Методологические основы и научно-методический аппарат анализа и оценки эффективности социально-экономических последствий проведения крупных спортивных мероприятий
научный журнал «Актуальные исследования» #17 (20), сентябрь '20

Методологические основы и научно-методический аппарат анализа и оценки эффективности социально-экономических последствий проведения крупных спортивных мероприятий

В статье раскрыты основные индикаторы для измерения потенциального влияния Олимпийских Игр на развитие экономической, социально-культурной и экологической составляющей при выборе Города-организатора.

Аннотация статьи
спортивные объекты
международный стандарт
Международный Олимпийский комитет
Параолимпийские игры
Олимпийские Игры
качество жизни
Ключевые слова

В настоящее время особое значение приобретают исследования влияния крупных спортивных мероприятий, в том числе Олимпийских Игр на социальное и экономическое развитие принимающих их государств и регионов. Международный Олимпийский комитет разработал систему, благодаря которой было бы возможно получать достаточно полный отчет о влиянии Олимпийских Игр [1]. Несомненным плюсом данного исследования является его сопоставимость между различными Олимпиадами. Исследование влияния Олимпийских Игр предлагает ряд индикаторов для измерения потенциального влияния Игр. Влияние Игр измеряется последовательным образом от одних Олимпийских Игр к другим, данная процедура одинакова для всех Олимпиад и совместима с индивидуальным характером каждой из них [1, 2, 3].

Область исследования влияния Олимпийских Игр охватывает три международно признанных области устойчивого развития (экономическую, социально-культурную и экологическую).

Предлагаются три территориальных понятия для учета различных областей, попадающих под организацию и влияние Олимпийских Игр. Это страна, регион и город.

Исследование влияния Олимпийских Игр охватывает период в двенадцать лет. Данный период начинается за 2 (два) года до выбора города-организатора и продолжается до того, пока после проведения Игр не пройдет 3 (три) года.

При оценке влияния необходимо проводить как количественную, так и качественную меру изменений или результатов, вызванных проведением Игр. Выявить прямую причинно-следственную связь между проведением Игр и происходящими изменениями достаточно сложно, поскольку не существует единого критерия для определения влияния. Наиболее применимы ряд критериев и показателей, которые могут быть связаны с определенными основополагающими ситуациями. Однако, это не статические взаимоотношения и следует учитывать, что игры всегда проходят в контексте развития города/региона, национального (а также международного) развития.

Международный Олимпийский комитет предложил использовать ряд показателей, или индикаторов, для оценки влияния Игр. Все индикаторы влияния Олимпийских Игр должны сообщать о воздействии организации Игр на местном, городском или национальном уровне. В пределах каждого индикатора должен быть «элемент контекста» или основание, и «элемент мероприятия» или компонент воздействия [4, 6, 11].

Используют две категории индикаторов:

  • индикаторы контекста (ситуации);
  • индикаторы мероприятий.

Для исследования влияния Олимпийских Игр индикаторы классифицируются по трем категориям:

  • обязательные;
  • необязательные;
  • дополнительные (как предложено организационным комитетом или независимой организацией, проводящей исследование).

Индикатор контекста характеризует, в основном, среду, в которой будут проходить Игры, и не связан с Играми напрямую. Такие индикаторы контролируют общие данные в пределах города-организатора Игр и его региона, такие как уровень преступности, спортивную культуру общества, общественный транспорт, уровень образования и качество воды. Они помогают в понимании общего контекста, давая краткую характеристику местной окружающей обстановки.

Организация Олимпийских Игр порождает активную деятельность во всем ее многообразии, начиная с деятельности, являющейся прямым результатом организации Игр. Начиная с строительства объектов проведения соревнований или Олимпийской деревни, и заканчивая деятельностью, носящей более косвенный характер, такой как Национальное спортивное развитие, развитие инфраструктуры гостиниц или вызванное Олимпиадой жилищное строительство в городе.

Индикатор мероприятий служит для измерения чего-либо, напрямую связанное со спортивным мероприятием.

Наблюдая в течение долгого времени за индикаторами контекста, можно понять общее развитие ситуации, в которой влияние Игр будет измерено индикаторами мероприятий.

В анализе экономической сферы МОК рекомендует использовать более 40 индикаторов, среди которых особое внимание уделяется занятости населения и уровню жизни в регионе и в стране в целом. Представляется интересным рассмотреть следующие показатели: занятость, в том числе связанная с проведением Олимпийских мероприятий, возникновения предприятий, связанных со спортивными мероприятиями, изменения индекса цен, рынка недвижимости и инфраструктуры жилья [10]. Занятость населения оценивается с помощью ряда показателей, таких как уровень занятости, занятость по виду экономической деятельности, возможность трудоустройства людей с ограниченными возможностями, также оцениваются рабочие места, созданные в связи с Олимпиадой.

Общий индикатор группирует четыре параметра, обозначающих участие населения в экономической деятельности города:

1. Уровень глобальной деятельности: соотношение между количеством экономически активного населения и постоянным населением;

2. Долю женщин в экономически активном населении;

3. Уровень безработицы;

4. Уровень чистой миграции: соотношение разницы между количеством иммигрантов и количеством эмигрантов (миграционный баланс) к численности постоянного населения.

Анализ влияния должен производиться не только на уровне региона, но и на уровне страны, поскольку сравнение региональных и национальных данных делает возможным оценить воздействие спортивных мероприятий.

Единица измерения, общая для всех четырех параметров – это доля лиц, имеющих отношение к ним. Необходимая информация собирается каждый год компетентными национальными и региональными органами.

При анализе показателя, оценивающего рабочие места, созданные в связи со спортивными мероприятиями, учитывается количество рабочих мест, фактически созданных, для того, чтобы осуществить олимпийские мероприятия и другие мероприятия, связанные с ними в рамках частных и государственных предприятий – партнеров.

Одновременно с занятостью растет и количеством предприятий, связанных с Олимпиадой, как непосредственно в регионе их проведения, так и в целом в стране. Для оценки влияния Игр на бизнес используется, в том числе такой показатель как «новые виды бизнеса, связанного с Олимпийскими/Параолимпийскими Играми». Индикатор описывает вновь созданные виды бизнеса, которые имеют прямое отношение к Олимпийским и Параолимпийским играм. Отслеживается число новых видов бизнеса и количество созданных рабочих мест [5, 8]. Олимпийские и Параолимпийские игры могут предоставить возможность для создания малых и средних предприятий, которые могут развивать и находить новые рынки в спортивных технологиях, маркетинге, консультирования и пр.

При оценке влияния Игр на уровень жизни следует обратить внимание на анализ индекса потребительских цен. В процедуре оценки влияния Олимпийских Игр в качестве базисного индекс берется в период за два года до выбора города-организатора. Все изменения в динамике потребительских цен определяются в отношении к этому базовому индексу.

Индикатор рынка недвижимости описывает медиану цены на новое и среднее недвижимое имущество для продажи и аренды. Он разбивается по городским районам. Индикатор следует влиянию городского видоизменения – реконструкции, восстановлению, созданию городских парков, обновлению транспортной сети и пр. и текущих изменений городских районов, на рынок недвижимости.

Следует также оценивать и инфраструктуру жилья, в том числе туристского. При анализе индикатора «инфраструктура жилья» оценивается количество гостиниц и подобных заведений и их вместимость гостей согласно национальным категориям звезд.

Также фиксируются средние расценки на двухместный и одноместный номер, поскольку это служит основой для ценового контроля. Особое внимание уделяется созданию мест для проживания, для гостей с ограниченными физическими возможностями, что весьма значимо для проведения Параолимпийских Игр.

Оценка социального развития также проводится по достаточно большому числу показателей, охватывающих самые различные аспекты жизни региона. Анализируется как политическая ситуация в регионе, так и качество жизни. Значительное внимание уделяется вопросам дискриминации различных групп населения, а также вовлеченности в общественную жизнь людей с ограниченными возможностями.

Индикатор «Политическая вовлеченность в организацию Олимпийских Игр» показывает степень вовлеченности политической системы в организацию Олимпийских Игр и Параолимпийских Игр.

Помимо оценки политических движений в стране и регионе, также следует уделить внимание наличию и деятельности влиятельных гражданских движений и групп. Деятельность правительства и партии не является единственной деятельностью, открытой для граждан. Социальный динамизм часто связан с присутствием общественных группировок, которые могут бросать вызов избранным представителям, не являясь частью их [7, 9].

Под влиятельной группой в рекомендациях МОК понимается политическое или общественное движение, не формирующее часть политического аппарата, но которое участвует на политической арене либо напрямую, либо вызывая реакцию политического аппарата, например, путем предъявления спорных вопросов на политическую повестку дня.

В этой связи влиятельные группы должны периодически оцениваться для того, чтобы показать вовлеченность гражданского общества в общественные дела и возможное проявление новых вопросов общественной значимости. Составляется перечень основных влиятельных групп, поддерживающих или противостоящих Олимпийским Играм. Указываются только наиболее значимые группы (> 500 членов для Летних Олимпийских Игр и > 200 членов для Зимних Олимпийских Игр).

Особое внимание Международный Олимпийский Комитет уделяет проблемам повышения качества жизни, а, следовательно, сокращения бедности и социального неравенства. Индикатор «Бедность и социальное неравенство» дает общую информацию о бедности и социальном неравенстве.

Он включает три параметра:

  • обнищание (или исключение из достаточного дохода или средств), измеряемое как доля населения с низким доходом;
  • социальное неравенство (исключение из рынка труда, сферы услуг, из социальных отношений);
  • доля семей, не имеющих три или более предмета первой необходимости, так как они не могут позволить их.

Данный индикатор оценивает абсолютную и всеобщую бедность и социальное неравенство, с учетом социально воспринимаемых предметов первой необходимости в развитых обществах.

Неразрывно с индикатором бедности связан индикатор доступности жилья и количества бездомных. Данный индикатор отслеживает ситуацию на рынке жилья с низкой платой (доступное жилье для семей с низким доходом, одиноких, пожилых людей и людей с инвалидностью), а также для бездомных людей.

Во время Олимпийских и Параолимпийских Игр в городе-организаторе ожидается большое количество посетителей, вследствие чего резко растет спрос на жилье, и соответственно, может значительно вырасти арендная плата. Владельцы недвижимости могут обновить свои помещения и сдавать их по максимальной цене. Однако, Олимпийские и Параолимпийские Игры, наряду со строительством Олимпийских деревень, также создают возможность предоставления дополнительного жилья для семей с низким доходом, в частности одиноким, пожилым людям и людям с инвалидностью.

Определение семей с низким доходом, доступного жилья и социального жилья зависят от национального и местного контекста, поскольку не существует международного стандарта. Для эффективного решения проблем обеспечения доступным жильем необходимы четко определенные категории семей с низким доходом, нуждающихся в жилье, бездомных.

При исследовании влияния Олимпийских Игр следует также уделять внимание тому, как изменяется ситуация с доступностью различных объектов людьми с ограниченными возможностями.

Индикатор «Устойчивое обеспечение доступности Олимпийских и Параолимпийских объектов» оценивает, в какой степени спортивные и неспортивные объекты Олимпийских и Параолимпийских Игр доступны в период проведения спортивных мероприятий, а также в какой степени они остаются таковыми при их использовании после Игр.

Доступные спортивные объекты предоставляют устойчивые возможности для всех людей, вовлеченных как в спорт высших достижений, так и в массовый спорт [5, 9].

Для каждого Олимпийского и Параолимпийского объекта дается определение соответствия (либо несоответствия) данному перечню основных критериев доступности, разбитых по категории инвалидности (те, кто пользуется инвалидной коляской, с нарушенной подвижностью, с нарушенным зрением, слухом, умственной отсталостью).

Таким образом, проведение крупных спортивных мероприятий руководство страны (региона) начинают планировать задолго до его проведения. За право проведения у себя крупных спортивных мероприятий между кандидатами в принимающие стороны проходит серьезная конкуренция, поскольку данные мероприятия влекут за собой серьезные материальные (новые спортивные сооружения, дороги, отели, модернизация инженерной инфраструктуры), нематериальные (создание положительного имиджа, привлечение значительных инвестиционных ресурсов) и другие выгоды.

Текст статьи
  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ.
  3. ГОСТ Р 52024-2003: Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования.
  4. Блинова Н.П., Янович К.В. Прогнозирование остаточного ресурса оборудования / Наука и военная безопасность. 2019. № 1 (16). С. 83-88.
  5. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Руденко А.Е., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Научно-методические подходы к повышению эффективности материально-технического обеспечения физической культуры и спорта. / Научная монография. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. – 220 с.
  6. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Гарцев А.В. Экономический анализ технико-эксплуатационных показателей эффективности работы спортивного сооружения / Научная статья. – «Актуальные исследования» 2020. №14.
  7. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Гарцев А.В. Экономические аспекты совершенствования материально-технической базы отрасли «Физическая культура и спорт» на современном этапе ее развития / Научная статья. – «Актуальные исследования» 2020. №14.
  8. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Гарцев А.В. Пути повышения результативности использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений / Научная статья. – «Актуальные исследования» 2020. №13.
  9. Зенкевич М.Ю., Прокофьев В.Е, Форышев П.В., Янович К.В. Системный подход к применению быстровозводимых блочно-модульных объектов строительства. / Научная монография. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. – 87с.
  10. Якшин А.С., Балакерская Г.Г., Янович К.В., Прокофьев В.Е. Применение сценарного подхода при имитационном моделировании процессов материально-технического обеспечения в условиях дефицита времени. Наука и военная безопасность. 2020. № 1 (20). С. 101-106.
  11. Янович К.В., Саитов Р.Р. К вопросу математического моделирования оптимизационных задач. В сборнике: Новая наука и интеграционные процессы в современной системе знаний. Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 302-305.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 10 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября