Главная
АИ #14 (249)
Статьи журнала АИ #14 (249)
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как ...

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как административного наказания

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

конфискация орудия
правонарушение
административное наказание
основное и дополнительное наказание
противоправная деятельность

Аннотация статьи

Статья посвящена правовой природе конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения как меры административного наказания, предусмотренной статьей 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Текст статьи

Актуальность исследования. Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (или бездействие), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Одним из видов административных наказаний является конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Данная мера применяется в целях пресечения противоправной деятельности и предотвращения ее повторения.

Конфискация как мера административного наказания закреплена в ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно данной норме, конфискация представляет собой принудительное безвозмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения с последующей передачей их в государственную собственность или уничтожением [3, с. 37-40].

Важно отличать конфискацию как административное наказание от аналогичной меры в уголовном праве (ст. 104.1 УК РФ), поскольку они различаются по основаниям, порядку применения и последствиям.

Конфискации подлежат орудия правонарушения – средства, с помощью которых было совершено административное правонарушение (например, транспортное средство при незаконной перевозке грузов, оборудование для незаконного предпринимательства) [4, с. 32-39].

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает десять видов административных наказаний, перечисленных в ст. 3.2 КоАП РФ. В данной статье мы рассмотрим один из них – конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, предусмотренную ст. 3.7 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное и безвозмездное обращение не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации [2, с. 47-54].

Данная мера административного наказания направлена на предупреждение новых правонарушений и пресечение противоправной деятельности, что соответствует целям, закрепленным в ст. 3.1 КоАП РФ. Важно отметить, что конфискация в административном порядке применяется исключительно по решению суда. Принудительный и безвозмездный характер – изъятие имущества осуществляется без компенсации собственнику.

Применение только к не изъятым из оборота вещам – конфискации не подлежат предметы, запрещенные к гражданскому обороту (например, наркотики, оружие без лицензии), поскольку их изъятие регулируется иными нормами.

Судебный порядок назначения – решение о конфискации принимает только суд, что обеспечивает защиту прав граждан от произвольного изъятия имущества.

К предметам и орудиям, подлежащим конфискации по ст. 3.7 КоАП РФ, относятся: орудия правонарушения – средства, непосредственно использованные при совершении административного проступка (например, транспорт при незаконной перевозке, оборудование для незаконной торговли).

Предметы правонарушения – объекты, ставшие непосредственным элементом противоправного деяния (контрафактная продукция, незаконно добытые ресурсы).

При этом конфискация не применяется к вещам, не связанным с правонарушением, а также к имуществу, необходимому для жизнеобеспечения лица (например, продукты питания, единственное жилье).

Выявление и фиксация правонарушения – уполномоченные органы (полиция, таможня, Роспотребнадзор и др.) составляют протокол.

Судебное рассмотрение – дело направляется в суд, который оценивает обстоятельства и выносит постановление.

Исполнение решения – конфискованные предметы передаются в государственную собственность или уничтожаются (если это предусмотрено законом) [1, с. 33-36].

Несмотря на четкое законодательное регулирование, применение конфискации сталкивается с рядом сложностей: размытость критериев отнесения имущества к орудиям правонарушения, что может приводить к избыточному изъятию, риск злоупотреблений со стороны должностных лиц при определении связи имущества с правонарушением, сложности возврата имущества в случае отмены судебного решения.

Порядок применения конфискации выражается в следующих этапах:

  • Выявление правонарушения – должностное лицо или орган, уполномоченный составлять протокол (полиция, таможня, Роспотребнадзор и др.), фиксирует факт административного правонарушения.
  • Возбуждение дела – составляется протокол, в котором указываются обстоятельства дела и возможные меры наказания, включая конфискацию.
  • Рассмотрение дела – судья или уполномоченный орган выносит постановление о назначении наказания.
  • Исполнение решения – изъятые предметы передаются в государственную собственность или уничтожаются (например, контрафактные товары, оружие).

Несмотря на четкое законодательное регулирование, применение конфискации вызывает ряд правовых и процессуальных сложностей:

  • Неоднозначность определения «орудия правонарушения» – иногда суды расширительно толкуют это понятие, изымая имущество, лишь косвенно связанное с нарушением.
  • Риск злоупотреблений – возможны случаи необоснованного изъятия имущества под предлогом борьбы с правонарушениями.
  • Проблемы возврата имущества – если суд отменит постановление, возврат конфискованного может быть затруднен.

Актуальные вопросы правового регулирования конфискации орудий или предметов административных правонарушений в качестве меры административной ответственности остаются недостаточно исследованными в юридической науке. При этом нормы административного деликтного права занимают важное место в системе обеспечения правопорядка и поддержания режима общественной безопасности на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что существующая правовая регламентация данного вида административного наказания требует более глубокой научной проработки. Вместе с тем институт административной ответственности выполняет ключевую функцию в механизме охраны общественного порядка и создания безопасной социальной среды.

Проблемные аспекты законодательного регулирования конфискации как меры административного принуждения пока не получили всестороннего анализа в правовой доктрине. В то же время, административно-деликтное законодательство представляет собой существенный элемент системы обеспечения законности и защиты публичных интересов в нашем государстве.

Выводы

Конфискация орудия или предмета административного правонарушения служит важным инструментом в системе административных наказаний, обеспечивая превентивное и карательное воздействие на нарушителей.

Однако ее применение требует строгого соблюдения законности и баланса между интересами государства и правами граждан.

Совершенствование правоприменительной практики и усиление судебного контроля позволят минимизировать возможные злоупотребления и повысить эффективность данной меры. Конфискация орудия или предмета административного правонарушения является важной мерой воздействия, направленной на пресечение противоправной деятельности. Однако ее применение требует строгого соблюдения законности и учета прав граждан.

Совершенствование правоприменительной практики и судебного контроля позволит минимизировать злоупотребления и обеспечить справедливость при использовании данной меры.

Таким образом, конфискация остается действенным инструментом в системе административных наказаний, способствуя поддержанию правопорядка и защите общественных интересов.

Список литературы

  1. Блинков Е.Г. О некоторых проблемах реализации административной ответственности в сфере конституционно-правовых отношений // Административное право и процесс. 2022. № 8. С. 33-36.
  2. Левин А.Н. Проблемы конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения // Академическая публицистика. 2023. № 9. С. 47-54.
  3. Якунин Д.В. Современное состояние и тенденции развития механизмов установления и применения административных штрафов // Мировой судья. 2024. № 8. С. 37-40.
  4. Якимов А.Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) // Административное право и процесс. 2023. № 6. С. 32-39.

Поделиться

159

Никитина Е. В. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как административного наказания // Актуальные исследования. 2025. №14 (249). Ч.II. С. 32-34. URL: https://apni.ru/article/11698-konfiskaciya-orudiya-soversheniya-ili-predmeta-administrativnogo-pravonarusheniya-kak-administrativnogo-nakazaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая