Для анализа цифровой трансформации организаций сферы услуг необходимо определение факторов, способствующих цифровой трансформации сферы услуг. При этом под факторами в данной работе планируется понимать движущую силу процесса цифровой трансформации. Проведем анализ научных работ и выделим какие факторы по мнению исследователей способствуют цифровой трансформации организаций сферы услуг.
В работе И. В. Данилина исследуется развитие цифровой экономики в Соединенных Штатах Америки и Китайской Народной Республике, автор анализирует причины цифровой трансформации, а также причины первенства в данной сфере этих двух стран. Применительно к цифровой трансформации организаций сферы услуг автор отмечает следующие факторы, способствующие ее осуществлению: рыночный фактор, определяющийся тем, что предложение не успевает за спросом, технологический фактор, характеризующийся трендом на взаимодействие человека и технологии. Автор отмечает, что оба фактора характерны для двух стран являющимися в настоящее время технологическими лидерами и крупнейшими экономиками мира [1, с. 246-267].
Е. П. Кочетков в своем исследовании, посвященном цифровой трансформации организаций определению ее сущности и эмпирической оценки влияния на эффективность, заявляет о следующих факторах, которые являются движущей силой цифровой трансформации организаций сферы услуг. Первым фактором он отмечает потребности клиентов, которые формируют спрос на цифровые сервисы, а организации сферы услуг данный спрос стараются удовлетворить. Второй фактор, отмеченный автором это эффективная система сбора и анализа данных, при цифровой трансформации можно усилить возможности анализа данных, который в последствии поможет сформировать высокоспросовые услуги. Третьим фактором является бизнес-сотрудничество и бизнес-конкуренция, которые заставляют организации подтягивать свой уровень за лидерами в целях завоевания своей доли рынка [2, с. 38-51].
Исследуя цифровую трансформацию бизнеса, В. Д. Бунин выделяет целый ряд факторов способствующих цифровой трансформации организаций сферы услуг: снижение транзакционных издержек, устранение барьеров для выхода на рынок, возможность получения конкурентных преимуществ перед более крупными фирмами, персонализацию товаров и услуг, простоту и удобство при осуществлении сделок, широкие возможности для аналитики, инструменты для маркетинга и дистрибуции, оптимизация процесса риск-менеджмента, снижение степени влияния рисков, улучшение корпоративной культуры [3, с. 121-126].
При рассмотрении институциональных аспектов инновационного развития российской экономики Л. А. Горбач говорит, что ключевыми факторами цифровой трансформации организаций сферы услуг является повышение конкурентоспособности такой организации и экономики в целом. Процесс цифровой трансформации сегодня способствует коренному преобразованию не только конкретных процессов, но и организации в целом, поэтому факторами цифровой трансформации являются факторы, в целом воздействующие на организацию [4, с. 130-141].
В работе О. С. Комарчева отмечается, что сфера услуг одна из первых, где начала осуществляться цифровая трансформация. Факторами цифровой трансформации организаций сферы услуг по мнению исследователя являются клиентоцентричность, партнерство с другими организациями, возможность использования больших данных для проведения анализа рынка и клиентского потока, развитие внутрикорпоративной культуры. Автор раскрывает описанные им факторы следующим образом. Роль факторов клиентоцентричности и анализа больших данных в цифровой трансформации организации сферы услуг он определяет, как акцент на потребителе, с помощью которого возможно изучить его поведенческие характеристики, выявить потребности и наладить эффективную коммуникацию с клиентом. А фактор партнерства и развития корпоративной культуры автор объясняет возможностью выстраивания логистики, взаимовыгодным отношениям с поставщиками и способностью привлечения квалифицированных кадров [5].
Рассматривая формирование алгоритма цифровой трансформации организации сферы услуг, О. В. Третьяков рассматривает факторы как способствующие цифровой трансформации таких организаций, так и факторы, негативно влияющие на нее. В качестве факторов, способствующих цифровой трансформации, он выделяет повышение точности производственных процессов, снижение влияния человека за счет автоматизации производственных процессов, обеспечение экономии ресурсов [6, с. 237-247].
Анализируя экономические и социальные эффекты цифровой трансформации С. А. Иноземцев выявил конкретные факторы, способствующие цифровой трансформации организаций сферы услуг. Среди которых он отмечает наличие широкополосного подключения к Интернету, цифровые навыки населения и уровень использования интернет-услуг, уровень интеграции инноваций информационных технологий в бизнес-среду, улучшение контроля над внутренним производством и процессов продаж, упрощение выхода на новые рынки, повышение прозрачности и простоты деятельности [7, с. 155-158].
Н. С. Волостнов проводя анализ актуальности повышения эффективности управления в сервисной деятельности в условиях глобализации и перехода к шестому технологическому укладу выделяет в качестве факторов способствующих цифровой трансформации организаций сферы услуг императивы устойчивого развития и ESG повестку, интернационализацию и глобализацию бизнеса, и расширение сетевых видов бизнеса, переориентацию потребительских практик с концепции «владения» на концепцию «совместного доступа» [8, с. 40].
Рассмотрев выделяемые в научных исследованиях факторы, способствующие осуществлению цифровой трансформации сферы услуг, дополним перечень факторами, которые способствуют цифровой трансформации организаций сферы услуг по мнению автора:
- повышение точности производственных процессов за счет внедрения передовых технологий и методов управления.
- потребности клиентов, формирующие спрос на цифровые сервисы.
- снижение стоимости услуг и получение дополнительной прибыли.
- изменение ценностей и норм.
- влияние социальных сетей и медиа.
- повышение прозрачности и простоты деятельности.
- снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Представленные в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, а также выделенные автором факторы цифровой трансформации сферы услуг отражают движущую силу цифровой трансформации организаций сферы услуг и мотивацию организаций осуществлять цифровую трансформацию, а также направления работы инновационной инфраструктуры для осуществления цифровой трансформации сферы услуг.