В системе уголовного права посягательства на личную свободу и половую неприкосновенность относятся к одним или наиболее тяжким преступлений, совершаемых против личности. Если обратиться к статистическим данным, то в 2024 году количество преступлений против половой неприкосновенности снизилось на 2,3 процента по сравнению с 2023 годом. Однако за 2024 и 2023 годы показатели ниже, чем за 2022 и 2021 годы. Так, в 2021 году число преступлений против свободы и половой неприкосновенности составляло 3457, в 2022 году – 3311, в 2023 году – 3096 и в 2024 году – 2411. Несмотря на то, что в настоящее время тенденция совершения преступлений против свободы и половой неприкосновенности свидетельствует об уменьшении, остаются нерешенными проблемы уголовной ответственности заданный вид преступления.
Если обратиться к нормам уголовного законодательства, то в соответствии со ст. 131 УК РФ, то можно отметить, что изнасилование представляет собой преступление в виде полового сношения, которое сопровождается применением насилия или угрозой применения насилия к потерпевшей или другим лицам. Уголовная ответственность за совершения преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ установлена посредством применения наказания в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет. Особенностью изнасилования является то, что в отличие от других преступлений, мотив совершения изнасилования не оказывает влияние на уголовную правовую квалификацию противоправного общественно опасного деяния.
Проблемы уголовной ответственности связаны с проблемами квалификации преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ. При этом применение насилия или угроза применения насилия, имеют место в случае наличия признаков сопротивления жертвы и оказывают влияние на квалификацию изнасилования с причинением вреда здоровью. Однако нельзя не согласиться с позицией ВС РФ, поскольку изнасилование предполагает сопротивление потерпевшей при совершении преступления и определить по таким признакам совершено ли изнасилование с причинением вреда здоровью или без такового не представляется возможным. В связи с этим при определении квалификации и уголовной ответственности за совершение изнасилования возникают вопросы определения пределов половой свободы потерпевшей. Обусловлено это тем, что понимание пределов половой свободы совершеннолетних носит исключительно субъективный характер и в случае отсутствие явного причинения вреда здоровью данный признак зачастую не удается установить.
Проблемой квалификации изнасилования является диспозиция нормы, которая определяет объект преступления – половую свободу. Однако пределы правовой свободы устанавливаются не правоохранительными органами в ходе осуществления оперативной розыскной и следственной деятельности, а самой потерпевшей. Данное обстоятельство приводит к вероятности установления ошибочного субъекта.
В настоящее время состав преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, направлен на обеспечение защиты потерпевших от совершения преступлений. В теории уголовного процессуального законодательства для установления факта совершения изнасилования достаточным являются показания потерпевшей от совершения изнасилования. Вместе с тем, необходимым является установление на этапах проведения следственных действия проведение медицинской экспертизы в целях недопущения ошибки квалификации преступления и привлечения невиновных субъектов к уголовной ответственности. В качестве направлений совершенствования уголовного законодательства по вопросам установления уголовной ответственности за совершение изнасилования необходимо определить пределы половой свободы и неприкосновенности потерпевших в совершении преступлений, которые имели бы четкое разграничение с этическим субъективными признаками и признаками уголовной правовой квалификации.
Одной из проблем уголовно-правовой квалификации и уголовной ответственности за совершение изнасилования является проблемы, связанные с установлением отягчающих обстоятельств при установлении уголовной ответственности за изнасилование, совершенное против несовершеннолетних. В соответствии со ст. 63 УК РФ в качестве отягчающих обстоятельств рассматриваются применение насилия родственниками, субъектами образовательной организации. При этом положения ст. 63 УК РФ к числу отягчающих обстоятельств не относится к лицам, совместно проживающим с несовершеннолетним, например, если один из родителей несовершеннолетнего находится в разводе и проживает совместно с другим лицом. Решением проблемы в данном случае является расширение перечня субъектов, предусмотренных ст. 63 УКРФ.