Содержание школьных программ физического воспитания всегда отражало требования разных инстанций. При этом Спорткомитет и Госкомитет по физической культуре и спорту России акцентировали значение развития физических качеств и обучение учащихся двигательным навыкам спортивного и прикладного характера, а представители Министерства образования – развития интеллекта и нравственных качеств школьников средствами двигательной деятельности [1].
В настоящее время влияние Министерства образования оказалось определяющим. В общеобразовательных школах нет связи физического воспитания с системой физической подготовки специалистов в учебных заведениях силовых структур. Это вызвано неверной ориентацией физического воспитания, ведь в силовых структурах необходима физическая подготовка школьника, готовность его к труду или поступлению в учебные заведения силовых структур, к комплексации недостаточной двигательной активности, к подготовке значкистов ГТО, к формированию спортивных навыков [2].
В программе подготовки специалистов для силовых структур основная задача вытекает из общего принципа – принципа связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой.
Считая развитие физических качеств второстепенной задачей, акцентируется значимость культуры здоровья и воспитания здорового образа жизни. Подчеркивается значение всестороннего развития личности на основе личностного и деятельного подходов, гуманизация и демократизация физического воспитания школьников [3].
Структурные компоненты новой программы более завершены, чем это было в прежних программах. Удачно введение «базовой» (т.е. обязательной для всех школ) и «вариативной» (т.е. формируемой в школах соответственно местным условиям) частей программы. Но если рассматривать программу в аспекте подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы силовых структур, то негативных компонентов стало больше, чем было в прежних программах [6].
Основные недостатки в том, что содержание учебного материала предопределяет уменьшение физической нагрузки на уроках физкультуры и предусматривает преимущественное развитие координационных способностей в ущерб развитию силы и выносливости. Из особенностей новой программы можно сделать следующие выводы:
1. Чрезмерный объем теории, включающий историю физической культуры, биомеханику физических упражнений, физиологию и психологию мышечной деятельности, личную и социальную гигиену, основы здорового образа жизни, психорегуляцию. Теория должна проводиться в ходе урока. Объем учебного времени, отводимого на физкультуру, в большинстве общеобразовательных школ очень низкий. Включение теоретических разделов в уроки физкультуры приводит к сокращению моторной плотности с соответствующим снижением темпов развития физического состояния учащихся.
2. Из рекомендованных программой средств на долю интенсивных упражнений во время урока отводится 20-30% учебного времени в основной части занятия.
3. В базовую часть программы в основном включены подвижные игры: волейбол, футбол, баскетбол (примерно 60% занятий отводится на игры). Включение в базовую часть плавания и единоборств имеет символическое значение, т.к. борцовских ковров в школах практически нет, а возможность плавательной подготовки очень редка. Фактически в базовую часть программы входит 5 разделов игр, гимнастика и легкая атлетика и учитель физкультуры явно ориентирован на преимущественное развитие двигательно-координационных способностей школьников. В программе преобладают задания по дифференциации темпа, величины усилий и амплитуда движений, а также повышение вестибулярной устойчивости, ориентации в пространстве, быстроты переключения от одних действий к другим. Указанные упражнения выполняются, как правило, с невысокой интенсивностью [4].
В связи с малым объемом физической нагрузки учителю физкультуры все труднее развивать на уроках физические качества, особенно такие, как сила и выносливость.
Необходимы меры по повышению физической подготовленности школьников, развитие у них прикладных навыков, выработка таких физических качеств как сила и выносливость, их готовности к поступлению в высшие учебные заведения министерства внутренних дел, вооружённых сил, взаимодействие всех структур (Комитет по физической культуре и спорту, Министерство образования, руководители МВД, ВС России) решающая роль в этом трудном процессе принадлежит общеобразовательной школе [5].