Игра как метод развития творческих способностей личности ребёнка

Статья акцентирует внимание на важную роль игры в развитии творческих способностей личности ребёнка.

Аннотация статьи
игра
творчество
ребёнок
личность
детский сад
метод
Ключевые слова

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

Основной и важный вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, в процессе которой развиваются физические и духовные силы ребенка; его воображение, внимание, память, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Детские игры – это форма включения ребёнка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребёнка, его социализации.

Существует ряд видов игровой деятельности:

  • Спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил человека;
  • Ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п;
  • Художественные, передающие образ, явления природы, настроение и пр.;
  • Дидактические, формирующие знания, учения и навыки;
  • Деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующих систему отношений характерных для определённого вида деятельности;
  • Военные, прогнозирующие ход сражения.

Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринуждённо познать самого себя и окружающий мир, органично войти в него. Важно, что игра развивает творческие способности ребенка дошкольного возраста.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.

Развитие творческих способностей, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).

Для направления игры, как педагогического процесса в нужное русло необходимо владеть законами развития игрового действия. Существуют общие требования к играм, выполняемые на определённых этапах их организации и проведения.

Во-первых, необходимо сформулировать педагогическую цель, которая в свою очередь определяет форму, как характер и содержание избираемой игры.

Во-вторых, в процессе учебно-воспитательной работы игра может быть использована, как игровой момент с целью релаксации.

В-третьих, игра может быть использована, как педагогический приём для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков.

В-четвёртых, игра может быть использована, как дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания. Дидактическая игра и игровые приёмы, выступающие, как средство пробуждения детей к определённым видам деятельности должны использоваться в учебном процессе.

Игровая деятельность в любом её проявлении строится на инициативе, творческой импровизации и в этом её ценность. Игра приподнимает над обыденностью, всеобщая «заряженность» переносит детей в обыденную обстановку. Даже замкнутым детям игра помогает активно включаться в учебный процесс, отсутствие боязни выглядеть смешным создаёт ощущение лёгкости и веры в себя.

Важно, что с одной стороны, игра не имеет возрастных границ, с другой при организации игровой деятельности каждая возрастная группа отличается своей спецификой.

Игры для детей дошкольного возраста должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Следует помнить о быстроте утомляемости детей и неустойчивости их внимания, музыкальное оформление игры придаёт ей особый колорит веселья и задора. Страсть к подражанию животным, растениям, звукам окружающего мира, повышенная эмоциональность увлекает детей, побуждает их к активному участию.

Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий:

  • игра должна нести положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях;
  • в ней должны быть задействованы все дети и осуществляется постоянная смена ролей участвующих;
  • она должна предусматривать преодоление определённых трудностей, усложняющихся в процессе игры;
  • в игру необходимо включить элемент состязательности.

Творческое развитие личности, её обучение осуществляется тем успешнее, чем активнее используется игра, как метод обучающего воздействия. Игра в руках знающего педагога является инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства к целенаправленной образовательной деятельности.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры.

Текст статьи
  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1987.
  2. Якиманская Л.А. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2001.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педин-тов / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Овчинникова Т. Вокально-коррекционный коллаж «Пять шагов на пути к правильной речи» «Союз художников СПб» 2012.
  6. Кулагина И.Е. Художественное движение. Метод Л.Н. Алексеевой. 1996.
Список литературы