Главная
АИ #14 (249)
Статьи журнала АИ #14 (249)
Синтез модели формирования требований к системе обеспечения информационной безоп...

Синтез модели формирования требований к системе обеспечения информационной безопасности межвидовой системы информационного обмена Вооруженных Сил Российской Федерации

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

информационная безопасность
СОИБ
межвидовая система информационного обмена
Вооруженные Силы РФ
автоматизированная система
классификация угроз
уровень значимости информации
защита информации
требования к ИБ
модель ИБ

Аннотация статьи

В статье представлена модель формирования требований к системе обеспечения информационной безопасности (СОИБ) в межвидовой системе информационного обмена (МСИО) Вооруженных Сил Российской Федерации. Модель предназначена для выработки перечня правовых, организационных и технических мер защиты информации, обрабатываемой в военных автоматизированных системах (АС), с учетом угроз информационной безопасности (ИБ), нормативной правовой базы и характеристик объектов информатизации.

Текст статьи

Модель формирования требования к системе обеспечения безопасности информации (далее – СОИБ) межвидовой системы информационного обмена Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – МСИО) предназначена для формирования перечня требований по правовым, организационным и техническим мерам защиты информации и к СОИБ в целом.

Постановка задачи синтеза модели формирования требования.

Необходимо с учетом угроз безопасности информации (далее – ИБ), нормативных правовых актов и нормативных документов сформировать перечень требований к СОИБ, обеспечивающих нейтрализацию угроз безопасности информации, обрабатываемой на объекте информатизации (далее – ОИ) военной организации.

В качестве исходных данных для синтеза модели используются:

  • система нормативной правовой базы в области ИБ, множество требований РП;
  • виды обрабатываемой информации, множество видов, обрабатываемой информации НИ;
  • множество угроз безопасности информации WМ.

Результаты, проведенных исследований показали, что в состав модели формирования требований должны входить:

  • процедуры формирования требований к правовым мерам ЗИ (состав и содержание организационно-распорядительных документов);
  • процедуры формирования требований к организационным мерам (структура органа по обеспечению безопасности информации (ИБ), укомплектованность и уровень подготовленности сотрудников);
  • классификация ОИ военной организации;
  • процедуры формирования технических требований к системе защиты информации (далее – СЗИ).

Структура модели формирования требований представлена на рисунке 1.

Процедуры формирования требований к ОРД и структуре службы (подразделений), обеспечивающих ИБ, заключаются: в анализе нормативных правовых актов и нормативных документов в области ИБ; формировании перечня организационно-распорядительных документов необходимых для создания и функционирования СОИБ; требований к структуре службы (подразделений) обеспечивающих ИБ; требований к квалификации специалистов (должностных лиц по защите информации) службы (подразделений).

Руководящий документ [1] определяет порядок классификации автоматизированных систем, подлежащих защите от несанкционированного доступа к информации, и требования по защите информации в АС различных классов.

Исходными данными для определения класса защищенности автоматизированной системе (далее – АС) являются:

  • множество уровней значимости информации UЗ, UЗ = {uЗj}, j = 1 ÷ J – количество уровней значимости служебной информации, J = 4, где uЗ1, uЗ2, uЗ3, uЗ4 – 1 категория, 2 категория, 3 категория и объекты, которым отсутствует необходимость присвоения категории значимости соответственно;
  • масштаб АС (ОИ) MИС, MИС = {mИС1, mИС2, mИС3}, где mИС1, mИС2, mИС3 ‒ распределенная, локальная сеть либо отдельный ОВТ соответственно;
  • множество видов информации HИ, HИ = {hИi}, где i = 1, 2, ..., I – количество видов информации;
  • множество свойств безопасности информации С, С = {сп}, где n = 1 ÷ N – количество свойств безопасности информации;
  • множество областей деятельности D, D = {dg}, g = 1 ÷ G – количество областей деятельности;
  • WA – множество актуальных угроз безопасности информации WA = {wAr}, г = 1 ÷ R – количество актуальных угроз безопасности;
  • Ув – множество видов ущерба, Ув = {уВк}, k =1 ÷ K – количество видов ущерба;
  • Ус – множество степеней возможного ущерба, Ус = {усm}, m =1 ÷ М – количество степеней ущерба М = 3, где ус1, ус2, ус3 – высокий, средний, низкий уровни возможного ущерба соответственно;
  • QИС – множество режимов обработки данных и прав доступа пользователей, QИС = {qИСz}, z = 1 ÷ Z – количество возможных вариантов совмещения.

image.png

Рис. 1. Модель технологии формирования требований к системе обеспечения информационной безопасности

Таким образом, модель определения класса защищенности АС должна включать в себя:

  • определение вида информации H = {hψ};
  • масштаб объекта защиты MИС = {mИС1};
  • определения степени ущерба Ус (множество свойств безопасности информации С, С = {сп}; области деятельности D = {dg}; виды ущерба, Ув = {уВк};
  • степени возможного ущерба, Ус = {усm});
  • определение уровня значимости информации UЗ = F6 (C, Ус);
  • определение режима обработки данных и прав доступа пользователей QИС = F7 (UЗ, MИС).

Для каждого свойства безопасности информации (с1, с2, с3) устанавливаются следующие степени возможного ущерба:

  • высокой, если в результате нарушения одного из свойств безопасности информации возможны существенные негативные последствия и (или) АС перестала выполнять возложенные на неё функции;
  • средней, если в результате нарушения одного из свойств безопасности информации возможны умеренные негативные последствия и (или) АС не может выполнять хотя бы одну из возложенных на неё функций;
  • низкой, если в результате нарушения одного из свойств безопасности информации возможны незначительные негативные последствия и (или) АС выполняет возложенные функции с кратковременным снижением эффективности с привлечением дополнительных сил и средств.

Определяем следующие уровни значимости информации:

  • информация имеет высокий уровень значимости (uЗ1), если хотя бы для одного из свойств безопасности информации определена высокая степень возможного ущерба;
  • информация имеет средний уровень значимости (uЗ2), если хотя бы для одного из свойств безопасности информации определена средняя степень ущерба и нет ни одного свойства, для которого определена высокая степень ущерба;
  • информация имеет низкий уровень значимости (uЗ3), если для всех свойств безопасности информации определены низкие степени ущерба;
  • информация имеет минимальный уровень значимости (uЗ4), если обладателем информации и (или) оператором степень ущерба от нарушения свойств безопасности информации не может быть определена, но при этом информация подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае обработки в информационных системах двух и более видов значимой информации (конфиденциальные данные и иные установленные законодательством Российской Федерации виды информации ограниченного доступа) уровень значимости информации определятся отдельно для каждого вида информации.

Итоговый уровень значимости информации, обрабатываемой в ИС, устанавливается по наивысшим значениям степени возможного ущерба, определенным для конфиденциальности, целостности, доступности информации каждого вида информации.

Множество требований к СОИБ (PT), в общем случае, включает в себя:

  • множество требований, предъявляемых к правовым мерам ОИБ (PТП);
  • множество требований, предъявляемых к организационным мерам ОИБ (РТО);
  • множество требований, предъявляемых к техническим мерам ОИБ (РТИС).

Данные процедуры целесообразно реализовывать с использованием логических операций алгебры логики.

Требования к СОИБ определяются с учетом: вида обрабатываемой информации (Н); используемых АС и систем передачи данных (QИС) и уровня значимости информации (UПД).

Процесс реализации процедур определения требований к ОИБ военной организации может быть представлен в виде, как показано на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Порядок реализации процедур определения требований к обеспечению информационной безопасности организации

Таким образом, сформированная модель перечней требований позволяет осуществить создание СОИБ в межвидовой системе информационного обмена Вооруженных Сил Российской Федерации. Для определения уровня ИБ военной организации потребуется провести синтез математической модели оценки состояния СОИБ.

Список литературы

  1. Руководящий документ от 30.03 1992 г. «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации».

Поделиться

135

Шибин А. С., Полтарак И. В., Ильин К. А. Синтез модели формирования требований к системе обеспечения информационной безопасности межвидовой системы информационного обмена Вооруженных Сил Российской Федерации // Актуальные исследования. 2025. №14 (249). Ч.I. С. 47-51. URL: https://apni.ru/article/11694-sintez-modeli-formirovaniya-trebovanij-k-sisteme-obespecheniya-informacionnoj-bezopasnosti-mezhvidovoj-sistemy-informacionnogo-obmena-vooruzhennyh-sil-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая