Развитие речи дошкольников – проблемы и пути их решения

Развитие речи дошкольников – проблемы и пути их решения

В статье рассматривается влияние различных предметов на развитие речи детей. Анализируются причины, способствующие медленному развитию, а также подходы и методы активного развития речи.

Аннотация статьи
развитие речи
дополнительное образование
словарный запас
речевые навыки
речь
Ключевые слова

Важнейшим показателем уровня культуры человека, его интеллекта, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается выразительность речи. Всем этим богатством ребенок овладевает активно – в процессе своей речевой практики.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь является одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, для дошкольника– средством общения, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Проблема развития речи у дошкольников – одна из самых обсуждаемых в дидактике начального образования. Педагоги уделяют большое внимание методам и приемам формирования речевых навыков обучающихся. Влияние других предметов на развитие речи учащихся недооценивается, стоит заметить, что уроки окружающего мира, географии, музыки вносят огромную лепту в развитие речи.

Проблема развития речи ребенка была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно развита речевая деятельность.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является развитие речи учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности дошкольника.

Современное дошкольное образование должно подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться, и обладает внутренней культурой. Цель в том, чтобы ребенок умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, используя приоритетные средства – культуру речи и культуру общения.

Ребёнок приходит на занятия с определённым запасом слов и оборотов для выражения мыслей и чувств. У многих детей бедный запас слов, общее недоразвитие речи с дефектами звукопроизношения. Они не умеют строить самостоятельно связный рассказ, в предложениях часто повторяются одни и те же слова. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. От успешности развития речи дошкольников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках по окружающему миру и географии, музыке, поэтому эти уроки эффективны для развития устной речи дошкольников.

Знание педагогом методов и приемов развития устной речи на уроках географии и окружающего мира, музыки, индивидуально-психологических особенностей дошкольников, позволяет верно организовать учебный процесс по речевому развитию: подбор упражнений, способствующих речевому развитию; широкое использование различного методического материала; моделирование дифференцированных заданий для учащихся.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний – от 3000 до 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Слова, усваиваемые детьми, делятся на две группы. Первая – это активный запас, в нее входят слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно использует в своей речи. Вторая – пассивный запас – включает слова, которые ребенок понимает, но не включает в свою речь. Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что новое предлагаемое слово пополнит активный словесный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено.

«Каждое новое слово, выученное ребенком, кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку помочь понять, чем одни слова связаны с другими, его словарь быстро увеличивается».

Важным общеречевым умением, которое надо выработать уже к шестилетнему возрасту, считаю умение планировать свое высказывание. Педагог часто обращается к детям с просьбой что-то объяснить или доказать. Здесь у дошкольников возникают трудности объективного характера. Младший дошкольник выступает в роли «почемучки», а на уроках ему приходится самому устанавливать причинно-следственные связи между фактами, давать объяснения явлений, рассуждать, чему его никто не учил.

Комплексные занятия помогают сосредоточить внимание детей на содержании изучаемого вопроса, что в свою очередь способствует развитию наблюдательности учащихся и подводит их к осознанию средств музыкальной, художественной выразительности. Реальный жизненный опыт, связанный с искусством, непосредственные впечатления об окружающем является питательной средой для развития творчества детей.

Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – все то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте дошкольников особенно ценна его часть – наблюдение. Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, так же служит средством развития мышления и речи школьников, особенно в связных текстах.

На каждом уроке намечается цель развития речи, учитывая при этом своеобразие изучаемого материала и целесообразность выбора речевой задачи. В этом случае дети лучше усваивают изучаемый материал, знания приобретают качества системности и становятся для учащихся актуальными.

Виды головоломок, игр, кроссвордов для детей очень разнообразны. Педагог обращается к тем из них, что предназначены специально для развития умственных способностей дошкольников, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждения у учащихся живого интереса к изучаемым предметам, стимулируют нестандартные и интересные решения, помогают ребенку оценить уровень предложенных решений.

Часто практикуется минутка «Почемучка». Вопрос ПОЧЕМУ? Должен звучать и в процессе наблюдений природы, и на уроках математики, труда, истории, на всех уроках. Постоянное обращение к причинным зависимостям в процессе познания – это залог развития мышления.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в дошкольном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

Текст статьи
  1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  2. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1969.
  3. шакова О.С. Развитие речи детей. М.: «ТЦ Сфера», 2011.
  4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: «ТЦ Сфера», 1998.
  5. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. М.: «ТЦ Сфера», 2016.
  6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: Аркти, 2002.
  7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1984.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября