Главная
АИ #15 (250)
Статьи журнала АИ #15 (250)
Влияние тревожности на поведение в конфликтных ситуациях у подростков

Влияние тревожности на поведение в конфликтных ситуациях у подростков

Рубрика

Психология

Ключевые слова

влияние
конфликт
конфликтная ситуация
методы снижения тревожности
проявления тревожности поведение
подросток
разрешение конфликта
тревожность
уровень тревожности

Аннотация статьи

Статья посвящена рассмотрению вопросов влияния тревожности на поведение в конфликтных ситуациях у подростков. Тревожность в избытке является негативным фактором для жизнедеятельности и развития подростка, нарушаются как физиологические, так и психологические его функции. Высокий уровень тревожности, в свою очередь, может привести к психическим отклонениям и снижению уровня жизни подростка. Следовательно, проблема тревожности и ее регуляции является актуальной, как для всего общества, так и в особенности для подростков. Цель исследования состоит в определении влияния тревожности на поведение в конфликтных ситуациях у подростков. На основании проведенного исследования были сделаны выводы о том, что тревожность в подростковом возрасте можно интерпретировать как переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием потенциальной опасности или неудачи, и это состояние сохраняется как в подростковом, так и в зрелом возрасте. Понимание и грамотное применение различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, основываясь на анализе разнообразия интересов и ценностных ориентаций участников, представляет собой ключевую компетенцию, необходимую для управления конфликтами и минимизации возможной тревожности, связанной с нарушением привычного хода событий.

Текст статьи

В образовательной среде, как и в других социальных системах, характерны межличностные отношения, в рамках которых неизбежно возникают конфликты между подростками. Хотя литературе посвящено множество исследований конфликта и конфликтного поведения, преобладающее число из них основывается на психологическом подходе к данной проблематике.

Конфликты в образовательной системе возникают на фоне противоречий, но стоит отметить, что не каждое противоречие неизбежно приводит к конфликту. Ключевыми моментами, вызывающими конфликтные ситуации, являются нарушение устойчивых взаимоотношений, потеря взаимопонимания и доверия между учащимися. Это влияет на интересы участников конфликта, вызывая у них чувство неудовлетворенности и напряжения.

Продолжительное неразрешение конфликта в образовательных учреждениях может стать источником стресса для учащихся, что, в свою очередь, ведет к эмоциональному напряжению и может спровоцировать дезинтеграцию физиологических функций. Таким образом, решение и управление конфликтными ситуациями в образовательной среде имеет критическое значение для поддержания эффективного учебного процесса и психологического здоровья подростков.

Цель исследования состоит в определении влияния тревожности на поведение в конфликтных ситуациях у подростков.

Тревожность представляет собой сложное психоэмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием угрозы или опасности, которое может существенно влиять на поведение и психическое состояние человека. В психологической науке это явление привлекает внимание множества исследователей, поскольку тревожность не только сопровождает многие расстройства, но и влияет на повседневную жизнь и качество взаимодействия с окружающим миром.

Феномен тревожности анализируется в рамках различных теоретических подходов, что позволяет глубже понять его природу и механизмы проявления. Это состояние может иметь как кратковременный характер, так и превращаться в длительное или хроническое, влияя на способность индивида адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Важность понимания тревожности обусловлена необходимостью разработки эффективных методов диагностики и интервенции, которые могли бы помочь людям в управлении этими чувствами и улучшении общего психологического благополучия.

Тревожность, являясь индивидуальной психологической характеристикой, определяется как склонность личности к частым и глубоким переживаниям тревожных состояний, при этом порог для их возникновения оказывается существенно сниженным. В рамках изучения данной характеристики было установлено, что тревожность также проявляется как тенденция к повышенному беспокойству в разнообразных жизненных обстоятельствах, включая те ситуации, которые объективно не предполагают наличия поводов для тревоги [2, с. 256-258].

Тревожность – это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [1, с. 213-219].

Изолированный эпизод тревожного состояния может эволюционировать в долговременное состояние тревожности, характеризующееся постоянным ожиданием потенциальной опасности, что, в свою очередь, провоцирует возникновение беспокойства. Важно подчеркнуть, что данная эмоция может быть интерпретирована как страх, однако это преимущественно проявление тревоги в специфической форме.

