Главная
АИ #14 (249)
Статьи журнала АИ #14 (249)
Нужна ли методическая работа в дополнительном образовании?

Нужна ли методическая работа в дополнительном образовании?

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

методист
методическая работа

Аннотация статьи

С чего начинается работа методиста? Безусловно, первым шагом является составление плана или тематической программы. Далее необходимо утвердить свои методические разработки, оформить всю необходимую документацию. Методист организует и координирует работу всего коллектива. На его плечах лежит ответственность за повышение квалификации работников. Он не только является постоянным участником совещаний, конференций, семинаров, но и занимается подготовкой докладов, готовит методические материалы (памятки, рекомендации и др.).

Текст статьи

Деятельность методиста относится к сфере профессий, где требуется не только высокий интеллект, но и креативное мышление. Успешное выполнение обязанностей во многом зависит от работы органов чувств, внимания, способности запоминать информацию, активизации когнитивных процессов и эмоционального интеллекта.

Методисты отличаются широким кругозором, стремлением постоянно учиться новому, умением рационально мыслить и анализировать. Методическая служба играет центральную роль в создании и поддержании единой образовательной среды, где происходит обмен опытом, распространение знаний и внедрение прогрессивных подходов. Она обеспечивает платформу для профессионального общения, что особенно ценно для творчески мыслящих педагогов. В связи с этим, вопросы усиления методической службы становятся все более актуальными, поскольку не все преподаватели обладают достаточными компетенциями для самостоятельного решения таких задач.

Методическая служба в системе дополнительного образования детей – это коллектив экспертов, специализирующихся на методической работе. В него входят заместители директора, отвечающие за учебно-воспитательное, научно-методическое и программно-методическое направления. Модель методической службы должна быть динамичной и приспосабливаемой к меняющимся обстоятельствам. Она должна ориентироваться на улучшение качества образования и профессиональный рост педагогов. Систематическая оценка результативности службы позволяет оперативно вносить коррективы и оптимизировать ее функционал.

В организациях с ограниченными ресурсами ключевые методические задачи зачастую выполняются наиболее опытными и квалифицированными преподавателями. Иногда в штате имеется лишь один методист, который несет ответственность за все вопросы, связанные с программным и методическим обеспечением работы учреждения.

В многопрофильных организациях наиболее часто встречаются следующие структуры методических служб:

  • В каждом структурном подразделении (учебном отделе) предусматривается должность методиста, специализирующегося на конкретном направлении деятельности.
  • Формируется методический кабинет с четкой организационной структурой и утвержденным штатным расписанием. В его состав входят руководитель, методисты по различным направлениям и педагоги-психологи.
  • В организации, ориентированной на активную программно-методическую и исследовательскую работу, вводится должность заместителя директора, отвечающего за научно-методическое направление, создается информационно-методический кабинет, а в каждом подразделении назначается методист по профилю.

Несмотря на различия в структуре, все модели методических служб преследуют общую цель – содействие профессиональному росту педагогов. Эффективность организации службы напрямую влияет на раскрытие творческого потенциала всего педагогического коллектива.

Методическая служба в учреждениях дополнительного образования создает благоприятную среду для активного вовлечения педагогов не только в реализацию существующих образовательных программ, но и в их планирование и разработку. Это подразумевает апробацию новаторских идей и проведение экспериментальных мероприятий, что, в свою очередь, стимулирует творческую активность и внедрение инноваций.

Исходя из этого, методическая служба призвана решать следующие задачи:

  1. Анализировать потребности общества в образовательных услугах.
  2. Оценивать результативность образовательной и воспитательной деятельности в учреждении и его отдельных подразделениях.
  3. Обеспечивать педагогических работников актуальной информацией о ключевых тенденциях развития дополнительного образования, включая сведения о различных программах, современных педагогических технологиях и учебно-методических материалах по вопросам обучения и воспитания детей.
  4. Гарантировать высокое качество образовательного процесса за счет внедрения современных образовательных программ и применения инновационных педагогических методов, направленных на обучение и воспитание подрастающего поколения.
  5. Выявлять, изучать и оценивать эффективность педагогического опыта, накопленного в образовательном учреждении. Обобщать и распространять передовые педагогические практики.
  6. Осуществлять прогнозирование и планирование мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций преподавателей и управленческих кадров в сфере образования. Оказывать организационно-методическую поддержку в рамках системы непрерывного образования и поддерживать тесные связи с организациями, занимающимися повышением квалификации.
  7. Оказывать консультационную помощь преподавателям и руководству образовательных учреждений в вопросах внедрения инноваций, планирования и проведения экспериментальных исследований. Проводить экспертизу авторских учебных программ, материалов и учебных планов, а также оказывать содействие в подготовке педагогических работников к аттестации.
  8. Осуществлять редакционно-издательскую деятельность в установленном порядке.
  9. Организовывать взаимодействие с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и высшими учебными заведениями при проведении опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей направлена на достижение и поддержание высокого уровня качества образовательного процесса за счет внедрения передовых педагогических подходов, новых образовательных технологий, индивидуализации профессионального развития педагогов и использования современных педагогических инструментов.

Список литературы

  1. Баранов А.В. Дополнительное образование: теория и практика. – Москва: Просвещение, 2021. – 256 с.
  2. Белов И.Н. Методические основы работы методиста в дополнительном образовании. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2020. – 200 с.
  3. Громова Т.А. Методист в системе дополнительного образования: функции и практика. – Екатеринбург: Уральский университет, 2019. – 180 с.
  4. Жданова С.В. Психология дополнительного образования. – Казань: Казанский университет, 2018. – 220 с.
  5. Зайцева Н.М. Организация дополнительного образования детей. – Новосибирск: Наука, 2022. – 240 с.
  6. Иванов П.П. Роль методиста в педагогическом процессе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 190 с.
  7. Карпов В.И. Инновации в дополнительном образовании. – Москва: КноРус, 2023. – 300 с.
  8. Кузнецова О.А. Методическое сопровождение в системе дополнительного образования. – Челябинск: Южноуральское издательство, 2020. – 250 с.
  9. Лебедева Е.И. Современные подходы к дополнительному образованию. – Воронеж: НПО, 2021. – 210 с.
  10. Михайлова А.И. Формирование компетенций методиста в дополнительном образовании. – Смоленск: Смоленский университет, 2019. – 230 с.
  11. Николаев С.Г. Эксперимент в дополнительном образовании детей. – Тверь: Тверской университет, 2022. – 160 с.
  12. Орлова И.С. Методология дополнительного образования: теория и практика. – Уфа: Башкирский университет, 2020. – 275 с.
  13. Попов Е.А. Современные методические аспекты в работе с детьми. – Москва: Академический проект, 2023. – 290 с.
  14. Станкевич В.С. Проблемы и перспективы дополнительного образования. – Калуга: Калужский университет, 2021. – 240 с.
  15. Филатова Н.В. Мониторинг и оценка программ дополнительного образования. – Саратов: Саратовский университет, 2022. – 220 с.

Поделиться

66

Исмаилова Л. С. Нужна ли методическая работа в дополнительном образовании? // Актуальные исследования. 2025. №14 (249). Ч.II. С. 68-70. URL: https://apni.ru/article/11695-nuzhna-li-metodicheskaya-rabota-v-dopolnitelnom-obrazovanii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая