Главная
АИ #14 (249)
Статьи журнала АИ #14 (249)
Развитие законодательства о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства...

Развитие законодательства о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

законодательство
иностранные граждане
миграционное право
административная ответственность
правовые изменения

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы эволюции законодательства, регулирующего пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Анализируются ключевые изменения в нормативных актах, судебная практика и влияние международных норм на российское право. Особое внимание уделяется современным тенденциям и перспективам дальнейшего развития законодательства.

Текст статьи

Вопросы правового регулирования пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации приобретают особую актуальность в связи с глобализацией и ростом миграционных потоков. Нарушения режима пребывания иностранцев влекут за собой административные санкции, предусмотренные российским законодательством.

Правовое регулирование

Развитие законодательства о пребывании иностранных граждан в Российской Федерации обусловлено необходимостью эффективного регулирования миграционных процессов. В условиях глобализации, усиления миграционных потоков и роста количества иностранных граждан, проживающих в России, государство постоянно совершенствует правовую базу, направленную на обеспечение безопасности, контроль за миграцией и защиту прав иностранных граждан.

Основными нормативными актами, регулирующими административную ответственность за нарушения в области пребывания иностранных граждан, являются:

  • Конституция Российской Федерации [1];
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2];
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [3].

Согласно статье 18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином правил въезда или режима пребывания на территории РФ влечет наложение административного штрафа и возможное выдворение за пределы страны [3].

Основные этапы развития нормативно-правовой базы

Эволюция законодательства о пребывании иностранных граждан в России включает несколько ключевых этапов:

1. Советский период (1917–1991)

Во времена СССР регулирование пребывания иностранцев носило жесткий характер. Въезд и выезд контролировались государственными органами, а иностранные граждане могли находиться на территории страны только в рамках четко определенных программ.

2. Начало 1990-х – формирование современной миграционной политики

С распадом СССР и открытием границ возникла необходимость создания новых правовых механизмов. В этот период были приняты первые законы, регулирующие миграцию закон РФ от 24.06.1993 № 5272-1 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (утратил силу).

3. Начало 2000-х – создание основ современной системы регулирования

Принятие Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» стало важным этапом в формировании современной миграционной политики. В законе были закреплены основные понятия, права и обязанности иностранных граждан, установлены процедуры получения разрешений на временное проживание и вида на жительство.

В 2006 году был принят Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который ввел обязательную регистрацию по месту пребывания.

4. 2010-е годы – усиление контроля и цифровизация миграционного учета

В 2010-е годы в России наблюдалось значительное ужесточение миграционной политики, направленное на контроль за пребыванием иностранных граждан и предотвращение незаконной миграции. Одним из ключевых направлений реформ стало изменение системы учета мигрантов и упрощение процедур легальной трудовой деятельности.

Принятый в 2013 году Федеральный закон № 384-ФЗ внес значительные изменения в правила получения патентов на работу, что позволило гражданам стран с безвизовым режимом трудоустраиваться без необходимости оформления разрешений. Вслед за этим в 2014 году Федеральный закон № 142-ФЗ установил новые требования к регистрации иностранных граждан, направленные на борьбу с фиктивной постановкой на учет. В результате был введен строгий контроль за адресами регистрации, а ответственность за нарушение правил миграционного учета существенно возросла.

Одним из важнейших нововведений стало введение системы миграционного патента, что позволило гражданам стран СНГ, имеющим безвизовый режим с Россией, официально работать у физических и юридических лиц, не получая при этом отдельного разрешения на работу. Этот шаг не только упростил процесс трудоустройства, но и способствовал снижению доли нелегальной занятости среди мигрантов. В то же время были усилены меры административного воздействия за нарушения миграционного режима, что привело к более строгому регулированию пребывания иностранных граждан на территории страны.

Цифровизация также сыграла значительную роль в совершенствовании миграционного контроля. Автоматизация учета и внедрение электронных баз данных позволили правоохранительным органам оперативно отслеживать передвижение мигрантов и предотвращать нарушения. Введение новых инструментов мониторинга, включая электронные миграционные карты и биометрические системы, обеспечило более эффективное взаимодействие между различными государственными органами, ответственными за контроль за миграцией.

5. Современный этап – цифровизация и ужесточение контроля (2020-е годы)

В последние годы российская миграционная политика продолжает развиваться в направлении усиления контроля за иностранными гражданами, а также внедрения современных цифровых технологий, упрощающих миграционный учет.

Значительным шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона от 27.12.2021 № 274-ФЗ, который установил обязательную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование всех иностранных граждан, прибывающих в Россию на длительный срок. Эта мера направлена на усиление идентификации мигрантов и повышение уровня безопасности.

В 2022 году было запущено внедрение электронных миграционных карт, что значительно упростило процесс регистрации иностранных граждан на территории России. Новая система позволила ускорить сбор данных, уменьшить бумажный документооборот и снизить риск подделки документов.

Кроме того, в 2023 году активно обсуждались поправки в миграционное законодательство, связанные с ускоренным получением гражданства для высококвалифицированных специалистов. Этот шаг направлен на привлечение в страну квалифицированных кадров и создание более благоприятных условий для их интеграции в российское общество.

Современные изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей миграционные процессы, демонстрируют стремление государства к усилению контроля за иностранными гражданами, а также к созданию прозрачных и удобных механизмов их регистрации с применением цифровых технологий.

Судебная практика показывает, что большинство дел по статье 18.8 КоАП РФ связано с просроченными визами и отсутствием регистрации по месту пребывания. Так, например, в постановлении Верховного суда РФ от 15.04.2021 № 5-АД21-15 разъясняются основания для выдворения иностранных граждан, допустивших неоднократные нарушения миграционного законодательства [4].

Административные меры и судебная практика

Административные меры за нарушение режима пребывания включают:

  • штраф в размере от 2 000 до 7 000 рублей;
  • административное выдворение за пределы РФ;
  • запрет на въезд в страну сроком до 5 лет.

Согласно данным МВД РФ, с каждым годом увеличивается количество административных дел, связанных с нарушением миграционных правил. Так, в 2023 году было возбуждено более 120 000 дел по ст. 18.8 КоАП РФ. Чаще всего нарушения связаны с: просроченной регистрацией по месту пребывания, незаконным трудоустройством, несоответствием заявленных целей въезда фактической деятельности иностранца.

Перспективы совершенствования законодательства

Для повышения эффективности регулирования миграции предлагаются следующие меры:

  1. Введение электронных миграционных карт и интеграция их с базами данных МВД и ФНС.
  2. Упрощение процедуры легализации иностранцев, имеющих трудовые контракты в стратегических отраслях.
  3. Развитие программ адаптации мигрантов, включающих курсы русского языка и правовую поддержку.

Эффективное применение норм административного права в отношении иностранных граждан требует комплексного подхода, включающего не только санкции, но и профилактические меры, направленные на информирование иностранных граждан о правилах пребывания в РФ.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2022).
  4. Постановление Верховного Суда РФ от 15.04.2021 № 5-АД21-15.

Поделиться

89

Кислицин Я. О. Развитие законодательства о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в России // Актуальные исследования. 2025. №14 (249). Ч.II. С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/11689-razvitie-zakonodatelstva-o-prebyvanii-inostrannyh-grazhdan-i-lic-bez-grazhdanstva-v-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая