Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

техника танца
дополнительное образование
хореография
классическая школа
танец
танцор

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние техники танца на сам танец. Анализируются подходы и методы работы.

Текст статьи

Однажды Адама Севани, более известный как Роберт Александр III из франшизы о танцах «Шаг вперед» сказал: «Танец может изменить жизнь. Одно движение может освободить целое поколение, заставить думать, что ты чего-то стоишь, а некоторые движения могут дать надежду на то, что ты особенный». Так ли это на самом деле необходимо пройти несколько стадий исследования. Для начала предстоит выяснить, что представляет собой танец, далее проанализировать ступени эволюции лишь в конце сделать вывод, чем же на самом деле является танец. Начнем с исторической справки: «Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – древнейшее из искусств, так как оно способно отразить восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные движения берут истоки от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Совокупность таких движений постепенно превратились в «па» традиционных танцев. Главными параметрами танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и модификации основных движений; рисунок – совокупность движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника – уровень владения телом и навык в выполнении основных па. Во многих танцах важное значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности, а именно: гармоничные движения и позы, пластика и мимика, динамика «варьирование размаха и напряженности движений», амплитуда, темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция, костюм и реквизит.

Освоение танцевальных навыков тесно связано с активизацией внимания, мышления, памяти, формирования самоконтроля, способов развития чувства ритма и такта. В процессе обучения танцу возможно и необходимо использование импровизации (когда танцоры изобретают движения непосредственно во время исполнения), ломаных движений.

Для тех, кто никогда не занимался танцами вышеперечисленное так и останется словами обычными, немного знакомыми, но все же, словами. Для всех остальных, кто хоть немного связан с танцами, каждое слово имеет свой отдельный смысл. Однако не стоит забывать о том, что эмоции зависят также от сюжета танца. Танцовщик может иметь любой рост и вес, в ходе занятий раскрывается внутренний мир через своеобразную технику танца: выразительность движений, жестов, мимики, поз, осмысление своего тела в пространстве и понимание работы групп мышц, воспевание красоты и гармонии человеческого тела, сентиментально – нежных проявлений. Причина успеха выступления кроется в высокой технике движений, которая и приводит к слаженности, легкости, непринужденности и выразительности исполнения танца. Под техникой исполнения танцевальных движений понимают умение правильно и точно исполнить танцевальные движения. «Содержание и глубина хореографического произведения могут быть точно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть подлинного искусства», – считает выдающийся балетмейстер и педагог Н. Тарасов. Любое хореографическое произведение, то есть танец, состоит из движений, каждое из которых, в свою очередь, состоит из нескольких элементов. Каждый жанр хореографии, будто то классический, народный или современный танец, имеет свой собственный набор основных элементов и движений, созданный за многие века существования танцевального искусства. С помощью этих движений, дополняемых жестами и мимикой, исполнители танца передают зрителю не только мысли, чувства, переживания героев, но и само содержание танцевального произведения. Как бы ни отличались друг от друга движения танцев разных жанров, не только в том случае будут воздействовать на зрителя, если будут исполнены технично, то есть грамотно и точно. «Точность – не шаблон, не простой профессиональный педантизм, а живое чувство танца, которое определяет совершенство исполнительского мастерства. Точность позволяет танцору обрести пластическую стройность, уверенность в своих силах, творческую активность. Понятие «около», «рядом», «приблизительно» не совместимы с техникой танца. Малейшая ритмическая и пластическая неточность свидетельствует о том, что исполнитель не владеет мастерством», – пишет Н. Тарасов. Вот почему, обучая детей танцу, развивая исполнительские качества, необходимо с первых их шагов в хореографии формировать умение точно и правильно исполнять все танцевальные движения.

Движущей силой всего этого является стремление танцора быть не похожим на других, а отсутствие жестких норм позволяет соблюдать единственное правило – каждый имеет право на индивидуальность. Высокая техника танца не появляется сама по себе, она формируется постепенно, от занятия к занятию в течение нескольких лет, и вместе с ней растет мастерство исполнения. Техника движений зависит от подготовленности всего двигательного аппарата обучаемых, от выучки и воспитания всего организма ребёнка – мышц, психики, нервной системы. Работа над исполнительской техникой начинается в младшем возрасте с постановки корпуса, тренировки отдельных групп мышц и всего тела воспитанников, формированию у них простейших навыков различных движений. Достигается это с помощью выполнения упражнений для различных частей тела: ног, рук, головы, корпуса – причём каждое из этих упражнений выполняется по определённым правилам. Твёрдое убеждение большинства выдающихся хореографов, что только школа классического танца способна выработать у обучаемых высокую технику танца.

Школа классического танца, располагает огромным диапазоном технических и выразительных средств, является основой, которой пользуются исполнители всех жанров сценической хореографии. «Все жанры сценической хореографии пользуются в той или иной мере исполнительской техникой классического танца, что помогает обрести более высокий и совершенный исполнительский уровень», – трактует Н.Тарасов.

Таким образом, в учебной работе по овладению танцевальным искусством необходимо применение системы классического танца для того, чтобы сформировать у детей навыки исполнения танцевальных элементов и движений. Но, самое главное, эта система упражнений способствует укреплению мышц, осанки, развитию таких качеств, как, устойчивость, гибкость и других показателей физической готовности танцоров к разучиванию и исполнению танца. Из всего выше сказанного можно сделать единственный правильный выбор.

Техника танца имеет огромное значение для формирования исполнительского мастерства танцоров. Отточенные до автоматизма танцевальные движения перестают занимать мысли ребенка, и тогда все его внимание переходит на музыку и характер образа, которые он отражает в танце, выражая собственное отношение к исполняемым движениям. Так техника танца становится основой музыкальности, выразительности и индивидуальности исполнения.

Таким образом, педагог должен использовать максимум средств для того, чтобы разить, а затем усовершенствовать технику танцевальных движений, выполняемых детьми, что обязательно приведет к желаемому результату обучения в хореографическом коллективе – мастерству исполнения танца.

Список литературы

  1. Круткин, В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. – 1997. № 4. С. 143-151.
  2. Адорно В. Т. Философия новой музыки. М. : Логос, 2001. 252 с.
  3. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. – 2-е изд., 1981.
  4. Курюмова Н.В. Неклассический танец как культурная модель невротической телесности // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – Омск: Изд-во ОГТУ, 2010. – Вып, 5. С. 234-238.
  5. Курюмова Н.В. Отечественный современный танец – поиски идентичности. 2010. 245 с.
  6. Моисеев И.А. Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь. М.: Согласие, 2001.
  7. Ширяев А.В., Лопухов А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. СПб., 2007.
  8. Нуруллин Н.С. Методические указания к ведению урока народного танца : методические указания. М., 1979. 37 с.

Поделиться

9516

Борисенко Н. Е. Техника танца // Наука и образование: поиск новых перспектив в условиях пандемии COVID-19 : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 сентября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/1176-tekhnika-tantsa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря