В дошкольный период ребёнок активно осваивает разговорный язык, у него формируются и развиваются все аспекты речи: фонетика, лексика, грамматика.
Развитие речи неразрывно связано с развитием мыслительных способностей. По речи ребёнка можно судить о том, насколько хорошо он освоил родной язык, его грамматические тонкости, а также оценить степень его интеллектуального, эстетического и эмоционального развития.
Основные задачи работы по формированию речи у детей в детском саду: развитие речевого аппарата, его гибкости и чёткости; накопление словарного запаса; работа над структурой речи.
Однако важно понимать, что умение играть, особенно на ранних этапах дошкольного возраста, не возникает автоматически. Детей нужно учить играть. И от того, какое содержание взрослые вкладывают в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи культуры общества подрастающему поколению.
Цель работы по развитию познавательных и речевых навыков у детей дошкольного возраста – это формирование всех аспектов устной речи.
Научные исследования демонстрируют, что память, внимание, воображение и логическое мышление развиваются через речь. Хорошо развитая речь – это залог успешного обучения в школе.
Стандартные подходы и форматы работы не всегда способствуют развитию речи детей на высоком уровне. Наиболее действенный метод решения этой задачи – использование игр.
В раннем возрасте игра является основным видом деятельности. Даже в начальной школе обучение часто происходит в игровой форме. Как уже было отмечено, игра способствует развитию всех когнитивных процессов: мышления, концентрации внимания, памяти, речи, мелкой моторики и воображения.
В процессе игры дети познают не только окружающий мир, но и себя, своё место в нём. Игра – это не только способ весело провести время, но и творческий процесс, который формирует личность ребёнка и становится основой его жизни. Поэтому игра играет важную роль в развитии речи у детей дошкольного возраста.
В своей работе для развития речи детей мы используем игры. Благодаря им процесс обучения становится более увлекательным и доступным для дошкольников.
Игры помогают нам развивать речь детей: расширяется словарный запас, учатся правильно произносить звуки и формируются связные высказывания.
Мы стремимся развивать все аспекты устной речи детей через игры. Для этого используем различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные и пальчиковые.
Особое внимание мы уделяем дидактическим играм, которые могут быть словесными, с игрушками и предметами, а также настольно-печатными.
Современные педагогические игры, направленные на развитие речи, представляют собой действенный метод, который способствует улучшению речевых навыков у детей. Это сложное педагогическое явление, которое охватывает различные аспекты обучения и развития детей дошкольного возраста.
Дидактические игры – это мощный инструмент для развития речи. Они делают процесс обучения более увлекательным и интересным для детей, а так же помогают развивать речь детей: расширять словарный запас, формировать правильное произношение и умение ясно выражать свои мысли.
Мы стараемся подбирать такие игры, которые вызывают у детей интерес к работе со словами. В рамках образовательных и режимных моментов используем разнообразные педагогические игры и упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словами и движениями.
Практика демонстрирует, что необходимо уделять внимание развитию слухового восприятия и формированию у ребёнка способности слышать и понимать звуки речи.
Для развития фонетико-фонематической стороны речи мы используем разнообразные игры, такие как «Замкни цепочку», «Каждому звуку свою комнату», «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон» и другие.
Наша работа также направлена на расширение словарного запаса детей. Используем лексико-грамматические игры, такие как «Назови одним словом», «Кем хочешь стать?» (употребление сложных форм глагола), «Что вокруг нас?» (употребление названий предметов) и «Какая, какой, какое?» (подбор прилагательных).
Словесные игры, такие как «Угадай-ка», «Это правда или ложь?», «Опиши, мы отгадаем» и «Придумай другое окончание сказки», помогают детям учиться пересказывать и составлять рассказы по образцу, по схеме, по сюжетной картине или по набору картинок.
Важно, чтобы дети от таких игр получали удовольствие. Успешное решение задачи, радость от победы и одобрение со стороны воспитателя положительно влияют на детей, активизируют их мышление и повышают интерес к познавательной деятельности.
Все дети любят загадки и с энтузиазмом пытаются их разгадать. Поэтому мы создаём для них игры, в которых нужно решать разнообразные задачи. Даже если некоторые задачи не удаётся решить сразу, это не повод для огорчения.