В психологии выделяются различные формы тревожности, включая агрессивность, нарушение аппетита, сна, а также речи и коммуникативных функций. К психологическим факторам, способствующим возникновению тревожности, относятся индивидуальные характеристики нервной системы и реакция на повторение определенных ситуаций.

Факторы, способствующие развитию тревожности, могут включать: индивидуальные черты личности, такие как внутренний конфликт между противоречивыми стремлениями и недостаточно развитая самооценка; социальные аспекты, включая конфликтные ситуации в обществе.

На физиологическом уровне тревожные реакции проявляются через усиление сердцебиения, учащение дыхания, увеличение минутного объема кровообращения и возрастание общей возбудимости, а также снижение порога чувствительности. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей опасности или неудачи, а также как невозможность принять решение.

Из психоаналитической перспективы предполагается, что корни тревожности могут быть обнаружены в детских страхах, которые сохраняют свое влияние во взрослой жизни. Таким образом, тревожность, сложное психоэмоциональное состояние, представляет собой ожидание угрозы или опасности, оказывая значительное влияние на поведенческие и психические аспекты личности.

В сфере психологической науки феномен тревожности привлекает внимание множества исследователей из-за его роли как сопутствующего элемента многих психических расстройств и влияния на повседневную жизнь человека, а также его интеракций с окружающим миром. Данное состояние рассматривается через призму разнообразных теоретических подходов, позволяющих глубже исследовать его природу и механизмы проявления.

Тревожность определяется как индивидуальная психологическая характеристика, характеризующаяся склонностью к частым и интенсивным переживаниям тревоги с низким порогом их возникновения. Комплекс эмоциональных состояний, включающий страх, беспокойство, стыд, вина, оказывает негативное влияние на самореализацию личности, мешая достижению успехов. Разнообразие форм тревожности, таких как агрессивность, нарушения аппетита, сна, речи и коммуникативных функций, подчеркивает многогранность этого феномена [3].

Таким образом, осмысление тревожности как феномена открывает новые возможности для психологической науки и практики в понимании и управлении этим сложным эмоциональным состоянием.

В контексте подросткового возраста тревожность часто проистекает из сложившейся под влиянием многообразных социальных взаимодействий неблагоприятной психологической атмосферы, которая становится катализатором определённых эмоциональных реакций. К примеру, концепция «перегрузки», обусловленной сочетанием учебной деятельности и трудовых обязанностей, выступает в качестве стрессора, способствующего усилению напряжения среди студентов. В этом же возрасте нередко возникает «неопределённость», подразумевающая чувство неуверенности, присущее многим подросткам.

Изучение данного вопроса также позволяет говорить о значении «однообразия», которое в юношеских годах может вызывать тревожные состояния, проявляющиеся через апатию и леность; в таких условиях появляется потребность в новых впечатлениях для сохранения психологической стабильности и творческого потенциала. Особенно значимым является ощущение «беспомощности», когда сильная тревожность вызывается как необходимостью принимать решения и нести за них ответственность, так и невозможностью повлиять на происходящее, что требует мириться с чужими решениями или неизбежными обстоятельствами.

Так, в подростковом возрасте часто проявляется ситуативная и реактивная тревожность, которые характеризуются субъективными переживаниями и эмоциями, такими как напряжение, беспокойство, озабоченность и нервозность. Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, повышающими вероятность неудачи, и сопровождается такими факторами, как высокий уровень нейротизма, что указывает на эмоциональную неустойчивость и лабильность, проявляющуюся в усиленной возбудимости и реактивности, а также низкий уровень умения управлять эмоциями.

Проявление тревожности в подростковом возрасте может иметь как соматический, так и поведенческий характер. Соматические проявления связаны с изменениями в функционировании внутренних органов и организма в целом, такими как ускоренное сердцебиение, неровное дыхание, дрожание конечностей, скованность движений, повышение артериального давления, расстройство желудка. Поведенческий уровень колеблется от полной апатии и безынициативности до демонстративной агрессии, при которой тревожность бессознательно маскируется, провоцируя негативное отношение со стороны окружающих и усугубляя внутреннее тяжёлое состояние.

Конфликты являются неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности людей, охватывая социальные отношения и взаимодействия, что предполагает необходимость владения навыками управления и разрешения конфликтных ситуаций современным индивидам. Конфликт можно определить, как состояние, при котором присутствует разногласие или противопоставление мнений, характеризующееся столкновением двух противоположных точек зрения, что обуславливает его как внешнюю проекцию внутренних противоречий.

Конфликты могут быть как явными, так и скрытыми, и классифицируются на четыре основных типа: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, а также межгрупповые. Основные причины возникновения конфликтов в группах, таких как студенческие коллективы, включают действия или обстоятельства, затрагивающие разнообразные интересы участников, которые могут быть производственными, социальными, личностными или финансовыми.

Подростки с высокой тревожностью могут испытывать затруднения в управлении своими эмоциями. Это приводит к тому, что они могут реагировать на конфликты неадекватно, проявляя либо агрессию, либо избегание. В состоянии тревоги подростки часто теряют способность к рациональному мышлению, что мешает им находить конструктивные решения.

В контексте управления конфликтами важно рассматривать различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, к которым относятся адаптация, компромисс, сотрудничество и соперничество. Каждый из этих стилей подразумевает различные подходы к удовлетворению собственных интересов и амбиций, что связано с реализацией личности в конкретной ситуации.

Стиль соперничества, как правило, демонстрирует индивид с высокой степенью волевых качеств и авторитета, но без интереса к сотрудничеству. В то время как стиль сотрудничества требует учета интересов обеих сторон, что является наиболее сложным, но и потенциально наиболее продуктивным подходом к решению конфликта.

Стиль компромисса, часто используемый в дипломатии и государственной деятельности, предполагает поиск взаимных уступок для урегулирования разногласий, хотя и на поверхностном уровне, по сравнению со стилем сотрудничества. Стиль уклонения актуален в ситуациях, когда конфликт не представляет значимого интереса для лица, при этом оно защищает свои права без стремления к сотрудничеству. Наконец, стиль адаптации позволяет индивиду сгладить обстановку и восстановить нормальное общение, уступая собственные интересы в интересах коллектива.

Они могут стремиться избегать конфликта любой ценой, что может проявляться в уклонении от общения или игнорировании проблем. Это может привести к накоплению недовольства и ухудшению отношений с окружающими.

В некоторых случаях тревожность может проявляться через агрессивное поведение. Подросток, испытывающий страх или неуверенность, может реагировать на угрозу с помощью ярости, что часто усугубляет конфликт.

Некоторые подростки могут использовать пассивно-агрессивные методы, такие как сарказм или молчаливое недовольство, что также не способствует разрешению конфликта.

Социальная среда играет важную роль в формировании поведения подростков. Если подросток находится в поддерживающей и безопасной обстановке, это может помочь ему справляться с тревожностью и развивать эффективные стратегии разрешения конфликтов. Напротив, негативная или критическая атмосфера может усугублять тревогу и приводить к деструктивному поведению.

Взрослые, включая родителей и педагогов, могут оказывать значительное влияние на то, как подростки справляются с тревожностью в конфликтных ситуациях. Обучение эмоциональной грамотности, навыкам коммуникации и методам разрешения конфликтов может помочь подросткам лучше понимать и управлять своими эмоциями.

Таким образом, тревожность в подростковом возрасте можно интерпретировать как переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием потенциальной опасности или неудачи, и это состояние сохраняется как в подростковом, так и в зрелом возрасте. Влияние тревожности на поведение подростков в конфликтных ситуациях является многогранным и требует внимательного подхода. Понимание механизмов тревожности и развитие социальных навыков могут помочь подросткам более эффективно справляться с конфликтами, улучшая их отношения с окружающими и способствуя личностному росту. Понимание и грамотное применение различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, основываясь на анализе разнообразия интересов и ценностных ориентаций участников, представляет собой ключевую компетенцию, необходимую для управления конфликтами и минимизации возможной тревожности, связанной с нарушением привычного хода событий.

Список литературы

  1. Гавриш В.В. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки высших учебных заведений / В.В. Гавриш // Образование и наука. – 2019. – № 5. – С. 213-219.
  2. Звенигородская М.А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М.А. Звенигородская // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 256-258.
  3. Самыгин С.И. Психология молодежи / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, В.И. Бондин [и др.]. – Москва: РУСАЙНС, 2020. – 404 с.

Поделиться

121

Нигматуллина А. Р. Влияние тревожности на поведение в конфликтных ситуациях у подростков // Актуальные исследования. 2025. №15 (250). URL: https://apni.ru/article/11704-vliyanie-trevozhnosti-na-povedenie-v-konfliktnyh-situaciyah-u-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая