Согласно приказу Минпросвещения России от 5 ноября 2024 г. № 769 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями <…>» [1], одними из основных учебных изданий по французском языку являются:
- «Французский язык. 7 класс. В двух частях», 10-е издание, переработанное, авторы: Кулигина А. С., Щепилова А. В.
- «Французский язык: 7-й класс», углублённый уровень, авторы: А. С. Кулигина, О. В. Иохим.
Проанализируем данные учебники на предмет наличия в них семейно-ценностной тематики. Начнём с учебника «Le français, c'est super».
УМК «Твой друг французский язык-7» предназначен для учащихся седьмого класса основной школы. Учебник состоит из 7 разделов, каждый из которых насыщен рубриками по всем видам речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо).
Учебник разделён на две части. Первая часть состоит из четырёх разделов и 11 тем, каждая из которых позволяет включить семейно-ценностный компонент, направленный на формирование традиционных семейных ценностей. Так, например, в первой части есть задания на следующие темы: обсуждение семейных традиций в выборе одежды и уважение к мнению родителей, укрепление семейных связей, важность совместного времяпрепровождения. Вторая часть также включает темы, способствующие формированию семейных ценностей, такие как обсуждение семейных обязанностей, взаимоотношений между родителями и детьми, а также традиций.
Выполненный нами анализ, позволяет говорить, что в данном учебнике представлены серии заданий по семейно-ценностной тематике:
- unité 1. Leçon 2, p.15, ex.4. La pression de la mode – donner son avis sur les vêtements achetés par les parents.
- unité 1. Leçon 2, p.23. Un récit intitulé “Ma façon de m'habiller” – évoquer des désaccords avec les parents.
- unité 1. Leçon 3, p.29 ex.8. Faire du shopping: seul(e) ou accompagné(e), donner son avis sur les vêtements.
- unité 1. Leçon 3, p.37. Rédaction d’un récit sur une sortie shopping avec un(e) proche.
- unité 2. Leçon 1, p.40–41; p.46, ex.1. Vacances chez les grands‑parents : aider à la récolte.
- unité 3. Leçon 1, p.82, ex.8. Les intérêts et les préférences des parents.
- unité 4. Leçon 1, p.122–123. Les vacances en famille – description d’activités partagées.
- unité 4. Leçon 2, p.128 ex.4. Une idée de cadeau – souhaits personnels et cadeaux pour les proches.
- unité 6, Leçon 2, p.65, ex.3. La répartition des tâches ménagères au sein de la famille.
- unité 6. Leçon 2, p.70. Le sujet des désaccords entre les enfants et les parents.
- unité 7. Leçon 1, p.94, ex.3. Des situations de conflit avec les parents.
- unité 7. Leçon 1, p.100 ex.3. Les relations familiales [4].
В большинстве заданий семейная тематика представлена частично, что недостаточно раскрывает тематику семейных ценностей, не позволяет в полной мере раскрыться духовно-нравственному потенциалу иностранного языка в формировании традиционных семейных ценностей у учащихся. В учебнике отсутствуют проектные задания, которые могли бы позволить учащимся глубже исследовать или представить свои взгляды на важность семьи в жизни человека.
Несмотря на то, что в данном УМК присутствуют несколько текстов, касающихся семейных тем (описание отпусков с родителями или помощь родственникам) – эти материалы носят в больше мере информативный характер, чем воспитательный. Таким образом, задания в учебнике «Твой друг французский язык-7» не достаточно широко включают семейную тематику, не акцентируют достаточное внимание на детско-родительские отношения и значимость семьи в жизни подростков.
Представим анализ УМК «Le français en perspective» («Французский в перспективе-7»), который предназначен для учащихся 7 класса в общеобразовательных школах с углубленным изучением французского языка.
Учебник состоит из одной части, которая включает 8 разделов, каждый из которых позволяет интегрировать семейно-ценностный компонент, направленный на формирование традиционных семейных ценностей. Например: обсуждение семейных интересов, изучение семейных праздников, обсуждение семейных фотографий и воспоминаний, интервью с родственниками об их прошлом, важность распределения обязанностей в семье.
В анализируемом учебнике представлена серия упражнений по семейно-ценностной тематике:
- unité 1. 28-29 ex.1. Texte sur le temps passé en famille et les intérêts communs; mise en scène à partir du texte.
- unité 2. 42 ex.11. Chez les grands-parents – que faire pour les aider à réparer la maison de campagne.
- unité 2. p.42 ex.11. Exprimer ce que vos proches n’aiment pas que vous fassiez.
- unité 2. p.52 ex.7. Projet de soirée en famille perturbé par une panne: intentions et réalité.
- unité 3. p.89-90 ex.1 et p.91-92 ex.7. Texte sur une relation parent-enfant complexe et la trahison vécue par l’enfant.
- unité 4. p.98-99 ex.1. Les fêtes familiales: Nouvel An, Fête des Mères, Fête des pères – vœux et cadeaux.
- unité 4. p.100 ex.4. Créer un calendrier des fêtes célébrées dans sa famille.
- unité 4. p.118 ex.1. Décrire une fête familiale selon sa propre expérience.
- unité 5. p.131 ex.12. Présentation sur les préférences des enfants – discussion avec les parents.
- unité 6. p.169 ex.4. Décrire des photos familiales à l’aide d’un langage littéraire: les images, les comparaisons, les épithètes [3].
Проанализировав данный УМК можно сделать вывод о том, что он содержит более разнообразные и многочисленные задания, касающиеся темы семьи и семейных ценностей, чем предыдущий учебник. Однако, несмотря на наличие этих заданий, все равно наблюдается недостаточно более глубоких заданий, имеющих воспитательную направленность, например, в рамках взаимодействия детей с членами семьи, межпоколенческих связей и укрепления семейных традиций.
Мы отметим, что в учебнике предлагается один проект (Unité 5. p.131 ex.12). Однако задания, посвященные реальному взаимодействию детей с членами их семьи, например изучение истории семьи, рассказ о детстве родителей и родственников, вопросы про разделение семейных обязанностей, не представлены. Хотя в учебнике присутствуют тексты о семье (Unité 1. p.28-29 ex.1 и Unité 4. p.118 ex.1), они фокусируются на базовых аспектах семейных взаимоотношений, но не раскрывают более глубокие семейные ценности. Не хватает текстов, где бы детально рассматривались темы взаимной поддержки, уважения и заботы в семье, что является важным элементом формирования ценностей у учеников.
Важно отметить, что, несмотря на утверждённую в ФГОС ООО необходимость расширения практического опыта учащихся, данные учебники не предлагают достаточно практических заданий, направленных на применение полученных знаний в реальной жизни [2]. Можно добавить больше проектов и тем для обсуждений, который будут связаны с историей семьи, взаимоотношениями между членами семьи, семейными традициями, совместным времяпрепровождением, проблемами между детьми и родителями, разделениями семейных обязанностей, взаимопомощью и поддержкой в трудные моменты и т. п.
О. А. Сулейманова отмечает, что образование сегодня становится все более практико-ориентированным, что подтверждает необходимость внедрения заданий, направленных на применение знаний в жизни [5]. Нужно обсуждать с детьми актуальные проблемы и вопросы, которые помогут им понять ценность семьи и сблизиться со своими близкими.
Анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по французскому языку для 7 класса показал, что оба рассмотренных учебника («Le français, c'est super» и «Le français en perspective») содержат определённый набор заданий, нацеленных на формирование семейных ценностей у учащихся. Однако степень вовлеченности учеников в этот воспитательный процесс остаётся ограниченной.
Таким образом, можно сделать вывод, что хотя УМК по французскому языку для 7 класса включают задания, которые затрагивают семейные темы, их объем и глубина не позволяют в полной мере реализовать потенциал этих материалов для формирования у учащихся традиционных семейных ценностей. Для более эффективного включения семейной тематики в образовательный процесс необходимо разработать дополнительные проекты и текстовые материалы, которые бы способствовали более глубокому осмыслению учащимися ценности семьи и их роли в ней.