Каждый музей представляет собой память. На простой вопрос «Зачем нужны музеи» я всегда отвечаю просто: чтобы помнили, ценили и знали. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить.
В определенный период жизни каждого человека появляется потребность рассмотреть пройденный путь и понять что-то.
Сергей Михалков писал:
Любой музей есть память о веках
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества создание
В картинах, письменах, стихах
Именно эта основная идея и легла в основу создания музея истории колледжа статистики, информатики и вычислительной техники.
Музей истории колледжа открыт в 2002 году, в преддверии 70-летнего юбилея учебного заведения. Экспозиции музея отражают историю развития большого, богатого традициями и добрыми делами колледжа со дня его основания до наших дней. В фондах музея много подлинных документов и экспонатов, воссоздающих подробную историю колледжа с момента его основания и до наших дней. 937 экспонатов представлены на площади 50 м2.
В музее представлены экспозиции:
- Фотогалерея выпускников колледжа
- Учебные здания колледжа
- Директора колледжа
- Родословная колледжа
- Страницы жизни колледжа
- Гордость и география колледжа
- Ветераны войны и педагогического труда
Цель деятельности Музея колледжа заключается в содействии сохранению исторической памяти о развитии учебного заведения, формированию гражданского и патриотического самосознания будущих специалистов через музейные средства.
Для реализации поставленной цели Музей ставит следующие задачи:
- воспитание чувства уважения, гордости и сопричастности к истории учебного заведения;
- формирование целостного представления об истории развития профессионального образования в республике, об историческом прошлом и настоящем учебного заведения;
- формирование поисково-исследовательской и историко-познавательной компетентности студентов и максимальное привлечение обучающихся к деятельности Музея;
- воспитание гражданских, патриотических и нравственных качеств личности;
- расширение музейной аудитории посредством формирования чувства сопричастности к прошлому и настоящему колледжа.
Рис.
Основными направлениями деятельности Музея являются сохранение и пополнение фондов; экспозиционно-выставочная деятельность; исследовательская и просветительская деятельность, культурно-массовая работа.
Главная деятельность, конечно же, экскурсионная. И здесь студенты нашего колледжа (они занимаются исследовательской деятельностью) сами проводят экскурсии для обучающихся и гостей колледжа.
Самое первое, о чем они рассказывают, – об истории создания колледжа. Дело в том, что наше учебное заведение много раз меняло свои названия.
Любовь к Родине начинается с любви к дому, в котором родился, к школе, в которой учился. А любить можно то, что ты хорошо знаешь. И потому история родного учебного заведения может стать основой любви к родному краю.
Тонким воспитательным моментом может быть и знакомство с интересными людьми. В музее часто проводятся такие встречи с успешными выпускниками.
Историю колледжа невозможно представить без достойных выпускников, без уважаемых ветеранов войны и труда, без педагогов, чей труд стал основой для дальнейшего развития Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники в ушедшем двадцатом столетии и увлекательном двадцать первом веке.
Музей истории колледжа хранит немало воспоминаний, фотографий и архивных документов, отражающих жизнь и судьбу ветеранов.
Есть здесь газета военных лет, подаренная ветераном Денисенко. Есть здесь и книга, написанная им «Штурм Запорожья».
В музее проводятся тематические классные часы, встречи с ветеранами Вов и участниками боевых действий в горячих точках, студенты участвуют в конференциях.
Особо активная работа ведется в рамках Года Защитника Отечества:
- участие в акции «Чтения Победы»;
- подготовка статей и стенда «Защитник Отечества»;
- написание статей для электронной энциклопедии «Знание.Вики».
Одной из форм работы музея являются экскурсии. В роли экскурсоводов выступают сами студенты. Проводятся экскурсии для первокурсников, для гостей колледжа.
Результатами работы можно похвастаться: уже сегодня написано 10 статей о Ветеранах Великой для электронной энциклопедии Знание.Вики.
Сегодня Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники – это учебное заведение современного образца, представляющий собой многофункциональное образовательное учреждение с уникальным комплексом материальной базы, с высокопрофессиональными педагогами.
Современный УКСИВТ активно включен в процессы продвижения Профессионалы и Абилимпикс, наращивает связи с социальными партнерами, развивает сетевые формы взаимодействия через открытие таких центров, как ресурсный центр инклюзивного профессионального образования.
Наш музей тоже не планирует стоять на месте. Мы развиваемся.
В перспективе:
- Вовлечение в активную, творческую деятельность и сознательное участие в музейных проектах – в 2024 году – 10% студентов, к 2030 году – 30% студентов;
- Цифровизация музейных архивов;
- Оцифровка архивного фонда колледжа – к 2030 году – 937 экспонатов.
Опыт обобщения информации:
- Публикация статей в российской энциклопедии «Знание.Вики» – в 2024 году – 20 статей, к 2030 году – в рамках проектной деятельности 500 статей в год;
- Научно-исследовательская деятельность: публикация 2-х статей студентов в научных журналах;
- Создание интерактивных экспозиций и виртуального тура по музею;
- Размещение на сайте и в соцсетях с предоставлением доступа для людей с ограниченными возможностями;
- Распространение опыта музейной педагогики;
- «Диалоги поколений», конкурсы, литературные гостиные, тематические экскурсии, музей как центр проектной деятельности.
Сергею Михалкову принадлежат замечательные слова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
С благодарностью к людям, сохранившим «времен связующую нить» на протяжении 90 лет, мы совершаем путешествие во времени – в историю колледжа.
Таким образом, только через вовлечение в активную, творческую деятельность и сознательное участие в ней, можно достигнуть успехов в формировании гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Систематическая работа с архивными материалами позволяет обучающимся накопить опыт самоанализа, самоотчета, самоосмысления, нацелить на поиск ответов на вопросы о смысле всей жизни. А воспитательная среда способствует глубокому интересу к наследованию прошлого и гордостью за свое учебное заведение.