Главная
Конференции
Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире
Факторы цифровой трансформации в развитии организаций сферы услуг и их роль в фо...

Факторы цифровой трансформации в развитии организаций сферы услуг и их роль в формировании инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

инновации
инновационное развитие
сфера услуг
организации сферы услуг
инновационная инфраструктура
цифровая трансформация

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос цифровой трансформации организаций сферы услуг через призму факторов, способствующих данному процессу. Под факторами понимаются движущие силы, определяющие мотивацию и направления цифрового преобразования. Проведен анализ научных трудов российских исследователей, в которых обосновываются ключевые условия цифровой трансформации: потребности клиентов, технологические и рыночные изменения, развитие цифровых навыков, использование больших данных, изменение ценностей и норм, влияние ESG-повестки, а также институциональные и экономические преобразования.

Текст статьи

Для анализа цифровой трансформации организаций сферы услуг необходимо определение факторов, способствующих цифровой трансформации сферы услуг. При этом под факторами в данной работе планируется понимать движущую силу процесса цифровой трансформации. Проведем анализ научных работ и выделим какие факторы по мнению исследователей способствуют цифровой трансформации организаций сферы услуг.

В работе И. В. Данилина исследуется развитие цифровой экономики в Соединенных Штатах Америки и Китайской Народной Республике, автор анализирует причины цифровой трансформации, а также причины первенства в данной сфере этих двух стран. Применительно к цифровой трансформации организаций сферы услуг автор отмечает следующие факторы, способствующие ее осуществлению: рыночный фактор, определяющийся тем, что предложение не успевает за спросом, технологический фактор, характеризующийся трендом на взаимодействие человека и технологии. Автор отмечает, что оба фактора характерны для двух стран являющимися в настоящее время технологическими лидерами и крупнейшими экономиками мира [1, с. 246-267].

Е. П. Кочетков в своем исследовании, посвященном цифровой трансформации организаций определению ее сущности и эмпирической оценки влияния на эффективность, заявляет о следующих факторах, которые являются движущей силой цифровой трансформации организаций сферы услуг. Первым фактором он отмечает потребности клиентов, которые формируют спрос на цифровые сервисы, а организации сферы услуг данный спрос стараются удовлетворить. Второй фактор, отмеченный автором это эффективная система сбора и анализа данных, при цифровой трансформации можно усилить возможности анализа данных, который в последствии поможет сформировать высокоспросовые услуги. Третьим фактором является бизнес-сотрудничество и бизнес-конкуренция, которые заставляют организации подтягивать свой уровень за лидерами в целях завоевания своей доли рынка [2, с. 38-51].

Исследуя цифровую трансформацию бизнеса, В. Д. Бунин выделяет целый ряд факторов способствующих цифровой трансформации организаций сферы услуг: снижение транзакционных издержек, устранение барьеров для выхода на рынок, возможность получения конкурентных преимуществ перед более крупными фирмами, персонализацию товаров и услуг, простоту и удобство при осуществлении сделок, широкие возможности для аналитики, инструменты для маркетинга и дистрибуции, оптимизация процесса риск-менеджмента, снижение степени влияния рисков, улучшение корпоративной культуры [3, с. 121-126].

При рассмотрении институциональных аспектов инновационного развития российской экономики Л. А. Горбач говорит, что ключевыми факторами цифровой трансформации организаций сферы услуг является повышение конкурентоспособности такой организации и экономики в целом. Процесс цифровой трансформации сегодня способствует коренному преобразованию не только конкретных процессов, но и организации в целом, поэтому факторами цифровой трансформации являются факторы, в целом воздействующие на организацию [4, с. 130-141].

В работе О. С. Комарчева отмечается, что сфера услуг одна из первых, где начала осуществляться цифровая трансформация. Факторами цифровой трансформации организаций сферы услуг по мнению исследователя являются клиентоцентричность, партнерство с другими организациями, возможность использования больших данных для проведения анализа рынка и клиентского потока, развитие внутрикорпоративной культуры. Автор раскрывает описанные им факторы следующим образом. Роль факторов клиентоцентричности и анализа больших данных в цифровой трансформации организации сферы услуг он определяет, как акцент на потребителе, с помощью которого возможно изучить его поведенческие характеристики, выявить потребности и наладить эффективную коммуникацию с клиентом. А фактор партнерства и развития корпоративной культуры автор объясняет возможностью выстраивания логистики, взаимовыгодным отношениям с поставщиками и способностью привлечения квалифицированных кадров [5].

Рассматривая формирование алгоритма цифровой трансформации организации сферы услуг, О. В. Третьяков рассматривает факторы как способствующие цифровой трансформации таких организаций, так и факторы, негативно влияющие на нее. В качестве факторов, способствующих цифровой трансформации, он выделяет повышение точности производственных процессов, снижение влияния человека за счет автоматизации производственных процессов, обеспечение экономии ресурсов [6, с. 237-247].

Анализируя экономические и социальные эффекты цифровой трансформации С. А. Иноземцев выявил конкретные факторы, способствующие цифровой трансформации организаций сферы услуг. Среди которых он отмечает наличие широкополосного подключения к Интернету, цифровые навыки населения и уровень использования интернет-услуг, уровень интеграции инноваций информационных технологий в бизнес-среду, улучшение контроля над внутренним производством и процессов продаж, упрощение выхода на новые рынки, повышение прозрачности и простоты деятельности [7, с. 155-158].

Н. С. Волостнов проводя анализ актуальности повышения эффективности управления в сервисной деятельности в условиях глобализации и перехода к шестому технологическому укладу выделяет в качестве факторов способствующих цифровой трансформации организаций сферы услуг императивы устойчивого развития и ESG повестку, интернационализацию и глобализацию бизнеса, и расширение сетевых видов бизнеса, переориентацию потребительских практик с концепции «владения» на концепцию «совместного доступа» [8, с. 40].

Рассмотрев выделяемые в научных исследованиях факторы, способствующие осуществлению цифровой трансформации сферы услуг, дополним перечень факторами, которые способствуют цифровой трансформации организаций сферы услуг по мнению автора:

  • повышение точности производственных процессов за счет внедрения передовых технологий и методов управления.
  • потребности клиентов, формирующие спрос на цифровые сервисы.
  • снижение стоимости услуг и получение дополнительной прибыли.
  • изменение ценностей и норм.
  • влияние социальных сетей и медиа.
  • повышение прозрачности и простоты деятельности.
  • снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Представленные в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, а также выделенные автором факторы цифровой трансформации сферы услуг отражают движущую силу цифровой трансформации организаций сферы услуг и мотивацию организаций осуществлять цифровую трансформацию, а также направления работы инновационной инфраструктуры для осуществления цифровой трансформации сферы услуг.

Список литературы

  1. Данилин И.В. Развитие цифровой экономики США и КНР: факторы и тенденции / И.В. Данилин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – Т. 12, № 6. – С. 246-267.
  2. Кочетков Е.П. Цифровая трансформация компаний: сущность и эмпирическая оценка влияния на эффективность / Е.П. Кочетков, А.А. Забавина // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2021. – № 1(195). – С. 38-51.
  3. Бунин В.Д. Цифровая трансформация бизнеса / В.Д. Бунин, Е.А. Бунина // Цифровизация: наука и образование в условиях современных вызовов: сборник материалов I международной межфилиальной научной конференции, Ташкент, 29 октября 2021 года. – Ташкент: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Ташкентский филиал, 2021. – С. 121-126.
  4. Горбач Л.А. Институциональные аспекты инновационного развития отечественной экономики в условиях новой цифровой парадигмы / Л.А. Горбач, С.А. Башкирцева, Ч.А. Мисбахова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 5(84). – С. 130-141.
  5. Комарчева О.С., Лысенко Е.А. Оценка степени готовности предприятий торговли и сферы услуг к цифровой трансформации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки.2020. Т. 5. № 3.
  6. Третьяков О.В. Формирование алгоритма цифровой трансформации современной компании сферы услуг / О.В. Третьяков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – Т. 12, № 8-1. – С. 237-247.
  7. Иноземцев С.А. Экономический и социальный эффект цифровой трансформации / С.А. Иноземцев, А.В. Линкина // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2022. – № 1(40). – С. 155-158. – EDN QQFZNK.
  8. Актуальность повышения эффективности управления институтами в сервисной деятельности в условиях становления в глобализированном мире шестого технологического уклада / Н.С. Волостнов, А.Л. Лазутина, Т.Е. Лебедева [и др.] // Московский экономический журнал. – 2020. – № 1. – С. 40.
  9. Пантелеева И.А. Итоги экспертной дискуссии «Региональные институты развития науки как драйвер роста кадрового потенциала региона» (Красноярский экономический форум 2023 г.) / И.А. Пантелеева, И.В. Писарев, В.И. Бывшев // Управление наукой и наукометрия. – 2023. – Т. 18, № 1. – С. 141.
  10. Бакшт Д.А. Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными: промежуточные итоги и перспективы (Красноярский край) / Д.А. Бакшт, В.Г. Демин, В.И. Бывшев // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2018. – № 3(99). – С. 60-65.

Поделиться

33

Бывшев В. И. Факторы цифровой трансформации в развитии организаций сферы услуг и их роль в формировании инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг // Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11705-faktory-cifrovoj-transformacii-v-razvitii-organizacij-sfery-uslug-i-ih-rol-v-formirovanii-innovacionnoj-infrastruktury-razvitiya-organizacij-sfery-uslug

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#15 (250)

Прием материалов

12 апреля - 18 апреля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 мая