Самое главное в загадках – то, что они стимулируют воображение, помогают описывать людей и предметы и развивают способность быстро реагировать на слова.
В нашей работе актуальны игры для пальчиков, которые помогают детям лучше понимать друг друга и способствуют эмоциональному развитию. Регулярные упражнения и массаж пальцев улучшают когнитивные способности.
Также применяем игры-драматизации, которые доступны и привлекательны для детей. Они доставляют им положительные эмоции и удовольствие, пробуждают чувства прекрасного и возвышенного, что способствует формированию определённого душевного состояния и воодушевления.
Систематически организовываем театрализованные представления, которые играют важную роль в развитии речи детей. В таких играх формируется эмоциональная и насыщенная диалогическая речь. Дети лучше понимают содержание произведения, логику и последовательность событий.
Театрализованные игры помогают детям освоить элементы речевого общения, такие как мимика, жесты, позы, интонация и модуляция голоса.
Большое значение придаём сюжетно-ролевым играм, поскольку они положительно влияют на развитие связной речи. В процессе игры ребёнок разговаривает с игрушкой, озвучивая свои мысли и мысли игрушки, подражает звукам самолёта, голосам животных и т. д. Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речевой активности детей.
В ходе игры мы должны искренне перевоплощаться в различных персонажей, чтобы вызвать у ребёнка эмоции и заставить его сопереживать.
Во время прогулки играем в различные активные игры. Например, с помощью считалки дети выбирают ведущего или многократно повторяют четверостишия. Именно такие игры помогают детям развивать навыки общения и речи: они учатся правильно ставить ударения в словах, чётко произносить звуки, строить предложения и выражать свои мысли.
Игра также влияет на развитие личности ребёнка. Во время игры он моделирует и примеряет к себе поведение и отношения взрослых, которые в этот момент для него являются образцом. В процессе взаимодействия со сверстниками формируются базовые коммуникативные навыки, а также развиваются эмоции и способность контролировать своё поведение.
У ребёнка начинает формироваться способность к самоанализу. Рефлексия – это умение человека размышлять о своих поступках, мотивах и сравнивать их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, мотивами и поступками других людей.
Игра способствует развитию рефлексии, поскольку позволяет контролировать выполнение действий, связанных с общением. Например, играя в больницу, ребёнок может плакать и испытывать страдания, исполняя роль пациента. Он получает удовольствие от игры, потому что считает, что хорошо справился с ролью.
Основная цель взрослого – внимательно следить за игрой ребёнка, обращая внимание на развитие сюжета и ключевых героев. В силу своего возраста ребёнок ещё не может ясно выражать свои мысли и эмоции, но он прекрасно проявляет их в игре.
Игровая активность остаётся значимым аспектом в жизни ребёнка, способствуя развитию его речи и формированию личности. Наша цель – создать условия для того, чтобы игра стала эффективным инструментом для всестороннего развития ребёнка.
Полноценное развитие игры и, следовательно, её коррекционная ценность возрастают при условии планирования игры.
Чтобы обеспечить эффективное развитие речи у дошкольников, необходимо уделить внимание её качеству и своевременности, а также предотвратить возможные отклонения в речевом развитии, необходимо тщательно проработать организационно-содержательные аспекты создания условий для полноценного развития речи детей, усилить профилактические меры и можно использовать профессиональные навыки и знания воспитателей детского сада.
Работа с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье, является важным условием создания единого речевого пространства в детском саду.
Вовлечение родителей в педагогический процесс – ключевой фактор полноценного речевого развития ребёнка. Как известно, образовательный процесс состоит из двух взаимосвязанных аспектов: организации различных форм помощи родителям и содержательной работы с ребёнком. Такой подход к воспитанию детей в условиях детского сада обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
Для обеспечения преемственности необходимо установить доверительный и деловой контакт между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.
Формирование речевых навыков в дошкольном возрасте – это основополагающий аспект для гармоничного развития ребёнка, его лёгкой адаптации в школьной среде и успешного обучения в школе. Любые нарушения в развитии речи могут оказать негативное воздействие на различные сферы жизни ребёнка.
Таким образом, крайне важно систематическое проведение различных видов игр с детьми, которые способствуют развитию их интеллектуальных способностей, расширению кругозора и формированию грамотной речи.