировать доходы бюджета, а также оценивать эффективность действующей налоговой политики [3]. Большие данные дают возможность быстрее реагировать на изменения экономической ситуации, что значительно повышает уровень налогового управления. Кроме того, внедрение технологий блокчейн позволяет повысить прозрачность и надежность налоговых процессов. Например, с 1 января 2025 года в России планируют ввести новые правила налогообложения криптовалют. Налоговые органы будут активно отслеживать действия в сфере криптовалют, прибегая к анализу блокчейн-транзакций, запросам данных от криптобирж и мониторингу банковских переводов [4].

Однако вместе с этими позитивными аспектами возникают и значительные вызовы. Следовательно, обсуждение цифровой трансформации налоговых правоотношений становится не просто актуальной, а необходимой для подготовки к будущим вызовам.

Несмотря на то, что блокчейн представляет собой защищенную систему для хранения данных, он не является абсолютно безопасным и требует постоянного обновления. Налоговые законы и правила со временем меняются, следовательно, платформы, использующие блокчейн для налоговых целей, должны быть обновлены, чтобы соответствовать новым требованиям. Это может включать обновления алгоритмов, определяющих расчеты налогов. Не стоит забывать о том, что цифровые платформы подвержены кибератакам и утечкам информации, что требует внедрения надежной защиты. Необходимо разрабатывать и внедрять стандарты информационной безопасности, чтобы гарантировать конфиденциальность и целостность данных [5, с. 8].

Стоит обратить внимание на отсутствие интернета или цифровых устройств у граждан, это также может привести к неравенству среди налогоплательщиков. Следовательно, государствам следует стремиться работать над обеспечением равноправного доступа ко всем цифровым сервисам, чтобы каждый мог воспользоваться преимуществами цифровизации. Также переход к цифровым технологиям требует немалых усилий в сфере обучения и подготовки специалистов как в государственных органах, так и среди самих налогоплательщиков.

Таким образом, цифровизация налоговых правоотношений представляет собой мощный инструмент для повышения эффективности и прозрачности, но требует тщательного подхода к вопросам безопасности, доступности и обучению, чтобы минимизировать негативные последствия.

В сочетании с законодательными реформами, направленными на усиление автономии местных органов власти, цифровизация значительно улучшает выполнение функций местного самоуправления. Автоматизированные системы сбора и распределения налогов позволяют оптимизировать бюджетный процесс и повысить прозрачность использования бюджетных средств. Законодательные реформы, направленные на усиление автономии местных органов власти, способствуют повышению эффективности выполнения функций местного самоуправления [6, с. 16-17].

Таким образом, цифровизация налоговых правоотношений представляет собой сложный и многогранный процесс, сопровождающийся значительными вызовами и перспективами. Современные технологии предоставляют уникальные возможности для улучшения налогового администрирования, однако требуют внимательного подхода к вопросам безопасности, доступности и подготовки кадров. Важную роль играет и законодательная база, направленная на поддержку автономии муниципалитетов и повышение эффективности функционирования местного самоуправления. Только комплексный подход позволит реализовать потенциал цифровизации и создать условия для устойчивого развития экономики и общества.

Список литературы

  1. Федеральная налоговая служба / Приказ ФНС России от 19.09.20204 № ЕД-7-11/757@ // [Электронный ресурс] – Режим доступа: Приказ от 19.09.2024 № ЕД-7-11/757@ | ФНС России | 02 Республика Башкортостан.
  2. БухСофт / Информационный портал для бухгалтерии МСП @ // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.buhsoft.ru/article/5059-edinaya-uproshchennaya-deklaratsiya.
  3. Федеральная налоговая служба / Деятельность ФНС России // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn02/news/activities_fts/16167047/.
  4. Федеральная налоговая служба /Новости налогового законодательства @ // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn52/news/tax_doc_news/15563637/.
  5. Организация объединённых наций / Использование технологии блокчейн в целях устойчивого развития: перспективы и проблемы // 2021 - E/CN.16/2021/3 – С. 8.
  6. Соколова А.И. Актуальные проблемы цифровизации местного самоуправления // Учебное пособие – 2020 - УДК 342 ББК 67.400.7 В 20 – С. 16-17.

Поделиться

126

Закирова А. Р. Цифровизация налоговых правоотношений: вызовы и перспективы // Актуальные исследования. 2025. №14 (249). Ч.II. С. 15-17. URL: https://apni.ru/article/11678-cifrovizaciya-nalogovyh-pravootnoshenij-vyzovy-i-perspektivy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая