Главная
Конференции
Современные исследования в социально-гуманитарной сфере
Игра как метод развития творческих способностей личности ребёнка

Игра как метод развития творческих способностей личности ребёнка

Автор(-ы):

Шапошник Людмила Юрьевна

Шапошник Динара Сибагатулловна

Чистякова Наталья Павловна

Шкут Ирина Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

игра
ребёнок
детский сад
творчество
личность
метод

Аннотация статьи

Статья акцентирует внимание на важную роль игры в развитии творческих способностей личности ребёнка.

Текст статьи

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

Основной и важный вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, в процессе которой развиваются физические и духовные силы ребенка; его воображение, внимание, память, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Детские игры – это форма включения ребёнка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребёнка, его социализации.

Существует ряд видов игровой деятельности:

  • Спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил человека;
  • Ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п;
  • Художественные, передающие образ, явления природы, настроение и пр.;
  • Дидактические, формирующие знания, учения и навыки;
  • Деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующих систему отношений характерных для определённого вида деятельности;
  • Военные, прогнозирующие ход сражения.

Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринуждённо познать самого себя и окружающий мир, органично войти в него. Важно, что игра развивает творческие способности ребенка дошкольного возраста.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.

Развитие творческих способностей, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).

Для направления игры, как педагогического процесса в нужное русло необходимо владеть законами развития игрового действия. Существуют общие требования к играм, выполняемые на определённых этапах их организации и проведения.

Во-первых, необходимо сформулировать педагогическую цель, которая в свою очередь определяет форму, как характер и содержание избираемой игры.

Во-вторых, в процессе учебно-воспитательной работы игра может быть использована, как игровой момент с целью релаксации.

В-третьих, игра может быть использована, как педагогический приём для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков.

В-четвёртых, игра может быть использована, как дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания. Дидактическая игра и игровые приёмы, выступающие, как средство пробуждения детей к определённым видам деятельности должны использоваться в учебном процессе.

Игровая деятельность в любом её проявлении строится на инициативе, творческой импровизации и в этом её ценность. Игра приподнимает над обыденностью, всеобщая «заряженность» переносит детей в обыденную обстановку. Даже замкнутым детям игра помогает активно включаться в учебный процесс, отсутствие боязни выглядеть смешным создаёт ощущение лёгкости и веры в себя.

Важно, что с одной стороны, игра не имеет возрастных границ, с другой при организации игровой деятельности каждая возрастная группа отличается своей спецификой.

Игры для детей дошкольного возраста должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Следует помнить о быстроте утомляемости детей и неустойчивости их внимания, музыкальное оформление игры придаёт ей особый колорит веселья и задора. Страсть к подражанию животным, растениям, звукам окружающего мира, повышенная эмоциональность увлекает детей, побуждает их к активному участию.

Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий:

  • игра должна нести положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях;
  • в ней должны быть задействованы все дети и осуществляется постоянная смена ролей участвующих;
  • она должна предусматривать преодоление определённых трудностей, усложняющихся в процессе игры;
  • в игру необходимо включить элемент состязательности.

Творческое развитие личности, её обучение осуществляется тем успешнее, чем активнее используется игра, как метод обучающего воздействия. Игра в руках знающего педагога является инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства к целенаправленной образовательной деятельности.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1987.
  2. Якиманская Л.А. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2001.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педин-тов / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Овчинникова Т. Вокально-коррекционный коллаж «Пять шагов на пути к правильной речи» «Союз художников СПб» 2012.
  6. Кулагина И.Е. Художественное движение. Метод Л.Н. Алексеевой. 1996.

Поделиться

7160

Шапошник Л. Ю., Шапошник Д. С., Чистякова Н. П., Шкут И. Н. Игра как метод развития творческих способностей личности ребёнка // Современные исследования в социально-гуманитарной сфере : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 сентября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/1174-igra-kak-metod-razvitiya-tvorcheskikh-sposobn

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля